Вопросы и задания к третьей теме

1. Что называют лексическим значением слова? А грамматическим?

2. Каких слов - однозначных или многозначных – в русском языке больше? Почему?

3. С какими существительными употребляются в современном русском языке данные прилагательные: окладистый, кромешный, закадычный, заклятый? Каково их лексическое значение?

4. Посмотрите в словаре значения слов элита и фамильярный и ответьте на вопросы:

Как изменилось значение слов элита, элитарный в последнее время? Приведите примеры словосочетаний с этими словами. Какого человека называют фамильярным? Что характерно для речи и поведения таких людей? Фамильярность – хорошее или плохое свойство?

5. Как возникает многозначность? Назовите основные типы полисемии.

6. Определите контекстуальное лексическое значение выделенных слов и укажите, прямым или переносным оно является. Ответ обоснуйте. У слов в переносном значении укажите способ переноса (метафора, метонимия, синекдоха).

1. Вдоль по залу проходят дамы, слуги – на столе огни свечей, горящих в хрустале, колеблются…(И. Бунин) 2. Печаль ресниц, сияющих и черных, алмазы слез, обильных, непокорных… (И. Бунин) 3. …Гостья очутилась в платье модного покроя и цвета и в длинных хвостах на шее; жасмины понеслись по всей комнате. (Н. Гоголь)

7. Определите лексическое значение прилагательного видный в словосочетаниях на видном месте, видная должность, видный жених. Иллюстрацией какого явления (многозначности или омонимии) служат эти примеры? Приведите доказательства.

8. Определите тип полисемии в данных предложениях.

1. Две морковинки несу за зеленый хвостик. (В. Маяковский.) 2. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. (С. Есенин) 3. Ликует буйный Рим. (М. Лермонтов) 4. …И жаль зимы старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом. (А. Пушкин) 5. И на русского солдата брат-француз, британец-брат, брат-поляк и все подряд с дружбой будто виноватой, но сердечною глядят…(А. Твардовский)

9. Что такое омонимы? Какие виды омонимов вы знаете? Чем отличаются омонимы от многозначных слов?

10. В данном тексте найдите слова, совпадающие фонетически и графически. Какое языковое явление (многозначность или омонимия – лексическая, фонетическая, грамматическая) здесь использовано и какова его стилистическая функция? (Лексическое значение слов см. в толковом словаре.)

Журавлиные станицы

Гонит времени опала.

С тополей вблизи станицы

Желтая листва опала.

Речка в облачной опушке,

И черты ее не четки.

Сосны на лесной опушке

Дождика перебирают четки.

(Я. Козловский)

11. Какая омонимия представлена в шуточном стихотворении Я. Козловского? С какой стилистической целью использует ее автор?

Шьет иглой портниха в строчку,

Взял коньки точильщик в точку.

Я, заканчивая строчку,

Ставлю маленькую точку.

12. Определите средство создания каламбура.

«Ты во всем видишь худую сторону… материалист! - прибавил он презрительно. – Впрочем, переменим материю», - и, довольный плохим каламбуром, он развеселился. (М. Лермонтов)

13. Все ли слова в приведенных ниже рядах являются синонимами? Для ответа на этот вопрос придумайте предложения, в которых эти слова взаимозаменяемы, и предложения, в которых эти слова нельзя заменить одно на другое:

а) менталитет – мышление – сознание;

б) ярлык – этикетка – бирка;

в) субстрат – основа – база – платформа;

г) близкий – близлежащий - недалекий – смежный;

д) наказание – кара - казнь - возмездие.

14. Назовите признаки, по которым определяется доминанта синонимического ряда. В каждом из приведенных ниже синонимических рядов укажите доминанту:

а) реветь, плакать, выть, хныкать, скулить;

б) робеть, трепетать, бояться, трусить, дрожать, трястись.

15. Разные значения одного слова могут иметь одинаковые антонимы (теплый прием – холодный прием; теплый чай - холодный чай), но могут иметь и разные антонимы (низкий стул – высокий стул; низкий поступок – благородный поступок). К прилагательным в данном значении подберите антонимы:

Легкая (судьба), легкое (задание); открытый (ворот), открытый (человек); острый (нож), острая (боль).

16. К выделенным словам подберите, если возможно, синонимы и антонимы и укажите, языковыми или контекстуальными они являются.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

(И. Бунин)

17. Расскажите об изменении лексического состава русского языка. Что такое историзмы, архаизмы, неологизмы? Могут ли лексические единицы переходить из пассивного запаса в активный? Приведите примеры.

18. Какую роль играют заимствованные слова в формировании лексики русского языка? Всякое ли заимствование должно оцениваться негативно? В каком случае заимствования играют отрицательную роль в языке?

19. Расскажите о старославянизмах и русизмах, их отличиях и роли в современном русском языке.

20. Следующие слова по происхождению являются старославянизмами. Одинаковы ли они с точки зрения употребления в современном языке?

Брег, бремя, врата, вратарь, вред, глава, главный, град (город), младенец, младой, мрачный, награда, плен, прибрежный, прохлада, сладкий, хлад, храбрый.

21. Сравните слова:

висячий – висящий

горячий – горящий

живучий – живущий

лежачий – лежащий

колючий – колющий

К каким частям речи относятся слова в каждом столбике? Каково происхождение данных слов? Составьте словосочетания или предложения с этими словами. В каких стилях речи встречаются эти слова? Дополните список своими примерами.

22. Приведите примеры слов, включающих латинские и греческие корни: bios (греч.) – жизнь; philos (греч.) – друг, любитель, любезный, дорогой; dico, dictum (лат.) – говорю; lectio (лат.) – чтение; audio (лат.) – слушаю; servo (лат.) – храню; liber (лат.) – свободный; socium (лат.) – общий.

23. Выпишите из данного предложения заимствованные слова и укажите признаки их иноязычного происхождения.

Пассажиры выходят на закрытый перрон, подымаются на верхний этаж вокзала по эскалатору, проходят несколько зал, идут по закрытым со всех сторон сходням и оказываются в большом вестибюле. (И. Ильф, Е. Петров)

24. Немецкое по происхождению слово бюргер, французское буржуа и польское мещанин были образованы (каждое в своем языке) по одной словообразовательной модели, и их первоначальное значение одинаково. Каким исконно русским словом передается это значение? Каковы особенности значения и употребления каждого из названных слов в русском языке?

25. Что называется фразеологизмом? Чем отличается фразеологизм от слова? Приведите примеры фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимов.

26. На какие группы делятся устойчивые выражения? Какова роль фразеологизмов в речи? Проиллюстрируйте примерами.

27. С какими русскими сказками связаны следующие выражения: битый небитого везет; по щучьему велению?

28. Из каких произведений русских писателей взяты данные фразеологизмы: остаться у разбитого корыта; великий комбинатор; а Васька слушает да ест?

29. Ниже приводится буквальный перевод некоторых фразеологизмов из французского языка и указывается их значение. Подберите соответствующие им русские фразеологизмы.

Жить как петух на откорме (жить хорошо, беззаботно);

в те времена, когда королева Берта пряла (очень давно);

работать на прусского короля (работать задаром).

30. Приведите примеры крылатых слов и выражений:

а) из басен И.А. Крылова;

б) из современных песен.

31. Определите лексическое значение данных фразеологизмов. Найдите в их составе устаревшие слова и дайте им толкование.

Прописать ижицу, яко тать в нощи, бразды правления, одним миром мазаны, зарыть талант в землю, как зеницу ока.

32. Вспомните и запишите по три фразеологизма мифологического и библейского происхождения. Кратко расскажите историю происхождения каждого из них.

33. Что обозначают и как появились следующие устойчивые сочетания? Укажите их значение.

Ноев ковчег, хлеб насущный, вавилонское столпотворение, блудный сын, глас вопиющего в пустыне, запретный плод, авгиевы конюшни, ахиллесова пята, запретный плод, дамоклов меч, избиение младенцев, земля обетованная, сизифов труд, нить Ариадны, притча во языцех.

34. Определите лексическое значение фразеологизмов и назовите первоначальную сферу из употребления.

Разделать под орех, ставить в тупик, топорная работа, играть первую скрипку, попасть впросак.

35. Приведите как можно больше синонимичных фразеологизмов к данным устойчивым сочетаниям.

Не оставить камня на камне; отдать Богу душу; во все лопатки; считать ворон.

36. Укажите, какие значения (б) соответствуют приведенным образным выражениям (а):

а) прокрустово ложе, синий чулок, дамоклов меч, тришкин кафтан, перейти Рубикон, современный Дон Кихот, троянский конь, Дон Жуан, настоящий Квазимодо, робинзонада;

б) ловелас, распутник, волокита; необычные приключения, путешествия в одиночку; добрый, бескорыстный человек; уродливый, безобразный; коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает; совершить решительный поступок; женщина, всецело поглощенная учеными интересами; мерка, под которую насильственно подгоняют что-то; бесполезная попытка поправить дела; нависшая, угрожающая опасность.