В старшем дошкольном возрасте.

Тема: «ТРАНСПОРТ».

Необходимы картинки с изображением транспортных средств: автобус, машина, корабль, электричка метрополитена, самолёт, вертолёт и др., а также картинки с изображением предметов, не имеющих отношения к понятию «Транспорт» (комбайн, машина швейная..).

Программное содержание:

1. Познакомить детей с разными видами наземного транспорта (автобус, трамвай, электричка). Закрепить умение рассматривать их, определять существенные и характерные признаки (они нужны человеку, чтобы…). Сформировать понятие «Наземный транспорт».

2.Продолжать учить анализировать, сравнивать, делать выводы. Развивать связную речь (описательную и речь-доказательство), отвечать на вопросы воспитателя полными развёрнутыми предложениями.

3.Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих названия предметов, их частей и деталей, действий, признаков (перечислить все части речи).

4. Воспитывать интерес к окружающему миру.

СТРУКТУРА НОД:

1 часть: - приёмы, способствующие заинтересованному отношению детей к теме занятия (загадки про разные виды транспорта, ребус, стихотворение, обращение к личному опыту детей, видеоматериал в сопровождении музыки, фотографии); - рассматривание картинок, описание изображённых на ней предметов; 2 часть: их сравнение и определение общего признака, на основе которого делается обобщение; введение обобщающего слова «транспорт»;3часть: игровые упражнения, например, «Отбери из разных картинок те, которые относятся к транспорту» или «Что лишнее?» (см. сборники лексических игр и упражнений).

Литература:

- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет - М., ТЦ «Сфера», 2005

- Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе (глава «Познавательное развитие») - Воронеж, ТЦ «Учитель», 2010

- Блинова Г.М. Занятия. Познавательное развитие детей 5-7 лет. – М., «Сфера», 2009

- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. - М., ТЦ «Сфера», 2005

- Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М., Центр пед. образования, 2007

-Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.- М., «Сфера», 2005

- Попова С.Н. Просто о простом – «Совъяж БЕВО», 1994

- Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. / Под ред. Ушаковой О.С. – М., ТЦ «Сфера», 2009 - Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх – СПб, «Детство-пресс», 2007

-серия дидактического материала «Окружающий мир», Вохринцева С.- Екатеринбург, «Страна фантазий», 2010

ПРИМЕР подбора занимательного материала при ознакомлении со свойствами и качествами стекла в старшей группе:

1. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (Неизведанное рядом. – О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина – М., ТЦ «Сфера», 2005, Стр. 47, 116).

- «Стекло, его качества и свойства»: учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность);

- «Родственники стекла»: узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

2. «Любопытные, а порой и забавные факты в «биографиях» самых обычных предметов и материалов…» - строки из послесловия книги «Просто о простом» С.Н.Поповой.

Стр.28-30: гл. «Око дома. Окно» - об истории появления оконных стёкол.

Стр.47-50:гл.«Хрустальный водопад. Люстра» - об истории преобразования осветительных приборов, от сосудов с раскалённым углём в Древней Греции до всемирно известных чешских хрустальных люстр.

Стр.51- 54: «Лужица на стене. Зеркало» - о первых стеклянных зеркалах.

3. Пример из детской художественной литературы – рассказ П.Федоренко «Хрустальный букет» - М., Изд-во «Малыш», 1990 г. – история о выздоровлении дочери мастера-стеклодува, изготовившего для больной девочки хрустальный букет волшебной красоты… и исторические сведения (с цветными рисунками) об искусных мастерах-стеклодувах Древнего Египта, Венеции, Франции, Голландии, Англии, а также русских умельцах.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ПО РАССМАТРИВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ

Необходимо понимать, что картины в процессе ознакомления с окружающим и формирования словаря детей служат для уточнения названий предметов, признаков, а также для активизации лексики. С этой целью в работе с детьми используют соответственно предметные и сюжетные картины, в старшем дошкольном возрасте и репродукции картин известных мастеров-художников (Саврасова, Поленова, Шишкина, Левитана, Бакшеева, Грабаря…).

Важнейшей задачей при определении программного содержания НОД является обучение детей рассматриванию картины, установлению взаимосвязей между героями и явлениями, умению аргументировать свои суждения, обогащение и активизация лексики.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) Составляя план рассматривания картины в любой возрастной группе, необходимо предусмотреть содержание предварительной работы:

- целевые прогулки;

- разучивание стихотворений, чтение художественной литературы;

- слушание музыки;

- игры по развитию словаря;

- выбор картины с учётом сезона, особенностей детей, задач воспитательно-образовательной работы в группе.

2) СТРУКТУРА НОД – классическая 3х-частная:

1 часть – эффективным началом служит сочетание 2-3 приёмов (загадка и рассматривание предмета-героя картины; стихотворение и музыка; наблюдение из окна и чтение отрывка из художественного произведения)

2 часть – в ходе рассматривания основным приёмом является вопрос. Следует продумать

формулировку и последовательность вопросов. Если картина многоплановая, необходимо рассматривать её по частям.

3 часть – в ней должен прозвучать краткий, но образный рассказ воспитателя по данной картине. Его можно заменить авторским художественным (небольшим по объёму) текстом, подходящим по содержанию к основной идее и настроению рассмотренной картины. Эмоциональным приёмом в конце занятия являются игры-драматизации (к картинам «Репка», «Волк и семеро козлят»), словесные игры по звуковой культуре речи, грамматике и др. (Например, после рассматривания картины «Кошка с котятами» «Купание медвежат», «Белые медведи» провести игру «Назови детёнышей», «Скажи ласково», «Один-много» и др.).

3) ВАЖНО ПОМНИТЬ:

рассматривание картины имеет свои особенности во всех возрастных группах - а) в младших – можно провести игру на звукоподражание голосам животных и птиц, спеть песенку героя картины, использовать игровой приём (появление персонажа)… б) в старших группах – обращать внимание на мимику, жесты героев картины; придумать диалоги; мысленно «войти» в картину…

Программное содержание:(картина«Зимние забавы» подг.гр.) 1.Учить детей рассматривать картину, понимать её содержание, устанавливать взаимосвязи между изображёнными на картине персонажами (пространственные, временные, причинно-следственные). 2. Продолжать развивать умение рассуждать, анализировать (почему детям весело,…), сравнивать (пруд похож на зеркало, блюдце, стекло; снег точно покрывало, скатерть, одеяло, белоснежный ковёр и т.п.), выражать свои мысли в виде развёрнутых предложений, придумывать диалоги героям. Учить дополнять ответы сверстников. 3. Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов: (привести примеры – все части речи). Обращать внимание на красивые эпитеты, синонимы (примеры) 4. Развивать в детях наблюдательность, интерес к окружающему.