Рекомендации по организации речевой развивающей среды как средства развития речи дошкольников
Большое значение в развитии речи детей имеет развивающая среда. Это достаточно ёмкое понятие, которое предполагаетналичие в групповой комнате:
- книжного уголка;
-специальных дидактических и настольно-печатных игр для речевого развития дошкольников;
- предметов изобразительного искусства (например, дидактических картин, репродукций картин известных художников - для рассматривания и обучения детей рассказыванию);
- разных видов театра и оборудования для их показа (напольной и настольной ширмы, экрана для теневого театра, магнитной доски, фланелеграфа);
- видеотеки (с презентациями материалов для организации НОД по развитию речи, с занимательным словесным и наглядным материалом);
-записей классических музыкальных произведений и детских музыкальных композиций;
- материалов для развития мелкой моторики рук;
-пособий для развития детского речевого творчества (мнемотаблиц, схем, коллажей и др. подобного наглядного материала; картотек со специальными играми и творческими заданиями, например, сказками-тестами, речевыми задачами).
Всё это должно быть в достаточном количестве, соответствовать требованиям программы речевого развития дошкольников, а также индивидуальным речевым способностям детей данной возрастной группы.
Важным средством речевого развития являются культурная языковая среда и речь воспитателя. Овладение родным языком происходит у ребёнка в процессе подражания взрослым под влиянием систематически организованной ими речи. В процессе общения со взрослыми дети перенимают тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, обогащают и активизируют свой словарный запас. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:
- содержательность и одновременно точность, логичность высказываний;
- доступность, т.е. соответствие возрасту детей;
- лексическое богатство;
- грамматическая правильность;
- чёткость произношения;
- интонационная выразительность;
- неторопливость и умеренная громкость;
- соблюдение правил речевого этикета.
Воспитатель обязан знать и употреблять в речи пословицы и поговорки, фразеологизмы, эпитеты, сравнения и другие средства языковой выразительности, которыми так богата художественная литература.
Самостоятельно общаться с книгой особенно в повседневной жизни детям удобнее и целесообразнее в книжном уголке.Он обязательно должен быть в каждой возрастной группе. Помимо книг в зоне свободного речевого развития (книжном уголке) воспитатель помещает детские журналы, тематические альбомы, картотеки пословиц и стихов для старших дошкольников, умеющих читать. Взрослые организуют выставки книги детских рисунков. В старших группах в книжном уголке имеются детские энциклопедии и научная литература для дошкольников.
Формы работы с книгой – самые разнообразные. Это:
- чтение;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы детей о прочитанном со сверстниками и воспитателем;
- пересказ художественных текстов;
- ремонт книг.
В ходе общения с книгой развиваются все стороны речи детей (словарь, логика, звучание, грамматика). Кроме этого идёт процесс ознакомления с языковыми явлениями родного языка (многозначностью, фразеологией), его лексической выразительностью. Усвоение языка стимулирует эмоциональное воздействие произведений искусства, музыка, театр. Поэтому рядом с книжным уголком следует расположить театральную зону и музыкальный уголок.
Дети будут иметь возможность инсценировать художественные произведения, например, русские народные сказки, показывать их с помощью разных видов театра. При этом хорошо использовать звучание музыки (магнитофона или простейших для детей музыкальных инструментов).
В зоне изобразительной деятельности для театрализованных игр дети могут изготовить с помощью воспитателя элементы костюмов, декорации, афиши для будущих спектаклей и викторин, литературных гостиных и салонов. Музыка, изобразительное искусство вызывают у детей желание делиться впечатлениями, импровизировать, развивают речевое творчество и выразительность детской речи.
Во всех возрастных группах необходимо иметь разнообразныйнаглядный материал: демонстрационный (дидактические картины, игрушки,пособия для игр, схемы, модели, мнемотаблицы) и раздаточный (картинки, открытки, рабочие листы с заданиями по мелкой моторике).
Для старших дошкольников нужны учебная и магнитная доски, в частности для обучения грамоте, и желательно – компьютер для организации НОД, а также для повседневного речевого развития детей.
Таким образом, речевая развивающая среда является эффективным средством речевого развития дошкольников, важны все её составляющие.
*Например, программа «Детство»предусматривает наличие: