Рекомендации по организации речевой развивающей среды как средства развития речи дошкольников

Большое значение в развитии речи детей имеет развивающая среда. Это достаточно ёмкое понятие, которое предполагаетналичие в групповой комнате:

- книжного уголка;

-специальных дидактических и настольно-печатных игр для речевого развития дошкольников;

- предметов изобразительного искусства (например, дидактических картин, репродукций картин известных художников - для рассматривания и обучения детей рассказыванию);

- разных видов театра и оборудования для их показа (напольной и настольной ширмы, экрана для теневого театра, магнитной доски, фланелеграфа);

- видеотеки (с презентациями материалов для организации НОД по развитию речи, с занимательным словесным и наглядным материалом);

-записей классических музыкальных произведений и детских музыкальных композиций;

- материалов для развития мелкой моторики рук;

-пособий для развития детского речевого творчества (мнемотаблиц, схем, коллажей и др. подобного наглядного материала; картотек со специальными играми и творческими заданиями, например, сказками-тестами, речевыми задачами).

Всё это должно быть в достаточном количестве, соответствовать требованиям программы речевого развития дошкольников, а также индивидуальным речевым способностям детей данной возрастной группы.

Важным средством речевого развития являются культурная языковая среда и речь воспитателя. Овладение родным языком происходит у ребёнка в процессе подражания взрослым под влиянием систематически организованной ими речи. В процессе общения со взрослыми дети перенимают тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, обогащают и активизируют свой словарный запас. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:

- содержательность и одновременно точность, логичность высказываний;

- доступность, т.е. соответствие возрасту детей;

- лексическое богатство;

- грамматическая правильность;

- чёткость произношения;

- интонационная выразительность;

- неторопливость и умеренная громкость;

- соблюдение правил речевого этикета.

Воспитатель обязан знать и употреблять в речи пословицы и поговорки, фразеологизмы, эпитеты, сравнения и другие средства языковой выразительности, которыми так богата художественная литература.

Самостоятельно общаться с книгой особенно в повседневной жизни детям удобнее и целесообразнее в книжном уголке.Он обязательно должен быть в каждой возрастной группе. Помимо книг в зоне свободного речевого развития (книжном уголке) воспитатель помещает детские журналы, тематические альбомы, картотеки пословиц и стихов для старших дошкольников, умеющих читать. Взрослые организуют выставки книги детских рисунков. В старших группах в книжном уголке имеются детские энциклопедии и научная литература для дошкольников.

Формы работы с книгой – самые разнообразные. Это:

- чтение;

- рассматривание иллюстраций;

- беседы детей о прочитанном со сверстниками и воспитателем;

- пересказ художественных текстов;

- ремонт книг.

В ходе общения с книгой развиваются все стороны речи детей (словарь, логика, звучание, грамматика). Кроме этого идёт процесс ознакомления с языковыми явлениями родного языка (многозначностью, фразеологией), его лексической выразительностью. Усвоение языка стимулирует эмоциональное воздействие произведений искусства, музыка, театр. Поэтому рядом с книжным уголком следует расположить театральную зону и музыкальный уголок.

Дети будут иметь возможность инсценировать художественные произведения, например, русские народные сказки, показывать их с помощью разных видов театра. При этом хорошо использовать звучание музыки (магнитофона или простейших для детей музыкальных инструментов).

В зоне изобразительной деятельности для театрализованных игр дети могут изготовить с помощью воспитателя элементы костюмов, декорации, афиши для будущих спектаклей и викторин, литературных гостиных и салонов. Музыка, изобразительное искусство вызывают у детей желание делиться впечатлениями, импровизировать, развивают речевое творчество и выразительность детской речи.

Во всех возрастных группах необходимо иметь разнообразныйнаглядный материал: демонстрационный (дидактические картины, игрушки,пособия для игр, схемы, модели, мнемотаблицы) и раздаточный (картинки, открытки, рабочие листы с заданиями по мелкой моторике).

Для старших дошкольников нужны учебная и магнитная доски, в частности для обучения грамоте, и желательно – компьютер для организации НОД, а также для повседневного речевого развития детей.

Таким образом, речевая развивающая среда является эффективным средством речевого развития дошкольников, важны все её составляющие.

*Например, программа «Детство»предусматривает наличие: