Заполнить таблицу.
Ф.И.О.воспитателя_____________________________________________________________
Наименование ДОУ, возрастная группа___________________________________________
№ | Тема занятия | |||||
Перечень умений | Степень выраженности (отметить знаком «+») | |||||
высокая | достаточная | средняя | слабая | отсутствует | ||
Определять содержание и структуру занятия в соответствии с уровнем развития детей и их возрастом. | ||||||
Проводить предварительную работу с детьми. | ||||||
Отбирать демонстрационный и раздаточный материал, отвечающий дидактическим целям. | ||||||
Уметь рационально размещать материал в дидактической зоне. | ||||||
Уметь организовать детей, вызвать эмоциональное отношение к будущей деятельности. | ||||||
Использовать разнообразные эффективные методы и приемы развивающие и воспитывающие ребенка. | ||||||
Уметь разнообразно использовать ТСО в ходе организации занятия. | ||||||
Уметь направить фронтальную и индивидуальную работу на решение задач словарной работы, воспитание ЗКР, развитие связной речи и т.д. | ||||||
Уметь проявлять гибкость в руководстве познавательно-речевой деятельностью детей, исходя из показателей «обратной связи» (например, своевременно проводить динамическую паузу, игровые приемы, сменить форму организации, вид деятельности детей, дидактические средства). | ||||||
Выбирать оптимальный темп занятия. | ||||||
Уметь организовать поведение детей в процессе занятия. | ||||||
Уметь осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом их обучаемости, степени продвижения в усвоении программного материала, типологических особенностей и т.д. | ||||||
Уметь оценивать детей на занятии. | ||||||
Речевая культура воспитателя: умение выражать свои мысли точно, ясно, лаконично, образно, интонационно выразительно, доступно по содержанию и форме. | ||||||
Уметь владеть мимикой, пантомимикой, жестами. | ||||||
Владеть искусством постановки вопросов. | ||||||
Использовать общение в повседневной жизни для развития речи. | ||||||
Уметь планировать дальнейшие перспективы в развитии речевых навыков. |
Выводы и предложения:
Приложение 4.
3. Оценка системы планирования образовательного процесса в ДОО
Планирование- это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:
1. Перспективный план развития или программа развития ДОО, составляемый на 3 года;
2. Годовой план ДОО;
3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Требования к планированию:
1.Разрабатывается на весь учебный год.
2. Количество образовательной деятельности должно соответствовать учебному плану ДОО и САНПИН.
3. Тема и программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и требованиям ОПДОО.
4. Указывается методическая литература и страница.
Принципы планирования:
ü Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
ü Учет индивидуальных особенностей. (Необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
ü Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (НОД, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной игровой деятельности и общения со сверстниками).
ü Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании НОД и требования к их сочетаемости (планирование НОД с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных НОД с занятиями с высокой двигательной активностью).
ü Учет уровня развития детей (проведение НОД, индивидуальной работы, по подгруппам).
ü Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только в НОД, но и в других видах деятельности).
ü Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий.
Условия:
1.Знание программных задач.
2.Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3.Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
(Если задача используется на занятиях более 4 раз, выносится ли она Вне НОД )
4.Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали - каждый в отдельности.
Календарный план - предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарный план является обязательным документом (1987 г). Строится на принципе календарно-тематического планирования.
· объем плана в условно-учебных часах.
· тематика, содержание, количество НОД для прохождения каждой темы.
· оптимальные формы проведения НОД, методы и приемы обучения для достижения поставленных целей и задач.
· остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течение года.
Планирование образовательного процесса в ДОУ
Содержание | Непосредственная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Индивидуальная работа с детьми | Работа с родителями |
«Познание» |
Выводы и предложения:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________