Понятия «преднаука», «наука», «вненаучное знание»

Преднаука.В развитии научного знания выделяют две ступени – преднауку и науку. Отдельные элементы научного знания начали складываться в древних обществах (Египет, Китай, Индия и др.). На этом этапе познавательная деятельность, называемая преднаукой, была включена в непосредственную практическую деятельность. Числа и геометрические фигуры рассматривались как прообразы предметов. Примером преднаучных знаний являются геометрические знания древних египтян: первые геометрические фигуры, построенные ими, являлись моделями земельных участков.

По мере развития познания и практики наряду с этим способом построения знаний формируется новый, который называют собственно «наука». Это произошло в VI веке до н. э. в Древней Греции. Формирование науки связано с формированием принципов построения теоретического знания. Этот процесс прежде всего происходил в математике. Античные математики, разрабатывая новые теоретические принципы, сделали многое в систематизации математических знаний, полученных в древних цивилизациях. Формирование математики связано с рассмотрением геометрических фигур и чисел как относительно самостоятельных математических объектов, на базе которых строятся новые математические объекты. (В этом смысле значительный шаг в развитии математики был сделан благодаря открытию отрицательных чисел, когда на них начали распространять операции, производимые с положительными числами). Итак, становление собственно науки в отличие от преднауки связано с принципиально новым способом построения теоретического знания, которое строится как бы «сверху»: от моделей-гипотез – к достоверному знанию и от него – к практике.

Наука

Непосредственными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов действительности. Наука – это особая сфера познавательной деятельности, направленная на выработку, теоретическую систематизацию и обоснование объективных знаний о мире. Как было уже отмечено, формирование науки в собственном смысле связано со становлением математики. Вслед за математикой происходит становление естественных наук, затем – технических наук (как знаний, устанавливающих связь между естественными науками и производством), а позднее и становление социально-гуманитарных наук.

Научные дисциплины, которые в своей совокупности образуют науку, можно подразделить по предмету исследования на науки естественные, общественные (гуманитарные и социально-экономические), технические. По своему непосредственному отношению к практике науку подразделяют на две больших отрасли: фундаментальные науки и прикладные. Задачей фундаментальных наук является изучение законов природы, общества, мышления безотносительно к их возможному практическому использованию. Поэтому фундаментальные науки опережают в своём развитии науки прикладные. Прикладные науки имеют своей целью использование результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных проблем, но и социально-практических.

Одной из важных проблем гносеологии является исследование особенностей гуманитарного знания (гуманитарных наук). Начиная с середины XIX века, появились попытки отстоять своеобразие гуманитарных наук, которые также обладают теоретичностью и достоверностью. В этой связи особенно значима роль философов неокантианской школы. В. Виндельбанд (1848 – 1915), заложивший основы юго-западной (баденской) неокантианской школы, сформулировал положение о различии идеографических и номотетических наук. Номотетические науки – это науки о природе, которые выявляют общие, повторяющиеся свойства природных явлений. Поэтому номотетические науки – физика, химия, биология и др. формулируют законы и соответствующие им общие понятия. Идеграфические науки – это науки о духе, описывающие неповторимые события человеческой жизни фактов истории, произведения искусства, социальные институты и т.д. Исходя из этого науки о природе – науки о законах, науки о духе – это науки о событиях. Согласно Дильтею, в основе гуманитарного знания находится сама жизнь, изучение которой нуждается в особом методе. Если метод естественных наук – объяснение, то метод гуманитарных наук – понимание. Чем отличается объяснение от понимания?

Объяснение как метод познания выявляет связи между явлениями, на основе которых возможно осуществлять предсказание будущих явлений. Процесс понимания, с одной стороны, состоит в усвоении знаний уже выработанных человечеством. С другой стороны, понимание – это интерпретация изучаемых социальных и гуманитарных объектов (текстов). Чтобы понимать смысл письменного или устного текста, необходимо обращение к герменевтике, центральной задачей которой является интерпретация языка. В таких случаях понимание носит творческий характер.

Важной составляющей любой науки является система организационных мер, определяющих её функционирование. Начиная с XVII в. все науки не могут развиваться вне этой системы. С этого времени наука выступает не только особым видом познавательной деятельности, но и особым социальным институтом, реализующим познавательные задачи и отвечающим за формирование субъекта познания. В этом своём качестве наука включает в себя научные общества и академии, благодаря которым создаются новые научные коммуникации. Возникновение научных сообществ, объединённых на основе какой-либо дисциплинарной области знания, привело к появлению научных монографий, журналов. В ХХ в. Интернет становится формой внутринаучных коммуникаций.

Итак, наука в её современном виде включает в себя следующие составляющие:

− познавательную деятельность, имеющую целью изучение объективных законов природы, общества и мышления;

− систематизированное объективное знание о мире;

− социальный институт, обеспечивающий функционирование познавательной деятельности.