Составы административных правонарушений в области охраны собственности и в области предпринимательской деятельности
Уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ). Непосредственным объектом названного административного правонарушения выступает право собственности. При этом виновное лицо нарушает нормы ГК РФ. Предметом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, является чужое имущество.
Под чужим имуществом понимается имущество, не принадлежащее причинителю вреда ни на каком правовом основании.
Под уничтожением чужого имущества имеется в виду приведение имущества в полную негодность, в результате чего оно утрачивает свою хозяйственно-экономическую ценность и не может быть использовано в соответствии со своим назначением.
Под повреждением чужого имущества имеется в виду приведение его в такое состояние, при котором оно становится непригодным к использованию без исправления.
Вопрос о том, уничтожено ли имущество или повреждено и в какой мере, обычно является очевидным, но при необходимости он может решаться с помощью экспертов.
С объективной стороны, состав правонарушения образуют противоправные действия, приведшие к уничтожению или повреждению чужого имущества, если они не повлекли причинение значительного ущерба.
Под значительным ущербом, в зависимости от характера имущества, может рассматриваться как денежное выражение ущерба, так и характер причиненного вреда, если, например, повреждено произведение искусства. Размер ущерба определяется не только с точки зрения денежного выражения, но и значимости имущества для владельца, пользователя или собственника.
Значительный ущерб, причиненный гражданину, определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей, а размер значительного ущерба, причиненного юридическим лицам в каждом конкретном случае должен оцениваться судом с учетом стоимости поврежденного или уничтоженного имущества, его хозяйственной и иной ценности, затрат на восстановление поврежденного имущества, последствий его выведения из использования (эксплуатации), экономического положения собственника или иного законного владельца этого имущества, а также иных имеющих существенное значение обстоятельств.
С субъективной стороны данное правонарушение является умышленным, совершаемым только с прямым умыслом.
Субъектом данного правонарушения является физическое лицо, достигшее 16 лет.
Разграничение между административным правонарушением, приведенным в данной статье, и преступлением, наказуемым по ст. 167 УК РФ, проводится по размеру причиненного вреда.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.17 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции). Дела рассматривают судьи.
Мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ).
В настоящее время статья действует в редакции Федерального закона от 29 ноября 2012 г. № 204-ФЗ[147].
Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 7.27 КоАП РФ, являются отношения собственности. Виновный посягает на право частной, муниципальной, государственной, иной собственности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в данной статье, характеризуется тем, что виновный совершает мелкое хищение, то есть стоимость похищенного имущества не превышает 1000 рублей.
Хищение имущества, в том числе мелкое, есть противоправное, безвозмездное, с корыстной целью изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или другому лицу, например владельцу этого имущества.
Под имуществом понимаются промышленные и продовольственные товары, изделия промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, сырье, предметы искусства, деньги, оплаченные документы, которые непосредственно дают право на получение материальных ценностей.
Стоимость имущества определяется по ценам, в соответствии с которыми имущество реализовывалось. Если цена на похищенное имущество отсутствует, она может быть определена на основании заключения эксперта. Стоимость некоторых материальных ценностей определяется в соответствии со специальными нормативными актами.
Судье, рассматривающему дело, должна быть представлена справка о стоимости похищенного имущества на основе указанных цен. Такой документ имеет значение для разграничения административного правонарушения и преступления и при решении вопроса о назначении наказания виновному.
Мелкое хищение образует состав административного правонарушения, если оно совершено лишь в указанных в статье формах, то есть путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты. Другие формы хищения образуют состав преступления.
Кражей является тайное хищение чужого имущества. Для мошеннического завладения имуществом характерны использование обмана, умышленное сокрытие или искажение истины с целью ввести в заблуждение лицо, у которого находится имущество, и побудить его к передаче этого имущества виновному лицу. Присвоение связано с удержанием и обращением в свою пользу или пользу других лиц имущества, которое находилось у нарушителя в правомерном владении, например у кладовщика и экспедитора государственного собственника. Растрата означает продажу, потребление, дарение, отчуждение третьим лицам с корыстной целью имущества, находившегося в ведении виновного.
Хищение не признается мелким, если имеются квалифицирующие признаки преступлений, предусмотренных ст. 158–160 УК РФ.
С субъективной стороны, рассматриваемое правонарушение предполагает наличие прямого умысла и корыстной цели (обращение имущества в свою пользу или в пользу других лиц).
Субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста административной ответственности.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.17 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции). Дела рассматривают судьи.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1. КоАП РФ).
Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.
Цель данной статьи – обеспечить создание нормальных условий для развития предпринимательской деятельности, функционирования товарных рынков и защиты прав, как субъектов предпринимательской деятельности, так и потребителей товаров, работ и услуг.
Под предпринимательской деятельностью имеется в виду деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане – индивидуальные предприниматели. Однако такое право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[148] государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.
Правительством РФ утверждены формы документов для государственной регистрации юридических лиц, определены требования к их заполнению, порядок и сроки передачи регистрационных дел в налоговые органы.
Зарегистрированная коммерческая организация вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в ее учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми она вправе заниматься. Исключения составляют некоторые иные организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.).
Согласно статье 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[149].
Кроме того, в отдельных законах определены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством РФ, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации, а предусмотренного ч. 2 – в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии), а предусмотренного ч. 4 – в грубом нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При квалификации деятельности как предпринимательской суды сформировали такой критерий, который может быть обозначен как критерий реальности, фактического наличия самой деятельности, а не намерения ее осуществить. Иными словами, в предмет доказывания по таким спорам включается именно факт осуществления определенных действий с целью извлечения прибыли. В тех же случаях, когда доказательств проведения соответствующих действий не было, нет оснований для квалификации наличия деятельности как таковой.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18[150] подчеркнута необходимость применительно к составу ч. 1 данной статьи проверять, содержатся ли в действиях лица, привлекаемого к ответственности, признаки предпринимательской деятельности. Из признаков предпринимательской деятельности проблемным является вопрос о признании деятельности систематической. Отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав административного правонарушения.
Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ. В данном случае крупным ущербом является ущерб, превышающей 1 млн 500 тысяч рублей, особо крупным – 6 млн рублей.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектами ответственности по ч. 1 могут быть только граждане, по ч. 2, 3 и 4 – наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ рассматривают судьи.
Нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15. КоАП РФ).
Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, направленные на упорядочение осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Данная статья направлена на охрану правил продажи отдельных видов товаров, устанавливаемых Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ в соответствии с положениями Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 2 февраля 1992 г. 2300-1 № «О защите прав потребителей» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие комментируемой статьи не распространяется на относящиеся к продаже товаров правила, ответственность за нарушение которых установлена ст. 14.1–14.8, 14.10, 14.16, 14.17 Кодекса.
Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение Правил продажи отдельных видов товаров[151], Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия, нарушающие правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.
С субъективной стороны, правонарушение характеризуется прямым умыслом.
Субъект административного правонарушения – физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо либо юридическое лицо.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции). Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП РФ).
Непосредственным объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.
Комментируемой статьей обеспечивается путем установления административной ответственности охрана отношений, урегулированных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»[152] установившим ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей.
Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ определены понятия: этилового спирта, питьевого этилового спирта; спиртосодержащей продукции (пищевой или непищевой), денатурированной спиртосодержащей продукции; алкогольной продукции; спиртных напитков; водки; вина и ряд других понятий.
Часть 1 данной статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, запрещающих розничную продажу этилового спирта, ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»[153], не допускающих розничную торговлю лекарственными средствами вне аптечных, медицинских и ветеринарных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.
Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи состоит в нарушении указанных запретов.
Часть 2 статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, запрещающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.
Часть 2.1 статьи основана на положениях ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, которая устанавливает особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции. В частности, запрещает продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Уголовная ответственность установлена за неоднократность.
Административная ответственность, установленная ч. 3 данной статьи, наступает при совершении иных нарушений названных правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (например, в ночное время). При совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, дополнительной квалификации по ст. 14.15 КоАП РФ (нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров) не требуется, поскольку ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ст. 14.15 КоАП РФ.
С субъективной стороны, комментируемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Субъекты данного административного правонарушения – граждане, должностные лица либо юридические лица.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.16 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.16 КоАП РФ, судьи, органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Квалификация административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти и против порядка управления, в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Общая характеристика административных правонарушений,
посягающих на институты государственной власти и против порядка управления
Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 17.7, являются отношения в сфере государственной власти.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный не выполняет требования прокурора (начиная от районного и кончая Генеральным прокурором РФ, в т. ч. и военных прокуроров), которые он обязан исполнять в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», иными федеральными законами. Объективная сторона анализируемого административного правонарушения охватывает все случаи неисполнения законных требований следствия, дознавателя (например, неявка свидетеля по вызову следователя). Кроме того, объективная сторона данного административного правонарушения налицо и тогда, когда не исполняются законные требования должностного лица, которое осуществляет производство по делу об административном правонарушении.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом. Субъектами анализируемого правонарушения являются граждане, достигшие возраста 16 лет, должностные лица (например, работодатели).
Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9 КоАП РФ).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок отправления правосудия.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный дает заведомо ложные показания (т. е. явно не соответствующие действительности, недостоверные сведения) при производстве по делу об административном правонарушении).
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется только прямым умыслом.
Субъектом данного правонарушения могут быть только граждане, которые являются:
– свидетелями (т. е. лицами, которым могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению);
– специалистами (т. е. лицами, не заинтересованными в исходе дела, обладающими познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств);
– экспертами (т. е. незаинтересованными лицами, обладающими специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения);
– переводчиками (т. е. незаинтересованными лицами, владеющими языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода при производстве по делу об административном правонарушении).
Составы административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, против порядка управления
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 18.8, являются отношения в области обеспечения режима пребывания и проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом виновный нарушает нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», а также Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иных правовых актов, регулирующих пребывание и проживание иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный (т. е. иностранный гражданин или лицо без гражданства) нарушает режим пребывания либо проживания в Российской Федерации.
Правонарушения, предусмотренные в части 1 ст. 18.8, состоят в несоблюдении установленных в Российской Федерации правил въезда в РФ и режима регистрации по месту пребывания (а если лица проживают постоянно, то по месту жительства). Это, в частности, выражается:
– в несоблюдении установленного для иностранцев и лиц без гражданства правил регистрационного учета и передвижения по территории Российской Федерации, а также порядка выбора места пребывания (жительства) в РФ. При этом ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации[154];
– в том, что виновный уклоняется (т. е. прямо не отказывается выехать, но не предпринимает никаких мер к тому, чтобы покинуть страну, игнорирует требования о выезде) после того, как истек срок пребывания в Российской Федерации (указанный в специальном разрешении – визе, выданном полномочными дипломатическими органами и консульскими учреждениями Российской Федерации (за пределами Российской Федерации) либо органами ФМС, МИД России (на территории Российской Федерации);
– в несоблюдении виновным правил въезда в РФ, транзитного проезда через территорию Российской Федерации (например, у виновного отсутствует российская транзитная виза, виза на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту движения государство, виза государства, куда он следует, и т. д.). Сюда же относится и отсутствие документов, подтверждающих право пребывания (проживания в РФ), в утрате этих документов, в незаявлении об их утрате.
Правонарушения, предусмотренные в ч. 2 ст. 18.8, состоят в том, что виновный допустил нарушение правил въезда в РФ, пребывания (проживания) на ее территории, выразившееся в том, что заявленная (в документах, заполняемых при пересечении Государственной границы РФ; в документах, которые он подал в органы ФМС, МИД; в иных документах, оформляемых при въезде в РФ) им цель въезда на территорию РФ не соответствует ни фактически осуществляемой им деятельности, ни роду занятий (например, он занимается предпринимательством, хотя в документах указал, что будет заниматься лишь благотворительностью).
Субъективная сторона данных деяний характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.
Субъектом анализируемых правонарушений являются только иностранные граждане и лица без гражданства.
Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 18.9 КоАП РФ).
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 18.9, является порядок обеспечения соблюдения правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 18.9, состоит в том, что виновный, к примеру, будучи должностным лицом российской организации, которая принимает (например, приглашает делегацию иностранной фирмы в целях заключения выгодного контракта) иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивает их обслуживание (гостиничное, транспортное и т. п.) либо выполняет обязанности, связанные с условиями пребывания в Российской Федерации, нарушает установленный в Российской Федерации порядок обслуживания и условия пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (например, в гостинице, мотеле, кемпинге), а также правила транзитного проезда через территорию РФ; оформления документов на право пребывания либо проживания в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства; передвижения, изменения места жительства в Российской Федерации[155] и выезда за пределы Российской Федерации[156].
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 18.9, состоит в том, что виновный (например, гражданин РФ или постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин):
1) пригласил иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам (не связанным с предпринимательством, например, в связи с дружескими отношениями, родственными связями и т. п.) в Российскую Федерацию и предоставил гостю жилое помещение (в качестве места пребывания в Российской Федерации). Форма приглашения роли не играет: устное приглашение, письмо, оформление гостевой визы;
2) не принимает мер по обеспечению выезда приглашенного после истечения срока пребывания в Российской Федерации.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 18.9, состоит в том, что виновный предоставляет жилое помещение либо транспортное средство (например, личный автомобиль), оказывает всякого рода услуги (консультационные, в качестве переводчика, гостиничные и т. п.) иностранному гражданину (лицу без гражданства), находящемуся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или с нарушением правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации (например, уклонился от маршрута транзита).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 4 ст. 18.9, состоит в том, что принимающая сторона (т. е. и организация, и российский гражданин, и постоянно проживающие в РФ иностранный гражданин либо лицо без гражданства) не исполняет (т. е. игнорирует их в полном объеме или соблюдает частично) обязанности в связи с осуществлением миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (например, не подает в органы ФМС установленные документы, не заключает соответствующие договоры и т. д.). Данное правонарушение совершается только путем бездействия.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.9, могут быть:
1) в ч. 1 – только должностное лицо (в т. ч. и индивидуальные предприниматели, ибо они приравниваются к должностным лицам для целей КоАП, например, руководитель организации, пригласивший в Российскую Федерацию руководителя иностранного юридического лица – контрагента по договору);
2) в ч. 2 – только гражданин, т. е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, а также и постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин, и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ;
3) в ч. 3, 4 – и граждане, и должностные, и юридические лица, например, организация, оказывающая гостиничные услуги.
Субъективная сторона анализируемых административных правонарушений характеризуется либо умышленной, либо неосторожной формой.
Нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 18.11, является порядок обеспечения режима пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
Объективная сторона анализируемого административного правонарушения состоит в том, что виновный уклоняется от прохождения иммиграционного контроля (его осуществляют органы миграционной службы, а также территориальные органы МВД России), медицинского (в т. ч. и санитарно-гигиенического) освидетельствования, идентификации личности (в т. ч. не предъявляя соответствующие документы, выдавая себя за другого и т. д.). Кроме того, он может представлять недостоверные сведения в процессе определения его статуса как иммигранта в РФ либо вовсе уклоняться от представления каких-либо сведений; от проживания в месте временного содержания. Такие места создаются при постах иммиграционного контроля. Виновный должен был проживать там во время проведения мероприятий, связанных с контролем (выяснением его личности, обстоятельств выезда из своей страны, въезда в Российскую Федерацию, семейного положения, состояния здоровья и т. п.); в центре временного размещения иммигрантов либо ином месте, определенном российской миграционной службой (как правило, в упомянутых местах эти лица размещаются после окончания процедуры иммиграционного контроля, а иногда и в процессе такого контроля).
Объективная сторона анализируемого административного правонарушения налицо и тогда, когда виновный нарушает правила проживания (например, создает шум, дебоширит, портит имущество) в упомянутых местах. Оно может быть совершено в форме как действий (например, виновный умышленно портит имущество центра временного размещения), так и бездействия (например, виновный во время определения его статуса в Российской Федерации уклоняется от проживания в упомянутых местах).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 18.11, состоит в том, что виновный (например, работодатель) либо вовсе не представляет, либо несвоевременно представляет сведения, которые прямо указаны в ч. 2 ст. 18.11. Не имеют значения ни объем непредставленных документов, ни продолжительность нарушения установленных сроков представления документов и сведений – важен сам факт такого бездействия.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 18.11, являются только граждане (т. е. вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста), например, лица, статус которых в Российской Федерации еще не определен. По ч. 2 ст. 18.11 субъектом правонарушения могут быть граждане, юридические лица и должностные лица. Индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица.
Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.3, состоит в том, что виновный не повинуется законному распоряжению или требованию должностных лиц, указанных в ч. 1. При этом виновный игнорирует (полностью или частично) упомянутые распоряжения и требования, действует вопреки им либо, наоборот, продолжает бездействовать, хотя от него требовали совершения именно действий, иным образом не исполняет распоряжения (требования). В ч. 1 ст. 19.3 имеются в виду законные распоряжения (требования): если же последние противоречат требованиям закона (иного правового акта, изданного в соответствии с законом), то такие распоряжения и требования не охватываются объективной стороной данного административного правонарушения. В данном случае речь идет лишь о таких распоряжениях и (требованиях), которые отданы в связи с исполнением должностными лицами, указанными в ч. 1, обязанностей по охране общественного порядка (например, требование прекратить драку в общественном месте) и обеспечению общественной безопасности (например, требование соблюдать порядок проведения митингов, демонстраций), распоряжения должны быть отданы в установленной форме (если законом предусмотрена определенная форма для таких распоряжений и требований). Кроме указанных случаев объективная сторона может выражаться в том, что виновный воспрепятствует исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции, органом уголовно-исполнительной системы, военнослужащим. Формы воспрепятствования могут быть различными: это и физическое воспрепятствование, и организация психологического давления на упомянутых должностных лиц, и публикация в СМИ материалов, затрудняющих или делающих невозможным исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей, и т. п.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 19.3, состоит в том, что виновный (не являющийся осужденным к лишению свободы, отбывающим это наказание в учреждении уголовно-исполнительной системы, подозреваемым, обвиняемым в совершении преступления, не содержащийся под стражей в качестве меры пресечения в иных учреждениях) не повинуется распоряжению или требованию (отданному устно, а в случаях, предусмотренных в УПК, – в иной установленной форме) сотрудников (в т. ч. рядовых) органов уголовно-исполнительной системы, ФМС, военнослужащего либо любого другого лица, которое в соответствии с законом исполняет обязанности по обеспечению безопасности и охране тюрем, изоляторов временного содержания и т. п. учреждений.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 19.3, состоит в том, что виновный игнорирует законные распоряжения и требования органов Госнаркоконтроля России (например, предъявить сумку для досмотра в целях обнаружения марихуаны и т. п.), органов ФМС (например, предъявить разрешение на работу в РФ, на временное пребывание в РФ и т. д.) либо всячески препятствует исполнению сотрудниками этих органов служебных обязанностей[157].
Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется лишь прямым умыслом.
Субъектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.3, являются граждане (т. е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет). К их числу могут относиться и осужденные, и задержанные (если речь идет об административном правонарушении, предусмотренном в ч. 1 ст. 19.3).
Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) (ст. 19.15 КоАП РФ).
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.15, является установленный порядок управления, в частности, в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.15, состоит в том, что виновный проживает либо пребывает (по месту пребывания, например, в гостинице, мотеле, доме отдыха) в качестве гражданина Российской Федерации, который обязан иметь паспорт (такая обязанность возникает у граждан Российской Федерации по достижении ими 14-летнего возраста), иное удостоверение личности. Кроме того, объективной стороной данного административного правонарушения охватываются случаи проживания (пребывания) по недействительному паспорту (например, в связи с тем, что виновный не заменил фотографию в паспорте, хотя ему 3 месяца назад исполнилось 20 лет) или без регистрации по месту жительства или по месту пребывания (хотя паспорт у него имеется[158]).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 19.15, состоит в том, что виновный (должностное лицо, ответственное за регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания) допускает проживание гражданина Российской Федерации без паспорта, по недействительному паспорту, без регистрации по месту жительства или месту пребывания; проживание без упомянутых документов и регистрации в своей квартире, в жилом доме (в ином помещении, которое законно занимается виновным).
Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в ч. 1 ст. 19.15 могут быть только граждане, в ч. 2 ст. 19.15 не только граждане (например, предоставившие свою квартиру для проживания гражданину, не имеющему регистрации), но и должностные лица, ответственные за соблюдение правил регистрационного учета.
Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации (ст. 19.15.1 КоАП РФ).
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.15.1, является установленный порядок управления, в частности, в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Объективной стороной данного административного правонарушения будет проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту проживания или допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.
Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в данной статье, могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста, проживающие без регистрации, а также собственники жилых помещений, допустившие проживание граждан без регистрации свыше установленных законом сроков.
Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении (ст. 19.15.2 КоАП РФ).
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.15.2, является установленный порядок управления, в частности, в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Объективной стороной по ч. 1 и 2 ст. 19.15.2 будет нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. По ч. 3 и 4 данной статьи объективной стороной будет нарушение нанимателем или собственником жилого помещения установленных сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина без регистрации либо представление в этот орган недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации. Объективной стороной по ч. 5 данной статьи будет нарушение сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан РФ либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации граждан РФ по месту пребывания или жительства.
Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в данной статье, могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста, проживающие без регистрации, а также собственники жилых помещений, допустившие представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации граждан РФ по месту пребывания или жительства.
Умышленная порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо утрата документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), по небрежности (ст. 19.16 КоАП РФ).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 19.16, является установленный порядок управления, в частности, в сфере паспортизации граждан.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный уничтожает (т. е. приводит полностью в непригодное состояние) паспорт, портит такой документ (например, отрывает страницы документа, заливает их краской, пишет на них); допускает его небрежное хранение (т. е. оставляет, например, в транспортном средстве, одежде во время посещения городского пляжа, бросает на столе), в результате чего утрачивает документ.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется либо прямым умыслом, либо небрежностью.
Субъектом анализируемого правонарушения являются граждане, т. е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет.
Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог (ст. 19.17 КоАП РФ).
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.17, является установленный порядок управления в части нарушения норм законодательства о паспорте гражданина РФ[159], в соответствии с которым запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ч. 1 ст. 19.17 состоит в том, что виновный незаконно изымает (т. е. фактически отбирает у владельца, изымает и хранит у себя либо в сейфе организации, органа и т. д.) у гражданина удостоверение личности (паспорт). В ч. 2 объективная сторона состоит в том, что виновный принимает удостоверение личности (паспорт) в качестве залога.
Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется прямым умыслом.
Субъектами данных правонарушений могут быть должностные лица (если совершается административное правонарушение, предусмотренное в ч. 1 ст. 19.17), например, сотрудник органа внутренних дел, начальник охраны организации.
В ч. 2 субъектами являются должностные лица, юридические лица, и граждане.
§ 11. Квалификация административных правонарушений,
посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Непосредственным объектом мелкого хулиганства является общественный порядок, складывающийся в конкретном общественном месте. Кроме того, дополнительным объектом мелкого хулиганства могут выступать личность, чужая собственность, а по ч. 2 рассматриваемой статьи – еще и установленный порядок управления.
Понятие общественного места нормативно не определено, к таковым в теории административного права принято относить улицы, площади, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки, жилые микрорайоны, подъезды и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц.
Важно отметить, что критерий общедоступности не является абсолютным. Так, общественным местом может являться зал кинотеатра, цех предприятия, салон авиалайнера и другие места, вход в которые нельзя назвать свободным. С другой же стороны, конкретный участок леса, тайги, тундры и т. д., несмотря на свою общедоступность, может быть признан общественным местом лишь в случае присутствия там людей. Кроме того, общественный порядок может быть нарушен и в иных, непубличных местах, в частности, в жилище, когда ущемляются права других граждан (например, громкие крики, содержащие нецензурную брань, громкая музыка со словами, содержащими нецензурную брань, в ночное время крики в квартире многоэтажного дома и др.).
С объективной стороны, мелкое хулиганство образуют далеко не любые действия, нарушающие общественный порядок, выражающие явное неуважение к обществу. Общественный порядок – это урегулированные нормами права и морали совокупность правил, регламентирующих поведения граждан в общественных местах. Чтобы конкретные действия, даже и выражающие явное неуважение к обществу, можно было квалифицировать как мелкое хулиганство, такие действия должны сопровождаться хотя бы одним из трех предусмотренных в ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ обязательных признаков объективной стороны: 1) нецензурной бранью, 2) оскорбительным приставанием к гражданам, 3) уничтожением или повреждением чужого имущества.
Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется умышленной виной. Лицо осознает, что его действия включают нецензурной бранью или являются оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества, и желает или сознательно допускает, либо безразлично относится к последствиям в виде нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу.
Субъектом мелкого хулиганства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
По части 2 ст. 20.1 КоАП РФ следует квалифицировать те же действия, если они сопровождаются неповиновением законному требованию представителя власти (например, сотрудника полиции или другого правоохранительного органа), либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка (например, частного охранника, находящегося на работе) или пресекающего нарушение общественного порядка
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции, дела рассматривают судьи либо начальники территориальных управлений (отделов, отделений, пунктов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции.
Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ).
Непосредственным объектом является установленный порядок организации либо проведения публичных мероприятий, который в общем виде урегулирован федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», правовое регулирование в этой сфере осуществляется и на региональном уровне, субъекты федерации издают собственные законы, регламентирующие отдельные вопросы проведения публичных мероприятий.
Под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных и религиозных объединений.
Объективную сторону по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ образуют действия организатора публичного мероприятия, не охваченные квалифицирующими признаками по ч. 2–4 рассматриваемой статьи.
Нарушение установленного порядка организации или проведения публичного мероприятия заключается в невыполнении организатором законодательно определенных для него обязанностей, к которым относится:
– соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;
– требование от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения акции, а также прекращения нарушения закона;
– обеспечение в пределах своей компетенции общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, выполнение этой обязанности совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел;
– приостановление публичного мероприятия или его прекращение в случае совершения его участниками противоправных действий;
– обеспечение соблюдения установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
– принятие мер по недопущению превышения указанного в уведомлении количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку или общественной безопасности, безопасности участников мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;
– обеспечение сохранности зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
– доведение до сведения участников публичного мероприятия требований уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
– требование наличия отличительного знака организатора публичного мероприятия (наличие отличительного знака у уполномоченного им лица);
– требование от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности.
Соответственно, если организатор публичного мероприятия не принял меры, направленные на недопущение превышения указанного в уведомлении количества участников, которое создает угрозу общественному порядку или общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу третьих лиц, то налицо состав административного правонарушения, за которое организатор может быть привлечен к юридической ответственности по ч. 1 ст. 20.2. КоАП РФ, а публичное мероприятие прекращено.
Кроме этого, нарушение установленного порядка организации или проведения публичного мероприятия может проявляться в нарушении иных запретов, установленных федеральным законодательством, а также в осуществлении экстремистской деятельности.
Особое внимание сотрудников полиции следует обратить на обязанность организатора публичного мероприятия требовать от участников проводимой акции не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности.
Часть 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.
Действующим законодательством на организатора возложена обязанность подачи в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. В то же время при проведении пикетирования группой лиц уведомление о его проведении может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, то не позднее четырех дней до дня его проведения.
В практической деятельности органов внутренних дел (полиции) чаще всего из всех административных правонарушений, предусмотренных исследуемой статьей, выявляются именно предусмотренные ч. 2 ст. 20.2. КоАП РФ.
Часть 3 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 и 2, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения). При этом объективная сторона в дополнение к признакам административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 20.2 КоАП РФ, содержит два квалифицирующих признака: «создание помех движению пешеходов или транспортных средств», или «превышение норм предельной заполняемости территории (помещения)».
В части создания помех движению пешеходов или транспортных средств по формальным основаниям к таким деяниям можно отнести действия, происходящие во время празднования выпускных вечеров, когда школьники идут колоннами по проезжей части и/или тротуарам. Или празднование бывшими военнослужащими дней воздушно-десантных войск, пограничника, военно-морского флота, сопровождающиеся созданием помех пешеходам, транспортным средствам, или указанные действия футбольных болельщиков. Однако субъект административного правонарушения, которым по ч. 1–4 ст. 20.2 КоАП РФ является организатор публичного мероприятия, здесь, как правило, отсутствует, и участников подобных акций следует привлекать к ответственности по ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Специально отведенные места для проведения публичных мероприятий определяют органы исполнительной власти субъекта РФ. А порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта РФ, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Кроме этого норма предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в зависимости от места проведения такого публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия обязан принять соответствующие меры, направленные на недопущение превышения указанного в уведомлении количества участников, если их превышение создает угрозу общественному порядку или общественной безопасности, безопасности участников мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу.
Необходимо понимать, что участие в публичном мероприятии большего, чем заявлено в уведомлении, количества участников само по себе еще не является достаточным основанием для привлечения организатора акции к административной ответственности, равно как и само по себе превышение нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия. Следовательно, ответственность по ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ может наступить только в том случае, если превышение заявленного количества участников, создавшее реальную угрозу общественной безопасности и правопорядку, явилось следствием активных или пассивных действий организатора публичного мероприятия.
Часть 4 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 и 2, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения в дополнение к признакам административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 20.2 КоАП РФ, также содержит и квалифицирующий признак – причинение вреда здоровью человека или имуществу. Причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека по неосторожности не является уголовно наказуемым и может быть квалифицирующим признаком административного правонарушения по ч. 4 ст. 20.2 КоАП РФ.
Относительно причинения вреда имуществу необходимо отметить, что уголовная ответственность предусмотрена за умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Значительный ущерб определяется с учетом имущественного положения гражданина, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.
Таким образом, квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 4 ст. 20.2 КоАП РФ, выступает умышленное причинение организатором публичного мероприятия вреда какому-либо имуществу в размере не более двух тысяч пятисот рублей.
Также предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. В данном случае, крупным размером признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей. Следовательно, для правильной квалификации административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.2 КоАП РФ, необходимо установить, что причиненный при проведении публичного мероприятия вред имуществу превышает двести пятьдесят тысяч рублей, при этом он был причинен непосредственным организатором проводимой акции по неосторожности.
Субъектом административных правонарушений по ч. 1–4 ст. 20.2 КоАП РФ является организатор публичного мероприятия, которым могут быть один или несколько граждан России, политические партии, другие общественные и религиозные объединения, а также их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Часть 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч 6. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Обращаем внимание, что в отличие от частей 1–4 ст. 20.2 КоАП РФ субъектом административных правонарушений по ч. 5 и 6 этой статьи является только физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, находящееся в месте проведения публичного мероприятия и непосредственно участвующее в его проведении, которое не является организатором проводимой акции.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Следует понимать, что в случаях выявления у участников публичного мероприятия алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также в случаях распития ими указанной продукции, ответственность для таких лиц будет наступать не только по ч. 5 ст. 20.2, но и по ст. 20.20 КоАП РФ. А за нахождение в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, наступает административная ответственность и по ст. 20.21 КоАП РФ.
Кроме этого, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
– выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
– соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
– соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Часть 6 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 5, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объективная сторона в дополнение к признакам административного правонарушения предусмотренного ч. 5, содержит квалифицирующие признаки «причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния». Содержание этих признаков раскрыто при характеристике административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.2 КоАП РФ.
Часть 7 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ, могут быть физические, должностные и юридические лица. При этом к числу участников проводимой акции относятся только те субъекты, которые принимают активное участие в несанкционированном публичном мероприятии.
Активное участие может выражаться в публичном озвучивании своего субъективного мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера в виде выступления с речью. Или публичном выкрикивании различных призывов (лозунгов) с целью формирования общественного мнения, в том числе с помощью технических средств звукоусиления речи, а также в развертывании и демонстрации плакатов или транспарантов либо раздаче листовок и визиток на мероприятии и т. д.
Место проведения указанного публичного мероприятия характеризует его «непосредственная близость от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ».
Соответственно, организация либо проведение публичного мероприятия в непосредственной близости от перечисленных выше объектов, либо активное участие в нем образуют состав административного правонарушения по ч. 7 ст. 20.2 КоАП РФ, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.
Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, состоит в вине в форме умысла либо неосторожности в зависимости от вида совершаемого деяния.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции, а по ч. 3 этой статьи – еще и должностные лица подразделения воинской части, органа управления внутренних войск, дела рассматриваются судьями районных судов.
Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП РФ).
Непосредственным объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей, является общественный порядок, санитарные нормы и правила, порядок функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо правила охраны и использования природных ресурсов, а равно правила движения пешеходов или транспортных средств, а по ч. 2 в качестве дополнительного объекта названо здоровье человека.