Составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.15, 11.17, 11.18, 12.2, 12.7, 12.8, 12.24, 12.25, 12.26, 12.27, 12.29, 12.30 КоАП РФ

Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования (ст. 11.15 КоАП РФ).

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения нормальной работы транспорта в части сохранения различного имущества и перевозимых грузов.

С объективной стороны, правонарушения выражаются в повреждении имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает сто рублей, а равно повреждение грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте и характеризуются различными повреждениями имущества на транспортных средствах общего пользования (грузовых вагонов, плавсредств и других транспортных средств), контейнеров, грузовых отсеков и иного оборудования для перевозки и хранения грузов, а равно их пломб, запорных устройств, упаковки, а также помещений железнодорожных станций и вокзалов, ограждений грузовых дворов, площадок, портов, шлюзов и складов, используемых для выполнения грузовых операций. В этой статье законодатель пытался предусмотреть все возможные нарушения, связанные с перевозкой грузов на транспорте.

Часть вторая предусматривает административную ответственность за повреждение пломб или запорных устройств грузовых вагонов, автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов, грузовых отсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов, повреждение отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов, а равно ограждений на пассажирских платформах, нанесение ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов либо повреждение ограждений грузовых дворов (терминалов) железнодорожных станций, грузовых автомобильных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней, посадочных площадок), шлюзов и складов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов.

Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение имущества на транспорте наступает в случаях, предусмотренных ст. 167 и 168 УК РФ.

Деяние, выраженное в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, или смерть человека (двух и более лиц), образует состав уголовного преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ.

Субъектами указанных правонарушений могут быть граждане, достигшие 16 лет. Правонарушения можно совершить как умышленно, так и по неосторожности.

Рассматривают и составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.15 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел.

Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (ст. 11.17 КоАП РФ).

Правила поведения граждан на железнодорожном, воздушном и водном транспорте устанавливаются транспортными кодексами, уставами, отраслевыми правилами перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа и иными нормативными правовыми актами. Например, Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111[116], в пассажирских вагонах поезда дальнего следования курение разрешается только в установленных для этого местах. В вагонах поезда пригородного сообщения, в том числе и тамбурах, курение запрещается.

Пассажир может быть удален из поезда: 1) сотрудниками органов внутренних дел – если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров. При этом средства в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются; 2) работниками перевозчика, на которых в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), – если пассажир проезжает без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету) и отказывается оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

В соответствии со статей 58 Воздушного кодекса РФ командир воздушного судна в целях обеспечения безопасности полета вправе отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Аналогичные положения об обязательном подчинении законным распоряжениям капитана судна содержатся в ст. 67 КТМ РФ и в ст. 31 КВВТ РФ.

Согласно статье 78 Воздушного кодекса РФ граждане и юридические лица, которые имеют установки и аппараты, создающие помехи средствам радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними, обязаны по требованию уполномоченного органа в области связи или его подразделений устранить помехи своими силами и за свой счет, а до их устранения прекратить работу таких установок и аппаратов.

Использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 75 Воздушного кодекса РФ).

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в том, что виновный нарушает установленные правила путем совершения любого из перечисленных в комментируемой статье действий (бездействия).

Для квалификации правонарушения это могут быть следующие действия:

а) посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде;

б) выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта;

в) нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна;

г) невыполнение лицами, находящимися на судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна;

д) невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна.

Субъектом данных административных правонарушений, могут быть лица, достигшие 16 лет.

С субъективной стороны, правонарушение совершается умышленно.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.17 КоАП РФ (ч. 1–2, 4–6), составляют должностные лица органов внутренних дел. Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 11.17 КоАП РФ, органы внутренних дел, ч. 4 – судьи, ч. 5 – органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, ч. 4, 6 – органы, уполномоченные в области авиации.

Безбилетный проезд (ст. 11.18 КоАП РФ).

Статья имеет сложную юридическую конструкцию и содержит несколько составов административных правонарушений, дифференцированных по роду транспорта и видам сообщения. Исключение составляет провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, не содержащий указанных квалифицирующих признаков.

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей, является экономическая безопасность транспортных организаций, которым причиняется материальный ущерб в результате нарушения обязательств по договору перевозки.

По общему правилу заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (ст. 786 ГК РФ). Отсюда безбилетный проезд является нарушением договора перевозки.

Применительно к указанным в ст. 11.18 видам транспорта это правило конкретизируется в ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., ст. 179 КТМ РФ, ст. 97 КВВТ РФ, ст. 105 Воздушного кодекса РФ, Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111[117]и др.

На воздушном транспорте пассажир вправе провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до двух лет без предоставления ему отдельного места (на международных рейсах – по льготному тарифу). Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети возрастом от двух до 12 лет перевозятся по льготному тарифу с предоставлением им отдельных мест (ст. 106 Воздушного кодекса РФ). Пассажир поезда дальнего следования вправе провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом. Пассажир поезда пригородного сообщения вправе провозить с собой бесплатно детей не старше 5 лет (ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 1–3 ст. 11.18, выражается в проезде на указанных видах транспорта без перевозочных документов. При этом безбилетным признается проезд, когда виновный осуществляет поездку без билета, предъявляет контролеру билет на чужое имя или использованный билет, просроченный проездной документ, недействительный документ, предоставляющий право бесплатного или льготного проезда.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.18, состоит в том, что виновный провозит без билета детей, проезд которых в соответствии с установленными правилами подлежит частичной оплате.

Субъектами административных правонарушений являются граждане.

В большинстве случаев правонарушение совершается умышленно, реже – с неосторожной формой вины.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенных несовершеннолетними, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ).

Объектом правонарушений, предусмотренных в данной статье, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 данной статьи, образуют действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии у него регистрационных документов на транспортное средство, документов на право управления им, документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым транспортным средством в случае отсутствия его владельца, а также страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с п. 2.1 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки[118]:

· водительское удостоверение;

· регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп;

· в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

· страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Водительское удостоверение введено в действие приказом МВД России от 13 мая 2009 г. № 365 (в ред. от 20 августа 2011 г.)[119]. Образец временного разрешения на право управления транспортным средство утвержден приказом МВД России от 1 августа 2002 г.[120]

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, водитель обязан сдать водительское удостоверение – в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права в ОВД, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.

По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.

В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения), а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.

Регистрационным документом на транспортное средство является свидетельство о регистрации[121]. В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Диспозиция части 2.1 статьи также включает и запрет на перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Для квалификации по данной части статьи не имеет значения перевозил водитель пассажиров и багаж или стоял на своем автомобиле, ожидая «заказа», т. е. вне зависимости от порядка предоставляемых услуг, а также оплаты, сущности оказываемых такси услуг остается неизменной – перевозка граждан, а для осуществления этой деятельности необходимо специальное разрешение.

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, в том числе в установленных случаях, разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи, выражена в передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.3 КоАП РФ, составляют органы внутренних дел.

Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ, судьи, ч. 1–3 – органы внутренних дел.

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП РФ).

В Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1996 г. № 196-ФЗ внесены существенные изменения[122].

Так, установлены 10 категорий и 6 подкатегорий транспортных средств:

· категория «A» – мотоциклы;

· категория «B» – автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

· категория «C» – автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

· категория «D» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

· категория «BE» – автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

· категория «CE» – автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

· категория «DE» - автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

· категория «Tm» – трамваи;

· категория «Tb» – троллейбусы;

· категория «M» – мопеды и легкие квадрициклы;

· подкатегория «A1» – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

· подкатегория «B1» – трициклы и квадрициклы;

· подкатегория «C1» – автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

· подкатегория «D1» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

· подкатегория «C1E» – автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

· подкатегория «D1E» – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующую подготовку или переподготовку.

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» – лицам, достигшим 16-летнего возраста;

транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» – лицам, достигшим 18-летнего возраста;

транспортными средствами категорий «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D1» – лицам, достигшим 21-летнего возраста;

составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее двенадцати месяцев;

составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев.

Лица, достигшие 17-летнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «B» и «C» при соблюдении условий, предусмотренных п. 1 ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Российские национальные водительские удостоверения выдаются указанным лицам по достижении ими в18-летнего возраста.

Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» по достижении 19-летнего возраста.

До достижения указанными лицами 21-летнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (ст. 26 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:

· допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;

· в какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение.

Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. Однако не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Сроки действия водительских удостоверений остались прежними:

а) российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами;

б) международное водительское удостоверение выдается на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения.

Выданное в Российской Федерации международное водительское удостоверение признается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного:

1) в ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ состоит в том, что водитель управляет транспортным средством водителем, несмотря на то, что у него нет на это прав. Это возможно в случаях, когда лицо:

а) вообще никогда не получало прав на управление транспортным средством;

б) имеет право управления транспортным средством, но иной категории.

Состав данного правонарушения отсутствует, если лицо управляет транспортным средством во время учебной езды;

2) в ч. 2 статьи состоит в том, что водитель управляет транспортным средством, несмотря на то, что он был лишен права на это в порядке, предусмотренном законом;

3) в ч. 3 статьи состоит в передаче управления транспортным средством лицу:

а) заведомо не имеющему права управления транспортным средством;

б) лишенному такого права.

Однако если он передает управление транспортным средством обучаемому, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.7 КоАП РФ, отсутствует.

Оконченным данные правонарушения считаются с момента совершения любого из упомянутых действий.

Верховный Суд РФ разъясняет[123], что при совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права, других правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по ч. 1 либо ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям гл. 12 КоАП РФ. Однако в случаях, когда указанные лица управляли транспортным средством в состоянии опьянения либо не выполнили законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования, их действия подлежат квалификации соответственно по ч. 3 ст. 12.8 либо ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ.

Если находящийся в состоянии опьянения водитель, имея право управления определенными категориями транспортных средств, управляет транспортным средством иной категории, то должностным лицом Госавтоинспекции составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), а если водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования – об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. В указанном случае действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии у него права управления данным транспортным средством подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. При наложении уполномоченным должностным лицом административного взыскания по правилам, предусмотренным ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не составляется.

С учетом того, что к водителям, не имеющим права управления транспортными средствами, не может быть применено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, их действия подлежат квалификации только по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ и в случае совершения ими административных правонарушений, предусмотренных статьями гл. 12 КоАП РФ, устанавливающими в качестве единственного основного наказания лишение права управления транспортными средствами (например, ч. 4 ст. 12.2, ч. 3, 4, 5 и 6 ст. 12.5, ч. 3 ст. 12.10, ч. 4 ст. 12.15, за исключением фиксации этого правонарушения работающими в автоматическом режиме техническими средствами, а также ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ).

Субъективная сторона анализируемых административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожной формой вины. Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ, может быть совершено только умышленно.

Протоколы по статье 12.7 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел. Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 ст. 12.7 КоАП РФ, органы внутренних дел, ч. 2 – судьи.

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ).

Правила дорожного движения (п. 2.7) запрещают водителю:

· управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

· передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке – временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разд. 21 Правил;

· употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновное лицо:

1) управляет транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;

2) передает управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

3) управляет транспортным средством, находясь в состоянии опьянения и не имея права управления транспортными средствами либо будучи лишенным такого права;

4) повторно совершает административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 12.8 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние опьянения.

Критериями, при которых имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения и подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение не соответствующее обстановке[124].

При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Инспекторам ДПС ГИБДД МВД России предоставлено право без привлечения врачей-наркологов выявлять на дорогах нетрезвых водителей и проводить с помощью электронного алкотестера освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Алкотестер определяет наличие этилового спирта в крови по выдыхаемому воздуху в промилле[125].

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства ВС РФ, ВВ МВД России, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти – также должностными лицами военной автомобильной инспекции (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ).

Освидетельствование на состояние опьянения проводится в присутствии двух понятых[126].

Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.

При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого технического средства измерения.

Наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом допустимой погрешности технического средства измерения.

В случае выявления наличия абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, форма которого утверждается МВД России по согласованию с Министерством здравоохранения РФ. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования. Копия этого акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

При несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, либо при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, а также при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит:

Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида в присутствии 2 понятых.

О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, форма которого утверждается МВД России по согласованию с Минздравсозразвития России. Копия протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Должностное лицо обязано принять меры к установлению личности водителя транспортного средства, направляемого на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Сведения об отсутствии документов у водителя транспортного средства, подлежащего медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностным лицом военной автомобильной инспекции установлена личность водителя транспортного средства, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, форма которого утверждается Минздрав России.

Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения составляется в 3 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и заверяется печатью с названием медицинской организации и наименованием подразделения, в котором проводилось освидетельствование[127].

В случае отсутствия у освидетельствуемого водителя транспортного средства документов, удостоверяющих его личность, врачом (фельдшером) в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения делается запись, содержащая сведения об официальном источнике информации, с помощью которого установлена личность освидетельствуемого.

Первый экземпляр акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в медицинскую организацию, второй экземпляр акта хранится в соответствующей медицинской организации, третий экземпляр акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и бумажный носитель с записью результатов исследования (распечатка с прибора) будут являться доказательствами по делу об административном правонарушении, предусмотренном в ст. 12.8 КоАП РФ.

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляется в присутствии двух понятых. Копия протокола о направлении на медицинское освидетельствование вручается лицу под расписку.

В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Важное значение для правильной квалификации правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ, имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.

По делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8 КоАП РФ, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения вправе проводить врач-психиатр – нарколог либо врач другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом – фельдшер), прошедший в установленном порядке соответствующую подготовку. Наряду с указанными актами не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей). С учетом того, что в силу ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения являются доказательствами по делу об административном правонарушении, они должны исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.

Следует также учесть, что в силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Частью 1 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, в виде административного штрафа с лишением права управления транспортным средством.

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ, вступившим в силу 1 сентября 2013 г., ст. 12.8 КоАП РФ дополнена примечанием, в соответствии с которым административная ответственность, предусмотренная этой статьей и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ, необходимо учитывать, что субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства независимо от того, является ли он владельцем данного транспортного средства.

При рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в п. 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475; несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в п. 3 названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. О соблюдении установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в частности, свидетельствует наличие двух понятых при составлении протокола о направлении на такое освидетельствование. Если при составлении протокола отсутствовал один или оба понятых, то при рассмотрении дела этот протокол подлежит оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с учетом требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12 КоАП РФ) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

При разграничении составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 12.8 КоАП РФ, необходимо учитывать Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г.[128]

В соответствии с частью 1 ст. 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством в состоянии опьянения влечет назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

Часть 3 ст. 12.8 КоАП РФ устанавливает, что управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с данным Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.

Частью 4 ст. 12.8 КоАП РФ установлено, что повторное управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо повторная передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок три года.

Положения части 4 ст. 12.8 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 4.6 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Таким образом, квалифицировать административное правонарушение по ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ можно в случае, если оно совершено в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

В то же время управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, лишенным права управления транспортным средством, влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.

Анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, показывает, что квалифицировать по данной норме действия лица, совершившего административное правонарушение, можно только до окончания срока исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

Таким образом, в случае управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления транспортным средством, и в случае управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, в отношении которого еще не истек годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию в виде лишения права управления автотранспортным средством, присутствуют два самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 12.8 и ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ.

Из вышеизложенного следует, что водители могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ только в течение года после окончания срока исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, имея в виду положения ст. 4.6 КоАП РФ о том, что лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.8 КоАП РФ, составляют органы внутренних дел, рассматривают судьи.

Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ).

Комментируемая статья содержит два состава административных правонарушений, различающихся по тяжести последствий.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражена:

1) в нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;

2) в нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Данные правонарушения имеют материальный состав. С объективной стороны, они выражаются не просто в нарушении Правил дорожного движения или Правил эксплуатации транспортных средств, а в обязательном наступлении материальных последствий – легкого (ч. 1) или средней тяжести (ч. 2) вреда здоровью потерпевшего.

Для квалификации административного правонарушения не имеет значения, причинен ли вред здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия либо в результате правил эксплуатации транспортного средства вне связи с ДТП. Главное – чтобы вред наступил именно в результате нарушения хотя бы одного из указанных правил.

В случае совершения дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение легкого либо средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, по настоящей статье следует квалифицировать любые нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств: и те, ответственность за которые предусмотрена другими статьями гл. 12 КоАП РФ, и те, за совершение которых при отсутствии таких последствий административная ответственность не установлена. Например, по настоящей статье следует квалифицировать такое нарушение ПДД, в результате которого причинен легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего, как движение транспортного средства со скоростью, не соответствующей реальным дорожным условиям (хотя и не превышающей ни общих, ни специальных, ни локальных установленных ограничений). Между тем при отсутствии таких последствий административная ответственность за подобное нарушение правил может быть не установлена.

По смыслу комментируемой статьи, состав административного правонарушения образует также причинение вреда здоровью потерпевшего при выполнении транспортными средствами технологических операций, не связанных с движением по дорогам (прокладка траншей, производства сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т. п.), а равно вследствие нарушений правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т. п.). Объясняется это тем обстоятельством, что согласно примечанию к ст. 12.1 под транспортным средством понимаются также трактора и другие самоходные дорожно-строительные и иные машины.

На практике часто возникают случаи, когда водитель привлекается к административной ответственности за нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или среднего вреда здоровью дважды. При наличии уже вынесенного в отношении водителя постановления о назначении административного наказания по какой-либо статье (части статьи) гл. 12 КоАП, вступившего в законную силу, последующее привлечение его к административной ответственности за данное правонарушение по ч. 1 или 2 ст. 12.24КоАП исключается в силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Если в результате нарушения водителем транспортного средства Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств наступили последствия в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровья, то действия виновного подлежат квалификации по ч. 1 или 2 ст. 12.24 КоАП и дополнительной квалификации по другой статье (части статьи) гл. 12 КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение соответствующих правил, не требуют[129].

В то же время, по мнению О. В. Панковой, если водителем были нарушены требования п. 10.1 Правил дорожного движения, даже при отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.9 КоАП РФ, т. е. превышения установленного скоростного режима, то привлечение его к административной ответственности по ч. 1 или 2 ст. 12.24 возможно, если потерпевшему был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью.

В соответствии с п.10.1 ПДД водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Часть 2 ст. 12.24 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение ПДД или Правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Следовательно, если водителем транспортного средства причинен вред средней тяжести потерпевшему в результате нарушения требований п. 10.1 ПДД, он может быть привлечен к административной ответственности по данной норме независимо от того, имеется ли в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренныйст. 12.9 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24, специальный по отношению к иным составам административных правонарушений, объективную сторону которых образует нарушение ПДД.

В примечании к статье 12.24 КоАП РФ даются определения легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. К признакам легкого вреда, причиненного здоровью, относятся: кратковременность и незначительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Медицинскими критериями квалифицирующих признаков в отношении легкого вреда здоровью являются:

а) временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно);

б) незначительная стойкая утрата общей трудоспособности – стойкая утрата общей трудоспособности менее 10 %.

К легкому вреду судебная практика относит ослабление зрения и слуха, связанное с незначительной стойкой утратой трудоспособности, множественные ссадины, кровоподтеки, потерю пальца на руке (кроме указательного и большого) и т. д.

Поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.

К признакам средней тяжести вреда относятся: неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Медицинскими критериями квалифицирующих признаков в отношении средней тяжести вреда здоровью являются:

а) временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня);

в) незначительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть – стойкая утрата общей трудоспособности от 10 до 30 % включительно[130].

К вреду здоровью средней тяжести, в частности, относятся трещины и переломы мелких костей, вывихи в мелких суставах, перелом ребра, ранения мягких тканей, сотрясение головного мозга средней степени и другие повреждения, не опасные для жизни и не вызвавшие последствий, оцениваемых как тяжкий вред здоровью потерпевшего. Для определения тяжести причиненного в результате нарушения водителем ПДД или эксплуатации транспортных средств вреда здоровью людей назначается судебно-медицинская экспертиза.

Определение степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, необходимо, чтобы отграничить административное правонарушение от преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, ПДД или Правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека). Тяжким считается вред здоровью, если он опасен для жизни человека; произошла потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа; утрачена функция какого-либо органа; наступило неизгладимое обезображивание лица; причинено расстройство здоровью, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть; полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство либо заболевание наркоманией или токсикоманией.

Требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства[131].

В то же время следует также иметь в виду, что в силу ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.

По смыслу статьи 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.

Учитывая, что названная норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне.

При этом надлежит учитывать, что вред считается причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину).

Учитывая, что в силу статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств, при предъявлении требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина в результате дорожно-транспортного происшествия, непосредственно к владельцу транспортного средства (страхователю), суд вправе привлечь к участию в деле страховую организацию (страховщика), застраховавшую гражданскую ответственность владельца транспортного средства.

Сумма возмещения вреда, не превышающая размер страховой выплаты, установленный ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ, может быть взыскана со страховщика. Если размер страховой выплаты полностью не возмещает причиненный вред, то суммы возмещения вреда в недостающей части подлежат взысканию с владельца транспортного средства.

Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 1 ст. 202, п. 3 ст. 401 ГК РФ). Под умыслом потерпевшего понимается такое его противоправное поведение, при котором потерпевший не только предвидит, но и желает либо сознательно допускает наступление вредного результата (например, суицид).

При отсутствии вины владельца источника повышенной опасности, при наличии грубой неосторожности лица, жизни или здоровью которого причинен вред, суд не вправе полностью освободить владельца источника повышенной опасности от ответственности (кроме случаев, когда вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего). В этом случае размер возмещения вреда, за исключением расходов, предусмотренных абз. 3 п. 2 ст. 1083 ГК РФ, подлежит уменьшению.

Если владельцем источника повышенной опасности будет доказано, что этот источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц (например, при угоне транспортного средства), то суд вправе возложить ответственность за вред на лиц, противоправно завладевших источником повышенной опасности, по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 1079 ГК РФ[132].

С субъективной стороны, рассматриваемое правонарушение относительно нарушения ПДД или Правил эксплуатации транспортных средств характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью. Относительно же наступивших последствий данное правонарушение характеризуется неосторожной формой вины, т. к. умышленное причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека должно квалифицироваться как преступление.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.24 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел. Рассматривают дела судьи.

Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25).

Объект – установленный порядок управления, а также общественный порядок и общественная безопасность, в некоторых случаях – здоровье и жизнь человека. Невыполнение требования сотрудника полиции или иного лица, которому предоставлено право использовать транспортные средства или о его остановке в особых ситуациях препятствуют нормальной деятельности государственных органов, исполнению их должностными лицами своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении:

1) требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства;

2) законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства;

3) законного требования должностного лица ВАИ об остановке транспортного средства ВС РФ, ВВ МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

В соответствии с п. 2.3.3 ПДД водитель транспортного средства обязан предоставлять транспортное средство: сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством; медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники – выдать талон установленного образца.

Так, в соответствии со статьей 10 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе и возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью[133].

В соответствии с пунктом 37 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях – транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

Федеральная служба безопасности также имеет право в случаях, не терпящих отлагательства, использовать транспортные средства[134] и др.

Кроме того, квалифицируя административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи, следует учесть, что сотрудникам полиции предоставлено право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения (п. 20 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).

Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются: