Понятие права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Кон­ституции РФ 1993г. Оно является одним из основных прав и сво­бод человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рож­дения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение всегда занимало одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно, по мере развития самой системы соци­ального обеспечения в нашем государстве.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является об­щепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, раз­личные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из это­го, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, ме­дицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции состав­лял способ распределения благ через общественные фонды потреб­ления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию од­но­временно на нескольких порой мало совмести­мых критериях, в частности на эко­номическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались осо­бой заботой общества на отдельных этапах его развития, относи­лись различные категории граждан (в царской России — сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем — наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распростра­нялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем — на членов колхозов, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. На­конец, нынешнее законодательство о соци­альном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

В первые годы советской власти сформировалась теория так на­зываемых соци­аль­ных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — это предостав­ление благ при перераспределении кол­лективного продукта членам общества, нахо­дящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважи­тель­ной. Представителями этой теории являлись В. М. Догадов, Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко. Однако ее сторонники к числу социаль­ных рисков относили и обеспе­чение из средств общественных орга­низаций, из средств касс (товариществ) взаимо­помощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспе­чение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.

В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строго целевой направленностью. По его мнению, та­кой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека».

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к эконо­мичес­кому и субъектному явилось в дальнейшем основопо­лагающим фактором в форми­ровании научной мысли по вопросу о понятии социального обеспечения.

Развивая позицию В. Дурденевского, В. С. Андреев указывал, что социальное обеспечение — это «совокупность определенных со­циально-экономических меро­приятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейши­ми средствами оздоровления, профилактики и восстановления тру­доспособности».

Однако позиция В. С. Андреева не была однозначно принята учеными, зани­ма­ющимися проблемами права социального обеспече­ния. Их мнения разделились. Появились представители «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между пред­ставителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по «медицинскому обслужива­нию и лечению» (В. С. Андреев), но не включали отношения по са­наторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представите­ли «широкой» сферы (К. С. Батыгин и др.), напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспече­ние, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие. Не было единогласия и по поводу бесплатного образо­вания (среднего, среднего специального и высшего). В. С. Андреев, Р. И. Иванова и В. А. Тарасова считали, что оно должно включаться в социальное обеспечение. Т. М. Кузьмина относит к социально­му обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных заведениях.

Представители «узкой» сферы социального обеспечения (в част­ности, В. Ш. Шайхатдинов) предлагают ограничить сферу социаль­ного обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечения некоторыми уче­ными под «узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.

Первые концептуальные социальные программы появились лишь к середине (концу) 90-х гг. (например, Концепция пенсионной реформы, одобренная постанов­лением Правительства РФ от 7 августа 1995 г., и Программа пенсионной реформы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г.).

Формирование новой системы социального обеспечения шло сложно, со зна­чи­тельными социальными издержками, не всегда эффективными и последо­ватель­ными социальными реформами. Можно выделить три основных направления ре­фор­мирования социалистической государственной системы социального обес­пече­ния, которые сопровождались принятием соответствующих законов:

1) возрождение обязательного и добровольного социального страхования;

2) возрождение системы государственного вспомоществования (общест­вен­ного призрения) бедных - государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;

3) реорганизация государственного социального обеспечения отдельных кате­горий граждан.

На первом этапе начали возрождаться страховые формы социального обес­пе­чения. В России были созданы как самостоятельные кредитно-финансовые сис­те­мы четыре социально-страховых фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР) (1990г.); Фонд социального страхования (1992 г.); фонды обязательного медицинского стра­хо­вания (1993 г.), Государственный фонд занятости населения в РФ (1991г., в 2001 г. упразднен). Соответственно формируется нормативная база обязательного соци­ального страхования по видам социальных рисков. Законом РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения" были введены пособия по безработице и опреде­лялись го­су­дарственные меры по трудоустройству безработных. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" преду­смотрел как обязательные, так и добровольные (договорные) формы меди­цин­ского страхования населения. В 1998 г. законодатель отка­зался от граж­данско-правовых механизмов компенсации ущерба жизни и здоровью работ­ников и при­нял специ­аль­ный Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обяза­тель­ном соци­альном страховании от несчастных случаев на произ­водстве и професси­о­нальных заболеваний". Практически до 2006 г. сохра­ня­лась советская норматив­ная база правового регулирования страхования на случай временной нетрудоспо­соб­ности и зависимость размера назначаемых пособий от непрерывного трудового стажа.

Общие принципы обязательного социального страхования нашли за­крепление и в рамочном Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об осно­вах обязательного социального страхования", которые соответствуют междуна­род­но-правовым стандартам. Между тем, они далеко не в полной мере реализованы в конкретных законах. Более того, специалисты отмечают тревожную негативную тенденцию развития современной системы обязательного социального страхования - это процесс ее огосударствления, сближения, а в перспективе, возможно даже объединения с системой государственного социального обеспечения. Вна­чале было ликвидировано обязательное социальное страхование по безработице. Выплата пособия по безработице стала финансироваться из государственного бюд­жета, и, как следствие, снизился уровень социальной защищенности безработных. Государ­ст­во отказалось от применения в качестве социальных нормативов прожи­точного минимума и минимального размера заработной платы, сократились пери­оды вы­платы пособия по безработице и т.д. Затем социально-страховые взносы в госу­дар­ственные внебюджетные фонды социального страхования были замещены единым социальным налогом. Следствием стало нарушение принципов авто­ном­ности и финансовой устойчивости обязательного социального страхования. Так, прин­цип солидарной взаимопомощи работодателей и работников предпо­ла­гает финансовое участие последних в формировании фондов страхования. В настоящее время отчисления в эти фонды поступают только от работодателей, самозанятых лиц и государства. Первоначально введенные страховые взносы в размере 1% с заработка работника в Пенсионный фонд и Фонд занятости были почти сразу отменены.

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии соци­ального обес­пе­чения, следует вместе с тем выявить основные совре­менные его критерии (приз­наки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковы­ми в настоящее время являются:

1) источники финансирования.Практически все ученые едино­душны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР это были общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет спе­циальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обяза­тельного медицинского страхования, а также средств государствен­ного бюджета, республиканского и территориальных фондов соци­альной поддержки населения;

2) круг лиц, подлежащих обеспечению.С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществ­ляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; ветераны; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус бе­женцев и вынуж­ден­ных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Совет­ского Союза и Рос­сии; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т. д. Круг этих лиц устанав­лива­ется применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления обеспечения.Право на тот или иной вид обес­пече­ния устанавливается для определенных групп из выше­перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно от­носятся события (достижение определенного возраста, инва­лид­­ность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоя­тель­ства в боль­шинстве случаев связываются с наступлением для чело­века трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам, когда помощь общества является ему крайне необходимой;

4) цель предоставления обеспечения.Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определен­ные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежу­точные, конечные.Так, при обеспечении женщины пособием по бе­ременности и родам ближайшей целью является матери­альная под­держка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед родами или после них. Промежуточной целью является забо­та о здоровье матери и ребенка. Конечная цель — воспитание здоро­вого поколения и рост народонаселения страны. Однако следует по­лагать, что основной целью каждого вида обеспечения является вы­равнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуа­ции, в которых ока­зывается гражданин, требуют от него, как прави­ло, повышенных материальных за­трат либо дополнительных физи­ческих, психических, нравственных усилий по срав­нению с другими членами общества.

 

При формировании понятия социального обеспечения необхо­димо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение со­циальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Так, социальная политика СССР 70—80-х годов была направлена на неуклонный рост народо­насе­ления. Поэтому социальное обеспечение в тот пери­од предусматривало выплату посо­бий многодетным матерям.

Социальная политика современного Российского государства должна быть на­прав­лена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в меж­ду­народных актах, ратифицированных на­шей страной. СССР (правопреемницей кото­рого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод чело­века и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономиче­ских, соци­аль­ных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соот­ветствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обес­печение и осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для сво­бодного развития его личности прав в экономической, социальной и куль­турной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уро­вень (включая предметы первой необ­ходимости, жилище, медицин­ский уход и необходимое социальное обслужи­вание), который необ­ходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болез­ни, инва­лидности, вдовства, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к сущест­вованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной российской государствен­ной системы со­ци­ального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция РФ 1993 г. провозгласила Рос­сию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детст­ва, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечениемв настоящее вре­мя следует по­нимать форму выражения социальной политики госу­дарства, направленной на ма­териальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госу­дарст­венного бюджета и специ­альных внебюджетных государственных фондов в случае наступле­ния событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социально­го положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспече­ния современной России следует относить все виды пенсий, посо­бий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицин­скую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включа­ется право на бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

Функции социального обеспечения

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспе­че­ния: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

Экономическаяфункция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отрас­лей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритет­ного развития и т. д.

Политическаяфункция направлена на сближение социального уровня различ­ных слоев населения, создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизи­ровать общественные отношения в сфере соци­альной защиты насе­ления.

Демографическаяфункция способствует стимулированию роста народона­селе­ния страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жиз­ни граждан и т. д.

Социально-реабилитационнаяфункция социального обеспече­ния (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и не­трудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, бла­гоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоро­вья всех граждан.

Представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию — защитную.Прежде всего именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основ­ным назначением социального обеспечения.