Предельный продукт труда в денежном выражении

Количество рабочих Общий продукт труда в физических единицах (Q) Предельный продукт труда в физических единицах (MPL) Предельный продукт труда в ден ед., (MPL· Р) Общие издержки (ТС), руб. Предельные издержки, МС=w
(4-0)/(1-0)= 4 4∙100=400 1∙300=300
(9-4)/(2-1)= 5 5∙100=500 2∙300=600
(13-9)/(3-2)= 4 4∙100=400 3∙300=900
(16-13)/(4-3)= 3 3∙100=300 4∙300=1200
(18-16)/(5-4)= 2 2∙100=200 5∙300=1500
(19-18)/(6-5)= 1 1∙100=100 6∙300=1800

Фирма наймет 4-х рабочих. Обоснуем свое решение.

Использование 3-х рабочих даст прирост прибыли 400 – 300 = 100 рублей. В случае найма 4-х рабочих предельный продукт в денежной форме 4-го рабочего (300 руб.), в точности соответствует величине его заработка, т.е. MRPL = MRCL. Нанять 5-го невыгодно, т.к. предельный продукт в денежной форме составляет 200 рублей, а предельные издержки, связанные с наймом 5-го рабочего – 300 рублей (пятому рабочему придется платить 300 руб.), в этом случае фирма понесет убытки в размере 300 – 200 = 100 рублей. Следовательно, если MRP > MRC, то фирме с целью максимизации прибыли следует увеличить количество переменного фактора, и наоборот.

И только в случае MRP = MRC – фирма будет получать максимальную прибыль.

Например, рассмотрим ситуацию равновесия фирмы, предъявляющей спрос на труд в условиях совершенной конкуренции (рис. 8.3).

 

 
 

 


Фирма, нанимая дополнительного рабочего, соизмеряет размеры выручки от использования его труда с затратами на найм дополнительного рабочего (w). Отрицательный наклон кривой MRPL связан с действием закона убывающей предельной производительности фактора, ее расположение определяется уровнем предельной производительности фактора (МРL) и ценой произведенной продукции (Р). Точка Е – точка равновесия фирмы на рынке фактора, т.к. именно в ней MRPL=we. Это означает, что при уровне заработной платы (we) фирме следует нанять Le рабочих. Таким образом, если MRPL= we обеспечивается оптимальный уровень занятости.

При количестве рабочих, меньших, чем Le, когда MRPL > we, фирме следует увеличить число рабочих. При количестве рабочих, больших, чем Le, когда MRPL < we, фирме следует сократить их численность.

Любая фирма, осуществляющая свою деятельность с использованием двух переменных частично взаимозаменяемых факторов, сталкивается с проблемой выбора комбинации ресурсов при каждом заданном объеме производства, и она стремится минимизировать издержки при каждом заданном объеме производства.

Для выявления всех возможных комбинаций факторов при выпуске заданного объема продукции построим изокванту и изокосту.

Изоквантаэто кривая, любая точка на которой показывает различные комбинации двух переменных факторов, обеспечивающих один и тот же объем выпуска продукции (рис. 8.4).

Все возможные технологически эффективные комбинации двух факторов, соответствующих определенному объему производства, находятся на кривой. Например, выпуск 90 единиц продукции (табл. 12.1) может быть получен при следующих сочетаниях труда и капитала: 3 ед. К и 4 ед. L; 4 ед. К и 2 ед. L. Все комбинации будут находиться на изокванте с объемом в 90 ед. Но если используется менее эффективна технология, то использование 3 ед. К и 4 ед. L даст объем производства, равный, например, 85 ед. продукции.

Другие комбинации двух факторов, например, 6 ед. К и 4 ед. L; 2 ед. К и 6 ед. L, дадут выпуск продукции, равный 106 ед. продукции, и будут находиться на изокванте с соответствующим объемом выпуска, расположенной выше данной кривой (рис. 8.5).

Карта изоквант – это набор изоквант, показывающих все допустимые варианты осуществления производства данного блага.

Изокванты никогда не пересекаются. Каждой изокванте соответствует определенный объем выпуска, чем дальше изокванта от начала координат, тем больше объем выпуска она обеспечит.

Изокванта является графической формой выражения производственной функции. Поэтому она обладает теми же характеристиками, что и производственная функция:

1) изокванта показывает максимальный объем выпуска для каждой отдельной комбинации факторов;

2) изокванты вогнуты и становятся более пологими по мере продвижения сверху вниз вдоль них. При движении вниз вдоль изокванты требуется все больше единиц труда для замещения каждой единицы капитала, в результате предельная производительность труда снижается, а предельная производительность капитала растет;

3) изокванты имеют отрицательный наклон, так как для сохранения неизменным объема выпуска продукции при уменьшении использования одного фактора необходимо увеличить применение другого.

Отношение изменения в количестве одного фактора к изменению в количестве другого при сохранении неизменным объема производства называется предельной нормой технологического замещения.

Например, изменение капитала к изменению величины труда будет выглядеть следующим образом:

MRTSKL = -DK/DL.

Уменьшая использования одного фактора, например капитала (DK), фирма уменьшает объем выпуска на DQ = MPK ·(-DK). Но для того, чтобы остаться на той же изокванте, сокращение объема используемого капитала должно компенсироваться увеличением применяемого труда (DL) на DQ = MPL · DL.

Следовательно, для того чтобы выпуск остался неизменным должно выполняться равенство:

MPL · DL+ MPK·DK=0

или MPL · DL= MPK·(-DK).

Из этого следует, что,

MPL / MPK = -DK / DL = MRTSKL.

Таким образом, предельная норма технологического замещения факторов производства равна обратному соотношению их предельных продуктов (производительностей).

По мере движения по кривой вниз MRTSKL уменьшается (поэтому кривая имеет выпуклую к началу координат форму). Это объясняется тем, что по мере замещения капитала трудом (сокращение фактора К и увеличения количества фактора L) предельный продукт капитала (МРК) растет, а предельный продукт труда (МРL) уменьшается (числитель убывает, а знаменатель растет). Следовательно, предельная норма технологического замещения капитала трудом убывает. И наоборот.

С другой стороны, равенство MPL / MPK = -DK / DL говорит о том, что в любой точке изокванты предельная норма замещения одного ресурса другим равна наклону касательной к точке, лежащей на изокванте. MRTSKL - наклон изокванты.

Изокванты имеют различный вид в зависимости от степени взаимозаменяемости ресурсов (рис. 8.6).

 


Изокванты, имеющими форму прямых линий (рис. 8.6 а), характеризуют идеальную взаимозаменяемость факторов, то есть один фактор может быть полностью заменен другим. В этом случае производство может осуществляться даже при помощи одного фактора. Например, продажа напитков может производиться продавцами, а может автоматами. В этом случае предельная норма технологического замещения постоянна во всех точках изокванты (MRTSKL=cons’t).Тогдапроизводственная функция имеет вид:

Q=α∙К+β∙L.

Изокванты в виде прямого угла (рис. 8.6 б) отражают закономерности производства с фиксированными пропорциями факторов. В данном случае производственная технология такова, что используемые факторы взаимодополняют друг друга и замещение между ними невозможно (MRTSKL=0). Для того чтобы осуществить процесс производства, оба фактора должны применяться в одной и той же строго определенной пропорции, например, 1 автомобиль и 2 водителя (1 ед. К и 2 ед. L). Обязательным условием перехода на новую изокванту является не только увеличение двух факторов, но и соблюдение заданной пропорции в использовании ресурсов. Если же произойдет увеличение одного фактора без изменения другого, то переход невозможен. Например, сочетание 3 автомобиля и 2 водителей экономически бессмысленно, так же как и сочетание 1 автомобиль 6 водителей. Переход на более высокую изокванту в данном случае возможен при сочетании 3 автомобиля и 6 водителей.

В этом случае взаимодополняемых факторов производственная функция имеет вид (формула «затраты-выпуск» или формула В.В. Леонтьева):

Q=f(K,L) = min{αК,βL}.

Это означает, что объем выпуска будет равен минимальной из величин, которые будут получены при подстановке в функцию количественных значений переменных факторов.

Допустим α=3, β= 2, К=1, L=2, то объем выпуска будет равен 3, так как Q= min{3(1),2(2)}. Тогда объем будет равен 3 и 4.

В случае частично взаимозаменяемых факторов (рис. 8.6 в) производство продукции может осуществляться с обязательным использованием двух факторов. Их комбинации могут быть различными в зависимости от заданной производственной функции (формула Кобба-Дугласа):

Q=А∙Кα∙Lβ.

Фирма, осуществляющая свою деятельность с использованием двух переменных факторов, сталкивается с проблемой оптимального выбора комбинации ресурсов при каждом заданном объеме выпуска. Фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться выбрать такое сочетание ресурсов, которое окажется самым дешевым. Таким образом, задача сводится к тому, чтобы минимизировать издержки фирмы для каждого заданного объема производства.

Подобно тому, как один и тот же объем выпуска может быть получен при различных комбинациях факторов, разные их сочетания могут дать одинаковый уровень издержек. Линия, отражающая разные комбинации факторов производства, дающих равные суммарные издержки, называется изокостой(рис. 8.7).

Изобразим графически общие издержки:

ТС = РК∙К+РL∙L,

где ТС – общие издержки, равные сумме постоянных и переменных; РК – цена единицы капитала; К- количество капитала; РL- цена единицы труда; L – количество труда.

Рис. 8.7. Изокоста

Изокоста строится следующим образом. Если предположим, что все тратится только на приобретение капитала, то можно приобрести максимально ТС/РК ед. Если все тратится только на приобретение труда, то можем приобрести максимально ТС/РL ед. Соединив эти пограничные точки, получим изокосту (рис. 8.7).

Любая точка на изокосте показывает такое сочетание двух факторов, при котором совокупные расходы (общие издержки) на их приобретение равны. Изокоста описывается уравнением:

ТС= РК∙К+РL∙L,

.

Угол наклона изокосты равен предельной норме технологического замещения:

.

Таким образом, наклон изокосты равен отношению цен используемых факторов, умноженных на (-1). Если фирма увеличит количество одного фактора, то она должна сократить использование другого. Для того чтобы сохранить неизменными совокупные расходы на приобретение факторов должно выполняться следующее условие:

-DK / DL = PL / PK.

Поскольку, изокоста – это одновременно и линия равных издержек, и линия бюджетного ограничения фирмы, тогда уравнение может иметь вид:

В= РК∙К+РL∙L,

где В – бюджет фирмы, предназначенный для закупки факторов; РК – цена единицы капитала; К – количество капитала; РL цена единицы труда; L – количество труда.

Например, бюджет фирмы, предназначенный для закупки факторов, 1000 руб., а цена 1 единицы капитала 500 руб., а единицы труда 250 руб. В этом случае фирма может приобрести 2 единицы капитала или 4 единицы труда (рис. 8.8).

Изменение величины бюджета вызывает сдвиг изокосты влево (уменьшился) или вправо (увеличился) (рис. 8.9 а). Изменение цены на факторы производства приводит к изменению угла наклона изокосты (рис. 8.9 б). Но возможны случаи одновременного изменения и бюджета, и цен на факторы производства.

 

Задача предпринимателя состоит в том, чтобы выбрать такую комбинацию факторов, которая обеспечивает производство необходимого количества продукции с наименьшими издержками. Оптимальным будет такое соотношение факторов, когда комбинация данных ресурсов лежит на изокосте, а наклон изокосты равен наклону изокванты, т.е.

.

Это равенство говорит о том, что минимальные издержки достигаются тогда, когда затраты на дополнительную единицу продукции не изменяются от использования любых дополнительных факторов.

Для определения оптимального сочетания наложим карту изоквант на изокосту (рис. 8.10). Изокоста с бюджетными ограничениями В1 (или издержками С1) не позволяет достичь требуемого выпуска, поскольку не имеет точки касания с изоквантой. Пересечение изокосты с изоквантами мы видим в точках А, В и D. Точки В и D указывают на чрезмерно высокие затраты (В3) для достижения данного объема выпуска Q. Точка А является оптимальной, поскольку именно эта комбинация факторов позволяет произвести объема Q при меньших затратах (В2).

Фирма в целях увеличения или сокращения объемов производства должна изменять соотношение факторов до тех пор, пока предельна норма замещения факторов (MRTSKL) не будет равна наклону изокосты (PL/PK). Отсюда следуют следующие выводы:

1) фактор производства применяется до тех пор, пока его предельная производительность, выраженная в денежных единицах, не станет равной его рыночной цене, являющейся ограничительным пределом применения фактора;

2) оптимальная комбинация фактора достигается тогда, когда соотношение предельных производительностей факторов равно соотношению их рыночных цен;

3) соотношение цен и предельных производительностей факторов производства обусловливает спрос в отношении каждого из них.

В краткосрочном периоде если цена на какой-либо фактор растет, то фирма будет сокращать его использование и увеличивать более дешевый. Однако изменение использования факторов производства приводит к изменению издержек производства. И любое ограничение по использованию какого-либо фактора приведет к росту издержек и не позволит фирме добиться оптимального сочетания факторов. Однако в долгосрочном периоде фирма располагает боле широкими возможности для комбинирования факторов для каждого заданного объема производства, поскольку издержки в долгосрочном периоде ниже издержек в краткосрочном.

Определив оптимальное соотношение факторов для объема Q, можно проделать это же для объемов Q1, Q2 и т.д. В результате получим некую карту оптимальных с точки зрения издержек вариантов осуществления производства (рис. 8.11). Комбинация факторов в точке А даст наименьшие издержки при объеме Q1, в точке В при объеме Q2, в точке С при объеме Q3. Соединив все точки оптимумов для различных объемов производства (А, В, С) получим кривую, называемую траекторией роста.

Траектории роста показывает оптимальные комбинации ресурсов при существующих ценах для каждого объема выпуска.

Принимая решения об изменении объемов производства, фирма будет двигаться вдоль данной кривой.

Направление траектории зависит от соотношения цен факторов и их предельных производительностей. Для большинства производителей наиболее вероятным является смещение в сторону капитала из-за перехода к более капиталоемким технологиям (рис. 8.12 а). Если технология требует постоянного соотношения факторов, то будет наблюдаться линейная траектория развития (рис. 8.12 б). Если в редких случаях требуется применение большого количества труда, то имеет место понижающая траектория развития (рис. 8.12 в).

Как было сказано выше, в точке касания наклоны изокванты и изокосты равны. Наклон изокосты равен PL/PK, а изокванты – MRTSKL..

MRTSKL = MPL / MPK = -DK / DL,

но -DK/DL = PL / PK . Тогда MPL/ MPK = PL/PK, то есть:

- правило минимизации издержек.

Оптимальное сочетание факторов, используемых в процессе производства, достигается тогда, когда последний затраченный рубль на покупку каждого фактора дает одинаковый прирост общего выпуска продукции. Это и есть правило минимизации издержек.

           
     
К К К     L L L а) Капиталоемкие б) Смешанные в) Трудоемкие Рис. 8.12. Различные формы траектории развития технологий    

 

 
 

С точки зрения рационального экономического поведения, это означает, что более дорогой фактор производства замещается более дешевым. Например, капитал дороже труда (MPL/PL > MPK/PK), тогда фирма минимизирует издержки путем замены капитала трудом. Если же труд дороже капитала (MPL/PL < MPK/PK), то труд заменяется капиталом.

Проиллюстрируем это простым примером. Пусть фирма используем 4 ед. труда и 9 ед. капитала. Цена труда (PL) = 100 руб., цена капитала (PK) = 100 руб. Предельный продукт 4-той ед. труда (МPL) = 12, а 9-той ед. капитала MPK = 6.

Согласно правилу минимизации издержек, должно выполняться равенство:

MPL / PL = MPK / PK.

В нашем случае 12/100 > 6/100, 0,12 > 0,06.

Это не соответствует равенству. Следовательно, данная комбинация не является оптимальной, так как последний рубль, затраченный на приобретение дополнительной единицы труда, дает прирост продукции 0,12 ед., а последний рубль, затраченный на приобретение дополнительной единицы капитала, дает прирост продукции только 0,06 ед. В этой ситуации фирме следует заменить относительно дорогой фактор (капитал) относительно дешевым фактором (трудом), то есть увеличить количество труда и уменьшить количество капитала. Это замещение проводится до тех пор, пока отношения предельного продукта к цене для двух факторов не сравняются. Например, для 6-той ед. труда и 7-ой ед. капитала предельные продукты будут равны (МPL =10, MPK = 10).

Тогда 10/100 = 10/100 – в этом случае фирма минимизирует издержки.

Минимизации издержек – это обязательное, но не достаточное условие для максимизации прибыли. Разница между минимизацией издержек и максимизацией прибыли в следующем. При достижении оптимальной комбинации факторов для любого объема выпуска принимаются цены факторов и их предельная производительность. При формулировке условий максимизации прибыли учитывается еще и предельный продукт фактора в денежном выражении, отражающий спрос на продукцию, производимую с их помощью. Это связано с производным характером спроса на факторы.

Максимизация прибыли достигается тогда, когда предельный продукт переменного фактора в денежной форме равен ее цене.

Прибыль фирмы максимизируется при условии MRPL = MRCL.

В условиях совершенной конкуренции это правило формулируется следующим образом: максимизация прибыли достигается тогда, когда предельный продукт фактора в денежном выражении равен его цене. Если фирма использует два переменных фактора - труд и капитал, то максимизация прибыли будет обеспечена при таком объеме производства, когда MRPL = PL и MRPK = PK,

или MPL / PL = 1 и MPK / PK = 1.

- правило максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли - предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене.

Соблюдение этого условия означает, что фирма функционирует эффективно, то есть обеспечивается оптимальная комбинация факторов, минимизирующая издержки.

MRPL/PL = MRPK/PK = 1 - это условие для рынка совершенной конкуренции.

Если же фирма действует на рынке несовершенной конкуренции, MRCLPL и MRCKPK , то правила минимизации издержек и максимизации прибыли записываются следующим образом:

минимизации издержек,

максимизации прибыли.


Лекция 9. ТИПОЛОГИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР.

РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею рыночной стратегии. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказаться на формировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности всех агентов рынка рыночной экономике структура, или модель, рынка имеет принципиальное значение. В этой лекции рассматриваются рыночные модели (типы структур) и ее идеальный тип – совершенная конкуренция.

 

Основные вопросы лекции:

 

1. Типы рыночных структур

2. Рынок совершенной конкуренции

3. Эффективность совершенно конкурентного рынка

 

 

9.1. Типы рыночных структур

 

Структура рынка – это количество участников рынка (продавцов и покупателей), доля каждого из них в производстве или потреблении и степень влияния на основные параметры рыночной конъюнктуры.

Структура рынка оказывает непосредственное влияние на экономику по схеме:

Структура рынка → поведение фирмы → преуспевание фирмы → преуспевание отрасли → преуспевание экономики

Тип рыночной структуры зависит от множества факторов, действующих как со стороны предложения, так и со стороны спроса, проявляясь как признаки отраслевого рынка.

В качестве важнейших из них выделим такие, как:

1) концентрация продавцов;

2) концентрация покупателей;

3) степень дифференциации продукта;

4) полнота рыночной информации;

5) условия вступления в отрасль и выхода из нее;

6) степень контроля производителей над ценами;

7) характер взаимодействия фирм.

Различия в содержании каждого признака и в комбинации между ними и определяют, в конечном счете, тип рыночной структуры.

Концентрация продавцов — это показатель удельного веса крупных производителей в отраслевом предложении. Именно он является фактором идентификации рыночной структуры, так как под его влиянием происходит формирование других признаков отраслевого рынка. Внешне об этом признаке можно судить по численности продавцов и распределению между ними долей рыночного предложения. Численность продавцов как показатель важна в том смысле, что позволяет определить их способность оказывать влияние на рыночное равновесие. Чем большее количество продавцов действует на рынке, тем более эластичным, при прочих равных условиях, будет спрос на продукцию каждого из них. Поэтому изменение любым из производителей цены или объема выпуска не сможет оказывать значимого влияния на установление рыночного равновесия. Существенно и то, что количество продавцов является фактором, обусловливающим возможность реализации согласованного поведения, что само по себе может стать фактором оптимизации фирмами рыночного предложения.

Концентрация покупателей — признак рыночной структуры, который отражает численность покупателей и распределение между ними долей рыночного спроса. Степень концентрации покупателей оказывает на рынок влияние, схожее с тем, что и концентрация продавцов. Разница состоит лишь в том, что проявляется оно не со стороны предложения, а со стороны спроса. Если отраслевой рынок представлен ограниченным количеством покупателей, то именно они, а не производители оказывают влияние на условия установления рыночного равновесия. Специфика, однако, состоит в том, что подавляющая часть рынков характеризуется раздробленностью и разобщенностью, то есть атомистичностью покупателей. Такие рынки называют полипсонией (рынки потребительских товаров и услуг). В ряде случаев спрос может быть представлен одним (монопсония) или несколькими крупными (олигопсония) покупателями, которые определяют условия рыночных сделок. Типичным примером монопсонии является рынок вооружений, где государство выступает единственным покупателем. Олигопсония часто имеет место на рынках промежуточных продуктов (полуфабрикатов, комплектующих), где в качестве покупателей выступает ограниченное число фирм. Оценивая роль данного признака в принципиальном плане, можно отметить, что чем выше концентрация покупателей, тем менее конкурентным будет рынок.

Степень дифференциации продукта - является показателем однородности (сходства) благ, предлагаемых разными фирмами, но имеющих одно и то же функциональное назначение, то есть предназначенных для удовлетворения одной потребности.

Продуктовая дифференциация может основываться на одной или нескольких характеристиках продукта. Это могут быть потребительские свойства продукта (набор функций, сортность), форма продукта (сахар-песок и сахар-рафинад, чай россыпью в пачке и в пакетиках), дизайн, способы использования продукта (один или несколько), упаковка (алюминиевая банка или пластиковая бутылка, объемом 0,5 или 1,0 или 1,5 или 2 л), условия продажи (предоплата, оплата по факту, продажа в кредит) и послепродажное обслуживание (наличие гарантии, сервисное обслуживание). Данный показатель может нести в себе как реальные отличия в свойствах продукта, так и отсутствие таковых («фантомная» дифференциация), когда выделение продукта в ряду других достигается за счет рекламы. Но что бы ни лежало в основе дифференциации продукта, ее задача одна — выделение продукта фирмы в глазах потребителя среди других подобных продуктов. В конечном счете, степень дифференциации продукции определяет степень замещения между благами, а следовательно, и эластичность спроса на продукт отдельной фирмы, оформляющуюся в виде так называемой «лояльности торговой марки».

В этой связи уместно отметить, что эластичность спроса — функция от числа конкурентов и степени дифференциации их продукции. При низкой степени продуктовой дифференциации эластичность спроса по цене на продукт отдельного производителя будет высокой. Чем выше степень дифференциации продукта, тем менее эластичным становится спрос, и воздействие производителя на условия рыночного равновесия будет проявляться сильнее. Учитывая, что реакция спроса на изменение цены продукта зависит от уникальности свойств этого продукта, показателем степени дифференциации может служить перекрестная эластичность спроса: чем она ниже, тем выше степень продуктовой дифференциации. Косвенным показателем степени дифференциации может служить уровень расходов на рекламу: чем он выше, тем больше дифференциация.

Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода из него -характеризуют условия проникновения на рынок новых фирм и получение на нем экономической прибыли. Эти условия могут благоприятствовать, а могут препятствовать реализации указанных характеристик.

Сами барьеры подразделяют на 1) нестратегические и 2) стратегические.

К нестратегическим барьерам относят те, которые формируются под влиянием не зависящих от фирм факторов.

К ним относят:

- технологические барьеры (величина положительного эффекта масштаба, степень вертикальной интеграции);

- экономические барьеры (емкость рынка, степень капиталоемкости производства, уровень развития рыночной инфраструктуры);

- административные барьеры, связанные с нормативным регулированием деятельности (лицензирование и сертификация).

К стратегическим отраслевым барьерам относят те, наличие которых связано с действием субъективных факторов: факторов, стратегически выделяемых внутри самой фирмы ее руководством и являющихся следствием сознательно применяемого согласованного поведения действующих на отраслевом рынке фирм.

К стратегическим факторам относятся:

- соглашения между фирмами (сговор, долгосрочные контракты, интеграция);

- координация деятельности (лидерство, согласованное ценообразование).

В сущности, отраслевые барьеры — это факторы, которые предопределяют необходимость осуществления дополнительных затрат (сверхпроизводственных) для проникновения на рынок.

Барьеры входа — это дополнительные затраты, которые должна понести фирма при проникновении на рынок. Увеличивая уровень общих издержек, эти затраты повышают риск хозяйствования и, тем самым, затрудняют вход на отраслевой рынок новых фирм. В результате барьеры входа, с одной стороны, уменьшают потенциал расширения рыночного предложения, что приводит к снижению конкуренции, а с другой стороны, ослабляя угрозу потенциальной конкуренции, позволяют действующим фирмам получать устойчивую экономическую прибыль.

Барьеры выхода — это величина безвозвратных издержек, которые понесет фирма в случае выхода из отраслевого рынка. Иначе говоря, это условия, которые препятствуют выходу из отрасли без потерь. Так, чем более капиталоемким является производство, тем более значительными будут ее безвозвратные потери. Поскольку речь идет о невозмещаемых затратах, то фирмы, естественно, оценивают связанный с выходом риск хозяйствования в более приоритетном порядке, чем тот, который обусловлен входом на рынок. Поэтому барьеры выхода фактически рассматриваются ими в качестве важнейшего барьера входа. Разница здесь состоит лишь в том, что если барьеры входа препятствуют проникновению на отраслевой рынок новых фирм, то барьеры выхода ограничивают действующих на отраслевом рынке фирм. Последствия их влияния те же: снижение интенсивности конкуренции и возможность получения устойчивой экономической прибыли.

Характеризуя уровень отраслевых барьеров, обычно говорят об их высоте. Чем они выше, тем с большими трудностями сталкиваются фирмы при проникновении на отраслевой рынок. Поэтому, оценивая их по качественному параметру, выделяют следующие группы барьеров:

1) отраслевые барьеры, не препятствующие входу, при которых имеется свободный доступ для фирм на отраслевой рынок;

2) отраслевые барьеры, неэффективно затрудняющие вход, при которых вошедшие на отраслевой рынок фирмы имеют возможность эффективно действовать в рамках краткосрочного периода;

3) отраслевые барьеры, эффективно затрудняющие вход, при которых деятельность вошедших фирм в долгосрочном периоде затруднена;

4) отраслевые барьеры, блокирующие вход, при которых проникновение на отраслевой рынок новых фирм делается невозможным.

Вместе с тем, уровню отраслевых барьеров может быть дана и количественная оценка.

Показателями высоты отраслевых барьеров могут выступать:

- коэффициент минимально эффективного выпуска (Кмэв), определяемый как отношение минимально эффективного выпуска к объему рыночного спроса (отраслевого выпуска). Чем больше этот коэффициент, тем выше отраслевой барьер;

- индекс барьера эффективного входа (Ибэв), который определяется как соотношение величин добавленной стоимости на одного занятого в крупных и небольших фирмах, характеризуя возможности прибыльного функционирования в отрасли вновь вошедших фирм;

 

- норма проникновения (Нп), определяемая отношением объема выпуска вошедших на отраслевой рынок фирм к совокупному отраслевому выпуску.

- норма выживаемости (Нв), которая определяется как отношение числа вошедших на рынок фирм к числу оставшихся.

Характер взаимодействия фирм может быть также может быть не стратегическим, когда фирмы принимают решения, не учитывая реакции конкурентов, и стратегическим, когда они принимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперников, а их рыночное поведение координируется в соответствии с поведением других участников отраслевого рынка.

Стратегическое поведение обычно присуще рынкам с небольшим количеством фирм, каждая из которых обладает значительной долей рыночного предложения. Сущность стратегического поведения заключается в том, что фирмы осознают свою взаимозависимость, а также тот факт, что наилучший результат может быть достигнут только в случае координации их решений в отношении цены и объема выпуска. Стратегическое поведение может реализовываться в самых разнообразных формах: в форме открытого (сговор о ценах и разделе рынка) и скрытого (ценовое лидерство, сознательный параллелизм сотрудничества), а может ограничиться формами неявного сотрудничества (сигнализирование). Однако во всех случаях его целью будет получение экономической прибыли, а следствием - снижение интенсивности конкуренции.

Представленные выше признаки — суть элементы рыночной организации, комбинация которых оказывает решающее воздействие на условия установления рыночного равновесия, то есть равновесных цены и объема. Когда комбинация этих элементов предопределяет высокую степень интенсивности отраслевой конкуренции, рыночное равновесие будет устанавливаться только под влиянием складывающихся рыночных условий - рыночного спроса и предложения.

Но комбинация этих элементов может быть и такой, что продавцы получают возможность оказывать влияние на условия установления рыночного равновесия. Формой такого влияния будет выступать контроль над ценой. Поэтому степень контроля продавцов над ценой является той характеристикой отраслевого рынка, которая, синтезируя в себе все его признаки, выражает качественную определенность рыночных структур, а потому может рассматриваться в качестве критерия их типологизации. Степень контроля продавцов над ценой не является статичной величиной: с одной стороны, она детерминирована потребительскими предпочтениями и может изменяться независимо от продавца; с другой стороны, ее устойчивость зависит от обусловливающих ее факторов.

Именно возможность фирмы контролировать цену определяет наличие рыночной власти. Рыночную власть можно определить как способность продавца оказывать влияние на рыночную цену.

И хотя такое определение отражает суть явления, на самом деле рыночная власть представляет собой более широкое понятие. Оно также означает, что обладающий рыночной властью агент рынка, во-первых, способен оказывать влияние на условия продажи и покупки, а во-вторых, он более свободен в принятии экономических решений, так как менее подвержен воздействию со стороны других участников рынка. Все сказанное позволяет прийти к выводу о том, что рыночная власть — это способность агента рынка определять условия рыночной сделки, не заботясь о реагировании на нее других участников рынка.

Рыночная власть – это способность агента рынка оказывать влияние на основные параметры рыночной конъюнктуры, прежде всего, на цены.

В зависимости от того, кто из участников определяет условия рыночной сделки — продавец или покупатель, различают две формы проявления рыночной власти. Когда признаки рыночной власти лежат на стороне продавца, говорят о монополии. Если же рыночной властью обладают покупатели, то говорят о монопсонии.

Рыночная власть связана помимо цены и с соотношением других основных элементов рынка – спроса и предложения.

В случае, если спрос превышает предложение, условия диктует продавец (производитель), имеет место «рынок производителя», если же предложение превышает спрос, то условия диктует покупатель, имеет место «рынок потребителя».

Источники рыночной власти продавца многообразны. В качестве такового может выступать доля фирмы в отраслевом предложении. Чем более значительной долей отраслевого предложения располагает фирма, тем более чувствителен рынок к изменению ею объема выпуска, а ее влияние на рыночную цену — сильнее. Рыночная власть фирмы может базироваться на дифференциации продукта, когда она обусловливает низкую степень его субституции в связи с высокими издержками перехода потребителя к заменителям. Источником рыночной власти могут стать располагаемые фирмой особые права — как авторские (патенты), так и предоставляемые (лицензии). Рыночная власть может быть результатом стратегического взаимодействия фирм, когда им удается достичь соглашения в отношении отраслевых предложения и цены путем сговора. Имеются и другие источники.

Но если поставить вопрос об источниках рыночной власти в принципиальном плане, то можно с уверенностью утверждать, что их два. Первый — это высокие отраслевые барьеры, в результате чего снижается влияние на решения фирмы конкурентных сил. Второй — это низкая эластичность спроса на продукт фирмы: чем она ниже, тем более свободна фирма в выборе цены, не боясь отрицательной реакции потребителей.

Наличие у фирмы рыночной власти отнюдь не означает, что она имеет возможность произвольно устанавливать цены. Рыночный спрос функционально не зависит от фирмы, поэтому, даже обладая значительной рыночной властью, она вынуждена учитывать закономерности спроса. Если фирма намерена повысить цену на свою продукцию, то она может это сделать, сократив свое предложение. Наоборот, если фирма считает необходимым увеличить свое предложение, то она должна будет снижать цену. Таким образом, суть механизма реализации рыночной власти сводится к тому, что фирма имеет возможность воздействовать на цену (контроль над ценой) посредством регулирования объема своего предложения. Поэтому содержательная сторона рыночной власти заключается в том, что фирма располагает возможностью выбора оптимального с точки зрения максимизации прибыли объема предложения и цены.

Содержательная сторона рыночной власти заключается в том, что фирма располагает возможностью выбора оптимального с точки зрения максимизации прибыли объема предложения и цены.

Максимизирующей прибыли фирмы (рис. 9.1,а) соответствует объем выпуска q1, при котором предельная выручка (МR1) и предельные издержки производства (МС1) будут равны. Основываясь на спросе на свою продукцию (D1), фирма назначит цену Р1. При этом цена будет превышать уровень предельных издержек производства данного объема предложения. Возникающая между ценой реализации и предельными издержками производства разница будет свидетельствовать о наличии у фирмы рыночной власти, а величина этой разницы (Р1МС1) — характеризовать ее величину: чем больше это превышение, тем сильнее рыночная власть фирмы. Анализируя величину рыночной власти фирмы, следует обратить внимание на два момента. Первый касается взаимосвязи между рыночной властью и эластичностью спроса, а второй — взаимосвязи между рыночной властью и прибылью.

Сравнивая рисунки 9.1,а и 9.1,б, нетрудно заметить, что превышение цены над предельными издержками производства будет тем больше, чем менее эластичным является спрос (чем круче кривая спроса) на продукцию фирмы (рис. 9.1,а), и наоборот (рис. 9.1,б) Отсюда следует вывод, что рыночная власть (Р – МС) при снижении эластичности спроса растет, а при ее увеличении — снижается. Естественно, при абсолютной эластичности спроса она становится равной нулю (Р = МС), т. е. исчезает вообще.

Рис. 9.1. Рыночная власть и прибыль фирмы:

а) при эластичном спросе на её продукт;

б) неэластичном спросе на её продукт

 

Хотя наличие у фирмы рыночной власти создает предпосылки для получения ею экономической прибыли, прямой зависимости между ними нет. При данном объеме предложения прибыль формируется не только под влиянием выручки, но и зависит от уровня средних издержек производства: π = TR–ТС = (Р–AC)q. Сравнивая деятельность фирм, представленных на рисунке 8.1, мы видим, что первая фирма (рис. 9.1,а) обладает значительно меньшей рыночной властью по сравнению со второй (рис. 9.1,б), так как (Р1–МС1) < (Р2 – МС2). Между тем, первая фирма получает большую экономическую прибыль (затемненные прямоугольники), нежели вторая, обладающая значительно большей рыночной властью, так как (P1 –AC1)∙q1 > (Р2 – AC2)∙q2.

Конечно, разница в величине получаемой фирмами прибыли зависит от объема реализации, но нельзя упускать из виду и то, что у них существенны различия в уровне средних издержек. В то же время из приведенного примера не следует, что при более эластичном спросе фирма всегда будет получать большую прибыль. Напротив, при прочих равных условиях обладающая меньшей рыночной властью фирма может рассчитывать на меньшую фактическую прибыль, чем фирма, обладающая большей рыночной властью. В этом смысле получаемая фирмой экономическая прибыль будет свидетельствовать о мере реализации рыночной власти, которой обладает фирма.

При анализе моделей рынка со стороны предложения все отличительные признаки находят отражение в характерных для каждого типа рынка числе фирм и их размере, что дает возможность схематически представить распределение основных типов рыночных структур в следующем виде:

Число фирм в отрасли

Много◄------------------------------------------------------------------►Мало

Совершенная Монопо- Олигополия Монополия

конкуренция листическая

конкуренция

Малый◄----------------------------------------------------------------►Большой

Размер фирм отрасли

 

Итак, структура рынка (модель рынка) в той или иной стране может быть достаточно сложной и включать даже нерыночные элементы. Однако в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию.

В современной экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.

Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы – монополистической конкуренции и олигополии, называемыми несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя многие исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.

Совершенная конкуренция — тип рыночной структуры, где действует большое число небольших по размеру фирм, которые не способны оказывать влияние на рыночную цену и конкурируют между собой по цене.

Определяющими характеристиками рынка совершенной конкуренции являются:

- атомизация рынка, свидетельствующая о присутствии такого большого числа покупателей и продавцов при столь малых рыночных долях каждого, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;

- стандартизация продукции, означающая такую однородность продукции фирм, что потребители не отличают продукт одной фирмы от продукта другой, в силу чего эти продукты являются абсолютными заменителями, а спрос на продукт отдельной фирмы становится абсолютно эластичным;

- прозрачность рынка - подразумевает то, что отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах, а участники рынка располагают полной рыночной информацией;

- свободный вход в отрасль и выход из нее, что означает отсутствие каких-либо препятствий для того, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действующим фирмам — прекратить рыночные операции;

- автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что на отраслевом рынке отсутствует стратегическое взаимодействие продавцов и фирмы, принимая решения, не учитывают реакцию своих конкурентов;

- отсутствие рыночной власти у продавцов.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объем продаж.

Основными характеристиками рынка монополистической конкуренции являются:

- дифференциация продукта, означающая, что продукт каждой фирмы обладает отличительными особенностями, которые, однако, не препятствуют замещению продукта одной фирмы продуктом другой фирмы;

- сегментация отраслевого рынка, выражающаяся в том, что рыночный спрос реализуется в виде обособленных кривых спроса на продукт каждой отдельной фирмы, но при сохранении высокой перекрестной эластичности в отношении продуктов этих фирм;

- большое число продавцов, достаточное для того, чтобы отрасль была конкурентной, однако меньшее, чем при совершенной конкуренции и при большей рыночной доле каждой фирмы, что обусловливает способность фирмы оказывать влияние на рыночный спрос;

- большое число покупателей, достаточное для того, чтобы исключить возможность для отдельного покупателя или даже какой-то их группы оказывать влияние на условия рыночных сделок;

- отсутствие барьеров входа, но при более высоких в сравнении с совершенной конкуренцией издержках проникновения в отрасль, обусловленных дифференциацией продукции (лояльность потребителя торговой марке);

- отсутствие стратегического поведения из-за большого количества продавцов;

- наличие рыночной власти, являющейся следствием дифференциации продукции, и при ее степени, определяемой уникальностью свойств продукта производителя.

Особенность данного рынка заключается в том, что для него характерна как ценовая, так и неценовая конкуренция, интенсивность которой будет зависеть от степени дифференциации продукции. Данный тип рынка наиболее часто встречается на практике: рынки одежды, обуви, предметов домашнего обихода, ресторанный бизнес.

Олигополия — тип рыночной структуры, отличающийся стратегическим взаимодействием немногочисленных обладающих значительной рыночной властью фирм, которые конкурируют за объем продаж.

Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. Важнейшими его характеристиками являются:

- ограниченное число фирм, поделивших между собой отраслевой рынок;

- высокая степень концентрации рыночного предложения у отдельных фирм, что делает каждую фирму большой относительно совокупного рыночного спроса. Данная характеристика указывает на то, что в условиях ограниченного по объему рыночного спроса даже небольшие по абсолютным размерам фирмы могут выступать в качестве олигополистов;

- большое число покупателей;

- затрудненный доступ на отраслевой рынок из-за высоких отраслевых барьеров, которые являются результатом как нестратегических (эффект масштаба, вертикальная интеграция, патенты и лицензии), так и стратегических (взаимодействие функционирующих на отраслевом рынке фирм) факторов;

- стратегическое поведение продавцов, являющееся отличительной характеристикой олигополистического рынка, означает, что осознающие свою взаимозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учетом возможной реакции конкурентов на предпринимаемые ими действия. Суть его сводится к тому, чтобы, координируя свои действия, максимизировать отраслевую прибыль и избежать ценовой конкуренции между собой.

Особенность этого типа рыночной структуры состоит в том, что применение фирмами разных моделей поведения (конкурентных стратегий) порождает возможность существования не единственности рыночного равновесия. Рыночные структуры этого типа обычно характерны для отраслей с высокой капиталоемкостью и сложностью технологических процессов: рынки автотранспортных средств, бытовой радиотехники, авиа- и морских судов, лекарственных препаратов, многих сырьевых продуктов (нефть, металлы).

Абсолютная (чистая) монополия — тип рыночной структуры, где единственный продавец противостоит множеству разобщенных покупателей.

Отличительными особенностями рынка чистой монополии являются:

- концентрация всего отраслевого предложения у единственного продавца, олицетворяющего собой отрасль;

- множество мелких покупателей, действующих независимо друг от друга;

- отсутствие товарных заменителей, так как единственность продавца обусловливает уникальность его продукта;

- запретительно высокие барьеры входа, которые являются следствием действия технологических (эффект масштаба и вертикальная интеграция), экономических (низкий объем отраслевого спроса), институциональных (исключительные права) факторов и фактически блокируют проникновение новых фирм на отраслевой рынок;

- отсутствие стратегического поведения.

Специфика этого типа рыночной структуры заключается в том, что фирма обладает высшей степенью власти над рынком и почти всегда имеет возможность выбрать объем предложения, который обеспечит ей получение экономической прибыли.

При анализе рынка со стороны спроса выделяются следующие типы рыночных структур.

Монопсония — тип рыночной структуры, где множеству продавцов противостоит единственный покупатель, концентрирующий у себя весь рыночной спрос.

Основными характеристиками монопсонии являются:

- концентрация рыночного спроса у одного покупателя;

- наличие большого числа продавцов, каждый из которых обладает небольшой долей рыночного предложения;

- высокая степень стандартизации продукта, обусловливающая высокую эластичность спроса покупателя в отношении продуктов отдельных продавцов;

- полная информированность покупателя о рыночном предложении, цене и возможных альтернативах;

- отсутствие стратегического взаимодействия продавцов;

- концентрация рыночной власти у покупателя, которая реализуется им в виде установления более благоприятных для себя условий рыночной сделки, принимающих форму предоставляемых продавцом скидок, отсрочки оплаты, продажи в кредит и т. п.

Данный тип рыночной структуры — практически зеркальное отражение монополии, только проявляющейся со стороны покупателя. Поэтому отличительными особенностями данного рынка будут, во-первых, отсутствие у монопсониста кривой спроса, во-вторых, извлечение дополнительного дохода монопсонистом благодаря перераспределению в свою пользу части излишка производителя. Чаще всего рынки подобного типа встречаются в сферах, где покупателем выступает государство (рынок вооружений и социальных услуг), а также на рынках производственных ресурсов (рынок комплектующих, рынок труда в случае градообразующего предприятия).

 

 

9.2. Рынок совершенной конкуренции

 

Ранее уже были названы отличительные особенности рынка совершенной конкуренции. Напомним их. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими признаками. Во-первых, на рынке действуют продавцы, рыночная доля каждого из которых столь мала, что хозяйственные решения отдельного участника не оказывают влияния на условия рыночного равновесия. Во-вторых, представленный на рынке продукт является настолько однородным (стандартизированным), что спрос на продукт отдельного продавца является абсолютно эластичным. В-третьих, отраслевые барьеры входа на рынок и выхода из него столь низки, что любая фирма может беспрепятственно войти на рынок и выйти из него без потерь, а производственные ресурсы обладают абсолютной мобильностью. В-четвертых, рынок характеризуется совершенством информации, т. е. продавцы и покупатели полностью осведомлены о ценах и имеющихся у них альтернативах. Наконец, для рынка характерно отсутствие взаимодействия между фирмами, и каждая из них принимает решения, не учитывая реакцию своих конкурентов.

В силу названных рыночных условий, в которых действует совершенно конкурентная фирма, главное заключается в том, что:

а) она не способна оказывать влияние на рыночную цену, поэтому является ценополучателем;

б) суть ее поведения сводится к приспособлению к рыночной ситуации.

Совершенно конкурентная фирма — фирма, которая не проводит собственной ценовой политики, а лишь приспосабливается к рыночным ценам.

Перед фирмой, действующей на совершенно конкурентном рынке, возникают три ключевых вопроса:

1) оставаться на отраслевом рынке или уйти с него;

2) если остаться, то осуществлять производство или временно прекратить его;

3) если производить, то, каким должен быть объем ее выпуска.

Ответы на эти вопросы и составляют суть анализа поведения конкурентной фирмы.

Спрос на продукт отдельной фирмы является частью рыночного спроса. Между тем, между рыночным спросом и спросом на продукт отдельной фирмы существует не только количественное, но и качественное различие, которое является следствием влияния специфических признаков рыночной структуры.

Продукт совершенно конкурентной фирмы является стандартизированным, то есть он ничем не отличается от продуктов других, действующих на данном рынке фирм. В этом случае спрос на продукт отдельной фирмы будет совершенно эластичным, а кривая спроса на него (d) примет вид горизонтальной прямой линии, как показано на рисунке 9.2, б. Следует иметь в виду, что речь идет не о том, что на совершенно конкурентном рынке спрос является совершенно эластичным. Рыночный спрос формируется в соответствии с законом спроса, и выражающая его линия (D) будет отрицательно наклонена (рис. 9.2, а).

 

P P*

Рис. 9.2. Рыночный спрос (а) и спрос на продукт совершенно конкурентной фирмы (б)

Спрос совершенно эластичен только в отношении продукта отдельной фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке.

Форма линии спроса на продукт совершенно конкурентной фирмы позволяет сделать два важных вывода. С одной стороны, она говорит о том, что совершенно конкурентная фирма может продать любое количество продукции (q) по равновесной рыночной цене (Р*) или ниже ее. Однако фирма ничего не продаст, если установит цену на свой продукт выше равновесной рыночной цены, о чем свидетельствует вертикальная часть ее линии спроса. С другой стороны, она указывает на то, что равновесная рыночная цена не зависит от объема выпуска фирмы. Таким образом, равновесная рыночная цена является для отдельно взятой совершенно конкурентной фирмы величиной, задаваемой извне, рынком. Поэтому часто совершенно конкурентную фирму и называют фирмой—ценополучателем.

Учитывая, что для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена ее продукции задается извне, то при принятии фирмой текущих решений цена считается постоянной величиной (Р = const).

В этом случае средняя и предельная выручки фирмы равны рыночной цене:

ARf = MRf = Р.

Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли (MR = МС) трансформируется в форму Р* = МС, поскольку для данного типа фирм MR = Р*.

Совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска, при котором предельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции.

Данное равенство является частным случаем общего принципа. При этом общая прибыль будет определяться как:

π = TR(q) – TC(q) или π = [P* – AC(q)]∙q.

Графическая интерпретация этих зависимостей приведена на рисунке 9.3.

Так как для совершенно конкурентной фирмы цена на ее продукт является величиной заданной, то линия цены Р есть линия ее средней (AR) и предельной (MR) выручки фирмы. Совершенно очевидно, что при этом величина общей выручки (TR) будет зависеть только от объема реализации (q) и изменяться пропорционально росту этого объема. Графически она примет вид прямой возрастающей линии TR. При этом прибыль максимизируется при объеме выпуска, для которого ATC/∆q = ATR/∆q или, что то же самое, МС = MR.

 

Важно понимать не только общую тенденцию, но и особенности поведения фирмы, в данном случае совершенно конкурентной, в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Предложение фирмы в краткосрочном периоде

Так как совершенно конкурентная фирма не способна оказывать влияние на рыночную цену, то для нее реализация принципа максимизации прибыли связана с выбором объема предложения. Он должен быть таким, чтобы предельные издержки производства равнялись рыночной цене единицы продукции.

Учитывая, что в рамках применяемой фирмой технологии уровень предельных издержек определяется особенностями производственной функции, становится очевидным, что объем предложения фирмы будет зависеть от уровня рыночной цены.

Рассмотрим случай максимизации прибыли. Поскольку для фирмы цена на ее продукт является величиной неизменной (Р* = const) (рис. 8.4), то в этом случае цена будет и предельной выручкой:

Р* = MR.

Если фирма реализует объем продукции q1 то при цене Р*, ее убытки будут максимальными. При объеме выпуска q2 фирма сможет только возмещать издержки производства, так как TR(q) = TC(q). При объеме выпуска q3 она получит прибыль π1.

TC TR   π

Рис. 9.3. Выручка и прибыль совершенно конкурентной фирмы

 

И хотя в этом случае средние издержки производства будут минимальными (АС = МС), валовая прибыль не максимизируется. Она может быть увеличена за счет расширения продаж, так как рыночная цена Р* превышает предельные издержки производства (МС) фирмы. Прибыль фирмы будет увеличиваться вплоть до объема q4, при котором достигается максимальная прибыль π3. Приращение прибыли по сравнению с π2 составит величину, равную площади заштрихованной фигуры. Но, как видно из рисунка 9.4, при любом превышении объема q4 предельные издержки фирмы будут превышать уровень цены, а валовая прибыль начнет уменьшаться, например при q5 до π2.