Почему?

• О мировом сообществе говорят как о глобальном или планетарном единстве всех людей.

• Человеку для его выживания нужна природа, а природе для нормального функционирования человек не нужен.

• У слаборазвитой страны меньше денег на защиту окружающей среды.

• Лишь совсем недавно, каких-нибудь 20—30 лет назад, человечество, вначале его лучшие представители, а позже и все мировое сообщество во главе с ООН, задумалось о том, что же на самом деле случилось с природой.

• Постоянно увеличивается поголовье домашних животных, выращенных для прокормления человека, а также численность домашних паразитов-насекомых.

 

132.

Объясните своими словами, как надо понимать фразу «приемлемые пределы неравенства зависят от состояния общества и его культурных традиций»? Приведите примеры из российской действительности.

 

133. Кто такие

• нижний — высший класс

• дальние потомки по мужской линии

• чиновники

• вайшии

• верхний — средний класс

• обитатели подвалов

• шудры

• потомственный дворянин

 

134. Социологический практикум

Я провожу опрос

Вы собираетесь провести опрос на тему «Досуг студента».

Сформулируйте вопросы, которые вы включите в анкету.

Кто должен попасть в выборочную совокупность?

Объясните, почему именно их вы решили опросить?

135.

Почему ученые так считают: «Сопоставление с тем, как живет большинство соседей, рождает ощущение относительной бедности гораздо чаще, чем трудно вообразимое сравнение собственного существования с жизнью верхушки богачей»?

Что такое?

крайние формы социальной обделенности _____

«общественный пирог» ___________________

чрезмерное неравенство

 

136.

В чем заключается цель или окончательная задача борьбы с:

относительной бедностью ________________

абсолютной бедностью __________________

 

137. Расскажите об этих явлениях подробнее

• В основе экономического конфликта лежит неустранимое противоречие между собственником и наемным рабочим.

• Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность.

• Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном его основой выступают писанные нормы.

• Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

 

138.

Ниже приведены суждения. Одни из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то в графе «да» поставьте галочку. Если вы считаете, что суждение неправильное, то поставьте галочку в графе «нет».

Таблица 8

 

133. Как вы внимаете эти выражения?

Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?

• Бедность — это еще и культурное явление.

• Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.

• До революции в России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян.

 

140.

Писатель и публицист народнического толка С.Я. Елпатьевский, близко знавший нижегородское купечество, писал: «На начинавшие пустеть дворянские кресла садился купец. Его сыновья учились не только в гимназиях, но и в дворянском институте (та же гимназия), дочери поступали в институт благородных девиц, и рядом с не очень грамотными отцами стали появляться и занимать места в жизни их сыновья — доктора, адвокаты, инженеры... Как в былые недавние времена, в 40—50-х годах слово "купец", "купчишка" звучало презрительно в дворянских усадьбах, так теперь с высоты своего капитала, с высоты своего растущего значения презрительно смотрел на барина, на опускавшееся все ниже и ниже дворянство».

Докажите, что и в конце XX века в российском обществе можно было наблюдать похожие процессы. Объясните причины такого сходства.

 

141. Что такое

• военно-промышленный комплекс

• патронат

• совместное хозяйство

• домашнее хозяйство

 

142. Стимульный материал

Познакомьтесь с помещенным ниже материалом и ответьте на вопросы.