Объясните, почему?

1. Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы.

2. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

3. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания.

4. Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.

5. Звание академика поначалу является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый.

6. Смешанный статус обладает чертами и приписываемого, и достигаемого статусов.

7. Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает служить в качестве достигаемого статуса.

8. Строго говоря, элементом структуры выступает только статус, а роль относится к культуре.

9. Чем выше ранг, тем больше почестей.

10. Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом.

11. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли.

12. В неформальных организациях, в малых группах не существует зримых различий в статусных символах.

13. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

14. В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом.

15. Высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие.

16. Чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.

17. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним, тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность, тем жестче держится межстатусная дистанция.

18. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике.

19. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса.

20. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньшими талантами обладает человек.

 

124.

Приведите конкретные примеры или опишите ситуации,когда:

• низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный;

• личные качества отступали бы на второй план перед национальными.

 

125.

Интервью с американскими женщинами, живущими на пособие, проведенное Коулом и Лежоном в конце 60-х годов, показало: чем ниже социальное положение человека, тем чаще он жалуется на свое здоровье и считает себя неудачником в жизни.

Как вы думаете, можно ли подобную закономерность перенести на наше общество? Ничего кроме жизненного опыта при ответе вам не потребуется. Если затрудняетесь с ним, проведите небольшой опрос своих знакомых.

 

126.

Вам предстоит обобщить свои знания по типологии обществ и ответить на ряд вопросов.

Какое общество называется традиционным?

• индустриальное;

• постиндустриальное;

• доиндустриальное.

В каком обществе:

• сословное деление уступает место классовому;

• классовое деление уступает место профессиональному;

• собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение;

• определяющим фактором выступает сельское хозяйство;

• главными институтами являются церковь и армия.

Переходом от какого к какому типу общества служат:

• неолитическая революция;

• промышленная революция;

• социалистическая революция;

• менеджерская революция;

• процесс модернизации.

 

127.

Поговорим омодернизации. Она бывает двух типов (вспомните какие они) и описывает глобальный процесс перехода от одного типа общества к другому. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Какие страны и регионы мира являются лидерами в процессе модернизации?

• США

• Россия

• Иран

• Япония

• Бразилия

• Германия

• Индия

Чем различаются органическая и неорганическая модернизация? Дайте краткое описание.

Какая модернизация выступает моментом собственного развития?

Какая модернизация начинается с культуры, а какая — с экономики и политики?

Какая модернизация является ответом на внешний вызов?

Что такое «догоняющее» развитие?

Какая модернизация происходит «сверху»?

Какую цель преследовали петровские реформы, сталинская индустриализация, горбачевская перестройка и ельцинские реформы?

От какого к какому типу модернизации перешла Япония в XX веке?

Кто больше ориентирован на модернизацию — западники или славянофилы?

 

128.

Какие из приведенных ниже статусов можно считать прирожденными:

• возраст

• пол

• профессия

• национальность

• раса

• партийность

 

129. Правда ли, что

1. Никто не в силах изменить пол, расу и национальность.

2. Мужчина — прирожденный статус.

3. Русский — приписываемый статус.

4. Биологическая национальность может быть вытеснена социально приобретенной.

5. Возраст — не является прирожденным статусом.

6. Король — достигаемый статус.

7. Дворянские титулы князя, графа, барона, передаваемые от отца сыну, являются прирожденными.

8. Сын, дочь, сестра, брат, племянник, дядя, тетя, бабушка, дедушка, кузен являются прирожденными статусами.

9. Сын является достигаемым и прирожденным статусом.

 

130. Расскажите об этих событиях подробнее и дайте свою оценку

• С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности.

• Земледельческое, или аграрное, общество 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность) .

• Современное обществознание использует все типологии, стремясь объединить их в некоторую синтетическую модель.

• В доиндустриальном, или традиционным, обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.