Новые бедные»

 

В конце XX века российские социологи и экономисты стали различать два вида бедности:

· традиционную бедность;

· «новых бедных».

Наряду с традиционной бедностью (одинокие матери и многодетные семьи, инвалиды и престарелые) сегодня появились так называемые «новые бедные», подобно «новым русским».

В группуновых бедных вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям. Основную массу «новых бедных» составляют бюджетники — служащие и рабочие, занятые в государственном секторе. У них особенно бедственное положение: оплата труда в здравоохранении составляла в первой половине 1997 г. 59%, в образовании 50%, в культуре 51% от средней по промышленности. В прошлом сравнительно благополучные слои трудящихся, такие, как научные работники, преподаватели высшей школы, офицеры опустились ниже среднего уровня*.

* Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социол. исслед. 1998. № 6. С. 11.

 

Падение вниз представителей некогда среднего класса обусловлено небольшой зарплатой на государственных предприятиях (минимальный заработок здесь не превышает 15% от прожиточного минимума*), полной безработицей и частичной занятостью, которая охватывает, по экспертным, оценкам около 15% экономически активного населения, а также невыплатой зарплаты и пенсий, иногда до 6—8 месяцев**.

* Уровень жизни населения России. Стат. сб. М.: Госкомстат, 1996. С. 143.

** Римашевская Н.М. Социальные последствия экономическихтрансформаций в России // Социол. исслед. 1997. № 6. с.56—57.

 

Таким образом, если к традиционным бедным относятся те, кто и в советском обществе считался бедными, то к новым бедным — те, кто ранее принадлежал к благополучным средним слоям, а в постсоветском обществе обеднел.

Различие между старыми и новыми бедными в российском обществе носит принципиальный характер. Старые бедные не имеют того, что составляет социальный, культурный и экономический фундамент новых бедных —интеллектуальный капитал, основой которого выступает высшее и среднее специальное образование. Хорошее образование в цивилизованном и стабильном обществе служит мощным социальным лифтом, помогает людям подняться по социальной лестнице и получать высокие и относительно высокие доходы. В переходном обществе, когда происходит коренное изменение экономической и социальной структуры, смена политических режимов, образование не может оплачиваться достаточно высоко. Поскольку подавляющая часть образованного населения в России трудится в госсекторе, а тот финансируется по остаточному принципу, материальный уровень жизни бюджетников резко снизился в 90-е годы. Хотя известно, что он и раньше, в 70—80-е годы, не был высоким. Однако сохранился интеллектуальный капитал, стало быть осталась основа для вертикальной мобильности при благоприятном стечении обстоятельств и изменении ситуации в обществе к лучшему. У старых бедных такого капитала нет, и получить его в перспективе невозможно, поскольку стоимость обучения с каждым годом возрастает, а доступ к высококачественному образованию постоянно сужается.

Другая отличительная черта новых бедных заключается в том, что субкультура бедности, нормы жизни на «социальном дне», психология отчаяния и распущенности у современных бюджетников, составляющих нижний слой среднего класса и верхний слой низшего класса,не передается по наследству. Они прилагают все усилия для того, чтобы дать своим детям наилучшее из доступного им образование, воспитывают у них достижительную мотивацию, передают традиции и ценности российской интеллигенции. Даже находясь сами в зоне бедности, новые бедные стремятся к тому, чтобы их дети выбрались из нее. Это характерная черта только российского общества. Ни в одной стране мира бедные, во-первых, не расколоты на старых и новых, во-вторых, старые новые неспособны, при изменении ситуации, совершить быструю восходящую мобильность и в короткие сроки занять место в среднем классе.