Матрица результатов игры «дилемма заключенных»

Стратегии Игрок 2
Признаться Не признаваться
Игрок 1 Признаться -1 -1 -7 0
Не признаваться -0 - 7 -5 -5

С помощью дилеммы заключенных можно объяснить и поведение дуополистов (табл.6.2.). Если дуополист 1 снижает цену, чтобы захватить часть рынка, то он может рассчитывать на прибыль в размере 120 единиц, а дуополист 2 получит всего 50 единиц. Если дуополист 2 снизит цену первым, то он может рассчитывать на получение большей прибыли. Но на практике вслед за снижением цены одним из дуополистов, желающим завоевать рынок, последует снижение цены и другим из них, чтобы сохранить рынок. В результате оба они получат прибыль в размере 80 ед. Как и в дилемме заключенных, в этой игре существует доминирующая стратегия – независимо от решения одного из дуополистов, второму дуополисту всегда выгодно устанавливать низкую цену товара. Такая стратегия характерна для модели Бертрана.

Таблица 6.2

Матрица результатов игры дуополистов

С доминирующей стратегией снижения цен

Стратегии Фирма 2
Низкая цена Высокая цена
Фирма 1 Низкая цена 80 80 120 50
Высокая цена 50 120 100 100

Предположим, что фирма 1 решила предпринять действия для изменения матрицы результатов, чтобы преодолеть дилемму заключенных (табл.6.3). Фирма 1 гарантирует своим покупателям, что в случае предоставления ею скидки на свою продукцию одному из заказчиков она обязуется задним числом предоставить аналогичную скидку на все заказы, сделанные за последний месяц. Данный маркетинговый ход не столько привлекает покупателей, сколько дает понять дуополисту 2, что фирме 2 невыгодно снижать цену с целью захвата рынка, поскольку в этом случае он будет терпеть убытки, выплачивая скидки (-60 – если дуополист 2 установит низкую цену; -30 – если он установит высокую цену). В этой ситуации дуополисту 2 также невыгодно снижать цену, т.к. дуополист 1 может вообще отказаться от своего обязательства и тоже снизит цену, в результате чего дуополист 2 получит прибыль в размере всего 80 единиц вместо 120 ожидаемых. Следовательно, доминирующей стратегией является установление высокой цены обоими дуополистами, и они выберут сочетание стратегий, при которых каждый из них будет получать прибыль в размере 100 единиц. Такое поведение дуополистов является разновидностью сговора и запрещается законом.

Таблица 6.3

Матрица результатов игры дуополистов
с доминирующей стратегией повышения цен

Стратегии Фирма 2
Низкая цена Высокая цена
Фирма 1 Низкая цена -60 80 -30 50
Высокая цена 50 120 100 100

Есть модели, в которых нет доминирующей стратегии, т.е. оптимальный выбор каждого игрока зависит от действий другого (табл. 6.4). Например, если фирма 1, в надеже захватить рынок, установит низкую цену, то фирма 2 тоже снизит ее, чтобы не допустить захват, в результате отрасль в целом получит нулевую прибыль. Но фирма 1 может повысить цену, позиционируя свой товар на рынке как более качественный или престижный, тогда она получит прибыль в размере 100 ед., тогда как дуополист 2 – всего 70 ед. Аналогично может поступить и фирма 2, в результате чего прибыль каждого дуополиста снизится до 50 ед. Тогда фирма 1 вновь понизит цену, в ответ на что фирма 2 поступит аналогично и т.д. Данное равновесие не является стабильным, а предполагает попеременный переход между циклами снижения и увеличения цен. Такое поведение характерно для модели Эджуорта.

Таблица 6.4