Она всегда есть конкретная реальная ситуация, восходящая к масштабной проблеме общества. Правильно я Вас понял?

Абсолютно правильно. Я бы даже предложила эту главную семантическую особенность журналистского текста, специфику его темы выразить формулой:

Т = РКС / МОП,

где Т — тема, РКС — реальная конкретная ситуация, МОП — масштабная общественная проблема, а символ / — знак связи.

Почти что математика... Даже не по себе становится.

И было бы неплохо научиться поверять алгеброй гармонию. А пока подытожим наш разговор.

Найти хорошую тему для журналиста — значит найти яркую реальную ситуацию, которая либо дает новое знание о проблеме, задевающей многих, либо показывает интересный опыт ее решения, либо открывает возможность отразить в тексте проблему новую, еще не осознанную обществом, но уже проявившуюся как реальная трудность, требующая разрешения. И чем неожиданнее или долгожданное новые сведения, чем большего числа людей они коснутся, тем ценнее материал.

Я думаю о заметке в «Комсомолке» про автомобиль, преодолевший скорость звука, — помните, мы читали? Действительно, локальная позитивная ситуация, всего четыре факта, а за ней — решение проблемы, с которой люди мечтали справиться уже давно... — А теперь переключайте свою мысль: пора определять, р чем специфика идеи журналистского текста.

 

Беседа девятая