Глава 14. Профессиональные. Мастерские в школе

 

В отличие от студии, педагогическая мастерская востребована иными потребностями педагогической сферы. К данному виду профессионального совершенствования обращаются тогда, когда возникает надобность в расширении практического опыта при имеющемся теоретическом оснащении воспитательного процесса. Ведет работу профессиональной мастерской опытный педагог-практик, раскрывающий своим коллегам практическую сторону реализации какой-либо теоретической проблемы (учитель, воспитатель, руководитель кружка, преподаватель творческих курсов, мастер). Для студентов старших курсов, прошедших педагогическую практику, участие в мастерских может планироваться, и, если студентом теория вопроса освоена, его работа в мастерской значительно углубляет научное осмысление проблем воспитания, но не исключается и оснащение студента педагогическим опытом.

Предложим иллюстрацию практики проведения мастерских в рамках одной школы*. Мастерская № 1 тематикой своей имеет «урок», мастерская № 2 исследует методику проведения «родительского собрания»; мастерская № 3 избирает «классный час» как основной вид работы классного руководителя в школе...

* Школа № 12, г. Смоленск, педагог-руководитель Макаренкова Татьяна Юрьевна.

 

Мастерская обращается непосредственно к практике и пристально рассматривает с точки зрения педагогического профессионализма именно практическую деятельность педагога. Такое назначение данного вида занятий кардинально меняет методику его проведения.

Во-первых, теоретическому осмыслению отводится место средства, но не цели, в отличие от студийной работы. В центре внимания профессионалов — «опыт», не «понятие», не «закономерность», не «принцип», не теоретическая модель процесса. Положение средства подчеркивается «обслуживающей» функцией теоретических положений, объясняющих либо раскрывающих смысл представленной практической работы: опыт рассматривается, анализируется, воспроизводится, а теоретические положения используются для обоснования, оправдания того, что уже принято и проверено практикой.

Педагог-практик, показывая методики своей работы с группой, в этот же миг демонстрирует и воспитательные результаты своих методик. Они служат убедительнейшим аргументом в пользу представленных методик. Поэтому надобность в теоретическом обосновании, как кажется на первых порах, отпадает. Практика — верный критерий оценки, — так решают педагоги-коллеги, воспринимая группу хорошо воспитанных детей.

Однако конкретность и фрагментарность профессионального представленного опыта без теоретического оправдания закрывают возможность воспроизведения технологических решений в другой школе другим педагогом.