Глава 5. Технологическая карта воспитания
Любая профессиональная деятельность специалиста предполагает, что процессуальная сторона плодотворных усилий обеспечивается его устойчивым вниманием в ходе работы к определенным объектам работы. Это внимание гарантирует профессиональный результат. Повар и токарь, водитель автомобиля и балерина, швея и геолог имеют в сознании своеобразный «экран внутреннего зрения», на котором располагаются основные объекты обязательного напряженного внимания. Иногда за этим полем объектов воздействия наблюдает другое лицо или целая группа лиц, выступающих как совокупный субъект, — например, ассистенты хирурга, прослеживающие состояние больного и посылающие хирургу сведения об основных показаниях этого состояния. Выполняют операцию они как единый субъект, постоянно наблюдающий положение на «экране внутреннего зрения».
Педагог-профессионал так же, как любой специалист, ориентирован на такой внутренний экран постоянно. Понятно, что объектом его профессионального внимания выступает содержательная сторона воспитания — то, что наполняет самого разного плана организуемую деятельность: знания, умения, отношения. Понятно и то, что принципы воплощаются в содержании технологической карты, — технологическая карта есть образное результирующее отражение произведенного анализа.
Скажем так:
Любая деятельность может быть организована педагогом и стать сильнейшим фактором воспитания, если она наполнена воспитательным содержанием, поэтому в центре профессионального сознания всегда находится в качестве объекта профессионального осмысления, профессионального прослеживания и профессиональной оценки именно то, чем способен наполнить активность детей педагог.
То, чем наполнена деятельность детей, и составляет содержание воспитательного процесса. Именно содержание деятельности обусловливает качество развития ребенка в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Понять это нетрудно:
• важно не то, что ребенок глядит и видит, а важно, что же, собственно, он видит;
• имеет педагогическое значение не то, что совершает его тело, когда ребенок танцует, строгает, или копает, а то, чем же наполнена данная активность.
Как только педагог забыл о содержании и увлекся организационной стороной деятельности (например, он говорит детям: «Встаньте, подравняйтесь, красиво выпрямите спинки!» — вместо приветствия и добрых слов в адрес детей), он аннулирует процесс воспитания, его работа с детьми бессодержательна.
Знания являются обеспечивающим формирование отношений к миру содержанием воспитательного процесса. Но в конкретном частном проявлении, в виде факта (научного либо обыденного) знание, ограниченное частной ситуацией, не имеет для формирующейся личности жизненного значения. Знание приобретает личностный смысл лишь на уровне истины, открывшейся школьнику. Субъекту нужна истина. Поэтому содержанием воспитания является знание на уровне истины.
-...Нужно соблюсти надлежащую гармонию между фактами и идеями, чтобы они взаимно освещали и поддерживали друг друга... Каждый урок, если он не заключается в повторении, должен подвигать учащихся вперед, постепенно расширять их умственный горизонт, вносить нечто новое и их сознание и со стороны фактов, и со стороны идеи... - писал П.Ф. Каптерев (1883-1885 гг.)*.
* Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 590.
Умения как инструментальное содержание воспитательного процесса становятся личностно значимыми при условии включения их в жизненный опыт личности. Субъекту важно приобретать жизненный опыт. Поэтому умения в воспитательном содержании преобразуются в опыт детей, жизненно важный.
Отношения составляют основную и центральную часть содержания воспитания. Но и ценностные отношения, проживаемые в конкретной ситуации, становятся жизненно важными лишь при восхождении на уровень идеи, ибо для построения собственной жизни субъекту необходима постоянная ценностная ориентация. Поэтому отношения на уровне идеи обретают роль содержания воспитания.
Истина, идея и опыт выступают в значимой роли постоянных объектов профессионального внимания именно потому, что они являются содержательными факторами последующего жизненного выбора воспитанника и влияют на содержание и исход его жизни. Благодаря общему философическому характеру этих объектов, они обусловливают последующий определенный выбор субъекта в ситуациях частных, конкретных, мелких и особенных.
Технологическая карта воспитания, располагаясь «на экране внутреннего зрения», предполагает наиважнейшие профессиональные операции педагогической деятельности:
• педагог выявляет определенную объективную закономерность, называемую истиной, скрытую в жизненной протекающей ситуации, восходя «от научного факта к явлению, от научного явления к закономерности»;
• педагог формулирует идею, проживая вместе с детьми ценностное отношение и выходя на обобщение «от жизненного факта до жизненного явления, а в жизненном явлении обнаруживая закономерность жизни»;
• педагог организует совместную деятельность или отдельные действия, адекватные истине и идее, «здесь и сейчас» научая детей реальному выражению практического воплощения свободного выбора путем профессионального метода «от картинки действия — к инструкции для действия — от инструкции для действия — к реальному действию».
Таким образом, общая ориентация на философские категории, отражающие в обобщенном виде основания жизни человека (должен знать мир, уметь взаимодействовать с миром, оценивать и учиться любить мир) служит опорой для педагогического конструирования отдельного воздействия на детей (ребенка). Данная опора и может быть названа технологической картой воспитания, а дефиниция такой профессиональной карты может быть представлена следующим образом:
Технологическая карта педагога-профессионала — это расположенное в поле внутреннего зрения педагога постоянство трех профессиональных объектов, устойчивая ориентация на которые гарантирует содержательность работы с детьми, а следовательно, результативность профессиональной деятельности педагога.
Такая работа педагога гарантирует достойный свободный выбор воспитанника в границах ценностных отношений современной культуры и реально-практическое воплощение осмысленного, принятого и проживаемого воспитанником отношения к какому-то объекту мира, с которым состоялось взаимодействие с помощью педагога.
Отразим представление о «технологической карте воспитания» схематически. Вот как выглядит такое обобщенное представление: