Словарь философских терминов

 

Философия (От греческого phileo – люблю, sophia – мудрость; любовь к мудрости). Особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях.

Абсолют (От латинского absolutus – безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный). Вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин Абсолют, впервые был применён в конце 18 века. М. Мендельсоном и Ф. Якоби, которые использовали его для обозначения категории "Бога, или Природы" в философии Спинозы; введён в широкое употребление Шеллингом (1800).

Абсолютная идея – Основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. Абсолютная идея – это ещё и предмет всей системы гегелевской философии. Будучи и субстанцией и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития.

Абстрактное и Конкретное – Философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от Абстрактного к Конкретному. Абстрактное (От латинского abstractio – отвлечение, удаление) – мысленный образ, полученный путём отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности.

В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и другое). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции.

Агностицизм – (От греческого а – отрицание, gnosis – знание) – Философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно – выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введён в середине 19 века английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного.

Акциденция (От латинского accidentia – случай, случайность) – Философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи).

Впервые понятие Акциденции употреблено Аристотелем в "Метафизике" и "Физике", затем – Порфирием, разделившим Акциденцию на "отделимые" (человеческий сон) и "неотделимые" (цвет кожи у человека).

Распространённость получило в схоластике (некоторые качества вещей трактовались как "реальные Акциденции", существующие сами по себе вне субстанций, которым они, как правило, присущи).

Альтруизм (От французского altruisme, От латинского alter – другой) – Моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врождённое чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого.

Альтруизм отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма, безусловным этическим абсолютом которого являлся "единственно я сам". Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому Альтруизм вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается суду совести.

Анализ и Синтез – Методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (Анализ, Синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). Начальный и конечный этапы научного исследования.

Анализ (От греческого analysis – разложение, расчленение) – Мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части, экстрагирование (выделение) их отдельных свойств, отношений с целью их изучения. Специфика Анализа зависит от природы исследуемого объекта.

Синтез (От греческого synthesis – соединение, составление) – Мысленное соединение частей объекта, структурированного в процессе Анализа, установление связей и взаимодействий отдельных его частей.

В процессе Синтеза происходит восстановление первоначальной целостности исследуемого объекта и одновременная верификация (проверка) полученных знаний о неизвестных ранее свойствах и отношениях данного объекта в научной теории, в пределах которой осуществлялся Анализ.

Антропология – (Anthropology), реже – общая Антропология (general Anthropology) – Преимущественно в англоязычных странах – совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. Антропология фокусирует своё внимание, с одной стороны, на биологической и культурной дифференциации различных групп людей, с другой стороны – на тех интегративных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое.

Апокалипсис (От греческого – откровение) – Откровение Иоанна Богослова, последняя книга Нового Завета, а также обобщающее наименование определённой совокупности иудейских и христианских текстов эсхатологического и провиденциалистского толка, главным образом фундирующихся на книгах пророков Иезекииля и Захарии. Наиболее значимые тексты в жанре Апокалипсиса: "Книга Пророка Даниила" (впервые является образ Сына Человеческого, которому "дана власть, слава и царство, чтобы все народы и племена и языки служили Ему"); три книги Еноха (древнееврейская, славянская и эфиопская); "Апокалипсис Ездры"; "Апокалипсис Авраама"; "Апокалипсис Варуха", а также "малый Апокалипсис" (эпизод в так называемых "синоптических" Евангелиях – от Матфея, от Марка и от Луки, – в котором Иисус Христос вещает о "кончине века", в мерзости и запустении и о знамениях скорого пришествия Сына Человеческого).

Атеизм (От греческого а – отрицание и theos – Бог; буквально – безбожие) – Философско-материалистическое учение. Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искажённого отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мёртвых, бессмертия души, её переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признаёт вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения.

Базис и надстройка (От греческого basis – основание) – Основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику Базиса и Надстройки и их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе "К критике политической экономии".

Бог – Сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания. Исходные формы религиозных верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия) не порождают персонифицированной трактовки сверхъестественного.

Буддизм – Религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Буддизма – индийский принц Сид-хартха Гаутама – Будда. Краеугольный камень Буддизма – вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озарённости истинным знанием.

Бытие – Категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Вера – Глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как: Гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии – вплоть до самоотречения: "верю" как "верую") и религиозный (при отнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного).

Вещь в себе – Одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами па себе (в себе), в отличии от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания постигать "Вещи в себе". Кант трактует "Вещь в себе" как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши органы чувств, на человеческую способность восприимчивости, то есть как источник всех наших созерцаний.

Власть – В классических философских концепциях – особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю.

Возможность и действительность – Модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой – ставшую реальность. Если понятие Возможности выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определённой закономерности его развития, то Действительность – объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия. В широком смысле слова, Действительность, таким образом, есть совокупность всех реализовавшихся Возможностей и предметно совпадает с феноменом наличного бытия.

Воля – Феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятельности, обеспечивающий векторную ориентацию имманентных состояний сознания на объективированную экстериорную цель и концентрацию усилий на достижении последней.

Будучи несводимым ни к предметной деятельности, ни ко внепрактическому сознанию, феномен Воля является связующим звеном деятельностного акта, обеспечивающим единство субъектной его составляющей (желающий и целеполагающий субъект) и составляющей объективно-предметной (субъект целеполагающий и водящий), транслируя импульс потребности в импульс к действию.

Воля к власти (Der Wille zur Macht) – Центральное понятие философии жизни Ницше, оказавшее и до сих пор оказывающее значимое влияние на философскую мысль 20 столетия.

Восприятие – Процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств.

Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений.

Всеединство – Философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. Всеединство было представлено в различных философских концепциях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выражение проблема Всеединства нашла в русской философии, где, начиная с B. C. Соловьева, сложилось самобытное направление – философия Всеединства, к которой могут быть отнесены системы Флоренского, Булгакова, Карсавина, Франка, Н. О. Лосского, а также, по ряду оснований, взгляды С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, Лосева и других.

Гедонизм (От греческого hedone – наслаждение) – Этическая установка, с точки зрения которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу.

Гипотеза (От греческого hypothesis – основание, предположение) – Форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи (концептуальная схема как экспликация идеи, как "общая Гипотеза" теории).

Государство – Основной институт политической системы, наделённый высшей законодательной властью, то есть правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определённой территориальной целостности и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества.

Гуманизм (От латинского humanitas – человечность) – Мировоззрение антропоцентризма (характерного ещё для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершённой культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определённое культурное движение Ренессанса). Термин "Гуманизм" был введён в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 году. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловеческим всё, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Гуманизма в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Петрарку, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Балла, Эразма Роттердамского,

Бруно, Бодена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, фон Гуттена, Цвингли и других.

Движение – Понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции – с самых её истоков – конституируются альтернативные трактовки Движения: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). Дискурс (От французского discour – речь) – В широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, то есть дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения.

Дуализм (От латинского dualis – двойственный). Философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический Дуализм: Декарт, Мальбранш и другие.

Закон – Существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория 3акона выражает в своём содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями).

Имманентный – (От латинского immanens – пребывающий внутри) – Понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя.

Индукция (От латинского inductio – наведение) – Метод познания, связанный с обобщением наблюдений и экспериментов.

Категория (От греческого Kategoria – высказывание, обвинение; признак) – Предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, то есть фиксирует минимум признаков охватываемых предметов.

Качество и количество – Философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в "Категориях" и "Топике". Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос "какое?") Аристотель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врождённых, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос "сколько?") – Аристотель приписывал ипостаси "множества" и "величины" в русле главной, с его точки зрения, мыслительной функции данной категории: выяснения "равенства" либо "неравенства".

Класс (От латинского classls – разряд, группа) – Конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие Классы, называются его элементами.

Концепт (От латинского conceptus – понятие) – Содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения.

Культура (От латинского cultura – возделывание, воспитание, образование) – Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех её основных проявлениях.

Либидо (От латинского libido – желание, влечение, стремление) – Понятие, употребляемое для обозначения полового влечения, полового инстинкта, энергии сексуального влечения и других. Половое влечение.

Любовь – Универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своём содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему.

Любовью называют также субъект-субъектное отношение, посредством которого реализуется данное чувство.

Марксизм – Идейное течение второй половины 19-20 веков, традиционно связываемое с концепцией общество и человековедения, сформулированной в работах Маркса. В своей эволюции Марксизм преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний.

Материализм (От латинского materialis – вещественный) – Философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряжённых идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия – материальное начало, материю.

Материя (От латинского materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

Метод (От греческого methodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – Способ достижения цели, совокупность приёмов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определённым образом.

Метод в науке – это также и заданный сопряжённой гипотезой путь учёного к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и Метода познания.

Методология –Учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. Философия выявляет общественно-историческую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблем.

Миф – Форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рождённых творческим воображением человека, в качестве "неопровержимых фактов бытия" (Лосев). Для Мифа не существует грани естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ассоциациями. Мир Миф гармоничен, строго упорядочен и не подвластен логике практического опыта. Исторически Миф возникает как попытка построения на интуитивно-образном уровне восприятия целостной картины мироздания, способной обобщить эмпирический опыт и дополнить (при помощи умозрительных спекуляций) его ограниченность.

Мифология(От греческого myphos – сказание и logos – рассказ) – Тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения.

Мышление – Категория, обозначающая процессуальность функционирования сознания (познавательную деятельность) – Традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой.

Наука – Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и так далее, постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.

Общественно-экономическая формация – Центральное понятие марксистсой теории общества или исторического материализма: "... общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером".

Общество – Понятие, фиксирующее предмет социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны Общества как общего) детерминантах, практически не употребляется.

Онтология (От греческого on, ontos – сущее, logos – учение) – Учение о бытии: в классической философии – учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и другими) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии – интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом. Термин "Онтология" был введён Р. Гоклениусом ("Философский лексикон", 1613), и – параллельно – И. Клаубергом, введшем его (в варианте "онтософия") в качестве эквивалента понятию "метафизика" ("Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia," 1656); в практическом категориальном употреблении закреплен Вольфом, эксплицитно дистанцировавшим семантику понятий "Онтология" и "метафизика".

Опыт – Философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования.

Отчуждение – Философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их.

Ощущение – Простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. Ощущение возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений.

Пантеизм (От греческого pan – всё и theos – Бог) – Философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В Пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней.

Познание – Творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Политеизм и монотеизм (От греческого poly – много, гао-nos – один, theos – Бог) – Религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу.

Понятие – Форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые Понятия относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер.

Принцип (От латинского principum – начало, основа, происхождение, первопричина) – Основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям.

Пространство и время – Философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование (в Пространстве), с другой – процессы смены их друг другом (во Времени), продолжительность их существования.

Развитие –Характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей.

Выражая, прежде всего, процессы изменений, Развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Развития тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.

Рационализм (От латинского rationalis – разумный, ratio – разум) – Направление в гносеологии и праксеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).

Реализм (От латинского realis – действительный, вещественный) – Направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия.

Романтизм – Сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 веков, затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и так далее).

Свобода – Универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Сенсуализм (От латинского sensus – чувство, ощущение) – Гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания – как приоритетных когнитивных процедур.

Символ (От греческого symbolon – знак, опознавательная примета; symballo – соединяю, сталкиваю, сравниваю) – В широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия.

Соборность – Понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос.

Созерцание – Способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западноевропейской философской традиции выделяют два основных понимания Созерцания.

Сознание – Одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом аспекте бытие, существование Сознания выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность Сознания.

Сублимация (Сублимирование) – Процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характеризующийся заменой сексуальной цели на цель более отдалённую и более ценную в социальном отношении.

Сущность (От латинского haecceitas – этовость и quidditas – чтойность) и явление. Философские категории, обозначающие: Сущность – совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. – чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной Сущностью.

Теология (От греческого theos – Бог, logos – слово; русская калька – богословие). Феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего.

Философия (От греческого phileo – люблю, sophia – мудрость; любовь к мудрости). Особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях.

Харизма (От греческого charisma – Божественный дар, благодать, милость). Наделённость (во мнении определённого круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера – политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости.

Ценность – Термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту.

Цивилизация (От латинского civilis – государственный, гражданский) – в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, обозначающее: 1. Одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени. 2. Этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган). Совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней.

Человек – Фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум.

Экзистенциализм (От позднелатинского латинского – ex(s) istentia – существование), или философия существования. Одно из крупнейших направлений философии 20 века.

Экзистенциализм возник накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после неё в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Экзистенциализма ещё во время 1-й мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В середине века Экзистенциализм широко распространился и в других странах, в том числе и США. Представители Экзистенциализма в Италии – Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему близок Ортега-и-Гассет. К Экзистенциализму близки французский персонализм и немецкая диалектическая теология.

Эксперимент (от латинского experimentum – проба, опыт). Метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений.