ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ


На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.

В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются восемь фазжизненного развития человека.

Первая фаза — младенчество,охватывает период до 2 лет.

Вторая фаза — предшкольный возраст,от 2до 5лет.

Третья фаза —детство, 5-12лет.

Четвертая фаза — юность, 12-17лет.

Пятая фаза —ранняя взрослость,17-25 лет.

Шестая фаза — зрелость,25-50 лет.

Седьмая фаза — поздняя зрелость, 50-75лет.

Восьмая фаза — старость,от 75 лет и далее.

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Биррена, но является достаточно распространенным явлением (например, Bromley D., 1966; Люблинская А., 1959; и др.). Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д. И. Фельдштейн, так же как и Б. Г. Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации — по возрасту (младенчество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дошкольный, школьный и т. д.).

В классификации Д. Бромлей (Bromley D., 1966) выделяются пять цикловразвития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «детство»охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13лет).

Цикл «юность»подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

Цикл «взрослость»состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).


ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ■ 91

В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость»начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия),от 1года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия),от 3до 6лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия),от 6до 12лет (школьный возраст, или латентная стадия),от 12до 19лет (подростковый и юношеский возраст),от 20до 25лет (ранняя зрелость),от 26до 64лет (средняя зрелость),от 65лет (поздняя зрелость).

Водной из распространенных современных международных классифи
каций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:
младенческий возраст— от рождения до 3лет,

раннее детство —от 3до 6лет,

детство —от 6до 12лет,

подростковый (юношеский) возраст —от 12до 18лет,
молодость —от 18до 40лет,

зрелый возраст —от 40до 65лет,

пожилой возраст— от 65 лет.

Всовременном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (Craig G., 1996, 2000) приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:

младенческий возраст— от рождения до 2 лет,

раннее детство —от 2до 6лет,

среднее детство —от 6до 12лет,

подростковый и юношеский возраст—от 12до 19лет,
ранняя взрослость —от 20до 40лет,

средняя взрослость —от 40до 60лет,

поздняя взрослость— от 60лет и далее.

Поскольку нам необходимо придерживаться в этой книге какой-то определенной периодизации, проведем краткий сравнительно-сопоставительный анализ. Какой же возраст скрывается за всеми этими словами — младенчество, детство, подростковый период и т. д., насколько близки или далеки друг от друга различные классификации?