Оценка уровня радиоактивного загрязнения основных элементов объекта
В результате ЧС на радиационно опасном объекте произошло радиоактивное загрязнение объекта, рассматриваемого в дипломном проекте (указать конкретный объект). Данные радиационной разведки об уровне радиоактивного загрязнения территории объекта представлены в табл. 6.1.
В данном параграфе для принятия решения на дезактивацию необходимо оценить уровень радиоактивного загрязнения территории и основных элементов объекта ДЗ на основе построенных графиков спада ДЗ со временем.
Уровень радиоактивного загрязнения территорий на время t окончания ранней стадии определён приборами радиационной разведки (табл.6.1)
Уровень радиоактивного загрязнения наружных поверхностей сооружений , подвижного состава, зданий, техники принимается равным 10% от уровня загрязнения территории.
Таблица 6.1
Данные радиационной разведки
Номер задания | Время начала за- грязнения объекта после аварии, ч | Продолжительность ранней стадии (PC), ч | * в конце PC, частиц (см2 ·мин) |
* - уровень радиоактивного загрязнения территории объекта.
Уровень загрязнения внутренних поверхностей зданий, подвижного состава, кабин машин следует принять 50% от уровня загрязнения наружных поверхностей.
Уровень загрязнения территорий ДЗ на любое время t определяется с учетом уровня загрязнения их через 1ч после аварии ДЗ1 и коэффициента спада радиации Кt [9, табл. 10.6, с. 145]
(6.1)
(6.2)
где - уровень загрязнения территории на время окончания РС (см. данные разведки);
Кtрс – коэффициент спада радиации на время окончания ранней стадии [33, прил.2.3, с.95].
Для построения графиков спада ДЗ рассчитывают их значения на различное время t в течение 30 суток. Результаты расчётов сводят в табл.6.2.
По данным таблицы необходимо построить два графика:
- график спада ДЗ территории, ж.д. путей, автодорог;
- график спада ДЗ зданий, сооружений, подвижного состава, путевых, землеройных, грузоподъемных и других машин.
Таблица 6.2
Таблица значений спада ДЗ со временем
Время после ЧС, ч., сут. | Значения , часиц/(см2•мин) | Значения , часиц/(см2•мин) | Значения часиц/(см2•мин) |
tн* | |||
24ч (1сут) | |||
48 (2сут) | |||
72 (3сут) | |||
120 (5сут) | |||
240 (10сут) | |||
360ч (15сут) | |||
720ч (30сут) |
*tн-время начала загрязнения объекта (см. табл.6.1)
На втором графике строят две кривые. Одна для наружных, а вторая для внутренних поверхностей.
На горизонтальной оси каждого графика откладывают равномерно время, сут., (от 0 до 30), а на вертикальной - уровень радиоактивного загрязнения поверхностей (частиц/см2мин) от 0 до ДЗН (на время начала загрязнения объекта tн) и наносят сетку.
На кривые графиков наносят точки , соответствующие времени, для которого рассчитывались значения ДЗ. Рядом с выделенными точками указывают значения ДЗ.
Определение элементов объекта, подлежащих первоочередной дезактивации, производится с учетом их важности и допустимых уровней загрязнения, приведенных в табл. 6.3
Таблица 6.3
Таблица допустимых уровней загрязнения элементов объекта
Наименование поверхностей | Допустимые уровни радиоактивного загрязнения, частиц/см2.мин |
1. Территория объекта; наружные поверхности зданий и других сооружений 2. Ж.-д. путь; наружные поверхности подвиж-ного состава, машин и технических средств 3. Внутренние поверхности служебных помещений, кабин локомотивов, машин 4. Внутренние поверхности жилых помещений; пассажирских вагонов, автобусов |
Для определения необходимости дезактивации элементов объекта следует:
а) вычертить схему объекта (без масштаба) с указанием ее элементов (территория, ж.-д. пути, автодороги, здания, водозаборные, водонапорные и другие сооружения, депо, подстанции, склады материального снабжения, технические средства и т.п.); на схеме указать размеры элементов (пример приведён в прил.6.1);
б) выявить и выписать элементы, используемые для выполнения только первоочередных производственных задач; это обусловлено большими трудозатратами и невозможностью одновременной дезактивации всех элементов объекта;
Первоочередными объектами обеззараживания являются пассажирские здания, медпункты, помещения для дежурного по станции и других лиц дежурной смены, водозаборные и водонапорные сооружения, локомотивные и вагонные депо, пункты технического обслуживания, электростанции, трансформаторные и тяговые подстанции, пункты обеззараживания подвижного состава, экипировочные пункты, склады материального снабжения и т.д.;
в) определить по графикам время, через которое загрязнение каждого выбранного элемента снизится до допустимых уровней. Если определить точное время спада ДЗ невозможно, т.к. графики построены на месячный срок, то следует указать, что продолжительность спада ДЗ до допустимых уровней превышает один месяц;
г) определить ориентировочное время окончания работ по дезактивации с момента возникновения ЧС; это время складывается из продолжительности ранней стадии (когда дезактивация нецелесообразна) и времени, необходимого для производства работ; продолжительность работ при оценочных расчетах (с учетом подготовительных работ) можно принять равным 2-3 суткам для элемента объекта незначительной площади (до 2000 м2) и 5-7 суток для элементов большой площади (5000 м2 и более);
д) сравнить время, затрачиваемое на дезактивацию, со временем спада ДЗ до допустимых уровней (время естественной дезактивации) и сделать вывод о необходимости дезактивации каждого выбранного элемента объекта.
Результаты расчетов сводят в табл. 6.4.
При заполнении таблицы следует учесть, что при незначительном превышении времени естественной дезактивации над временем работ по дезактивации (2-3 суток) проведение этих работ, как правило, не планируется.
Таблица 6.4.
Таблица результатов расчета
Элементы объекта, подлежащие первоочередной дезактивации | Допусти- мые уров- ни загряз- нения, частиц см2 мин | Время сни- жения ДЗ, до допустимого уровня, сут | Время дезакти- вации, сут | Требуется(+) Не требуется (-) | ||
Дезак- тива- ция | Подав- ление пылеоб- разова- ния* | |||||
Ж.д. путь | + | + | ||||
Путевые ма- | ||||||
шины: | ||||||
Наружные по- | более | |||||
верхности | месяца | + | - | |||
Внутренние | более | |||||
поверхности и | месяца | + | - | |||
т.д. |
*Подавление пылеобразования требуется на грунтовых площадках, автомобильных дорогах, ж.д. путях независимо от степени их загрязнения.