Расчет пускового реостата для двигателя постоянного тока параллельного возбуждения
Для уменьшения пускового тока применяют пусковые реостаты или пусковые резисторы (рис. 2.1, а). Сопротивления их должны быть такими, чтобы ток в момент пуска I1=(2…2,5)*IH. В этом случае он не опасен, так как пуск длится кратковременно, а затем искрение и момент снижаются до допустимого уровня. Меньший ток выбирать нецелесообразно, так как пуск слишком затягивается.
а) схема электрическая принципиальная;
б) пусковая диаграмма;
в) изменение скорости, момента и тока якоря в зависимости от времени
Рис. 2.1 – Пуск двигателя постоянного тока параллельного возбуждения
Обычно пусковые реостаты имеют несколько ступеней. Чем больше число ступеней, тем плавнее и быстрее происходит пуск, но при этом усложняется схема управления двигателем и требуется большее количество аппаратов. Секции реостата замыкаются поочередно вручную или автоматически в тот момент, когда пусковой ток уменьшится до некоторого значения тока переключения I2 (рис. 2.1, б). Момент замыкания каждой секции выбирают согласно расчету, а схема настраивается на автоматическое управление пуском в функции времени, тока или напряжения.
Пусковая диаграмма (рис. 2.1, в) представляет собой совокупность нескольких скоростных (механических) характеристик, изображающих на графике пуск двигателя. Момент пуска соответствует точке б, разгон происходит по отрезкам прямых: бе, гд, еж, зн. Точки в, д, ж соответствуют моменту замыкания секций реостата, а отрезки вг, де и жз - возрастанию тока. Если пуск происходит без нагрузки, то он заканчивается в точке с; если с половинной нагрузкой, то - в точке р, а если с номинальной, то - в точке н.
Отрезки на вертикальной линии номинального тока км, лм, мн в некотором масштабе соответствуют сопротивлениям отдельных секций R1, R2, R3, а отрезок нп - сопротивлению цепи якоря двигателя Ra. Отрезок ип пропорционален механической работе двигателя при полностью введенном реостате, а кп - электрическим потерям в трех секциях реостата и в якоре.
Пусковую диаграмму можно построить в относительных единицах: ω*=f(I*).
График пуска двигателя в зависимости от времени показан на рис. 2.1, в. В начальный момент ток якоря мгновенно или почти мгновенно возрастает от 0 до I1, а затем в течение времени t1 уменьшается по экспоненциальному закону до значения I2. В этот момент замыкается первая секция реостата R1 и ток снова возрастает до значения I1, и т. д.
Экспоненты тока не успевают достичь своих установившихся значений и только последняя, соответствующая работе двигателя на естественной характеристике, достигает некоторого установившегося значения.
Точно так же изменяется во времени электромагнитный момент двигателя. Скорость якоря растет по ступенчатым экспонентам и в конце пуска достигает номинального значения, если пуск происходит при полной нагрузке.
На рис. 2.1, б, в штриховой линией показан реальный пуск. Он отличается от идеального (сплошная линия) тем, что ток в. момент замыкания секций возрастает не мгновенно. Это объясняется противодействием вихревых токов в магнитной системе и ЭДС самоиндукции в обмотке якоря, которые согласно закону Ленца препятствуют изменению тока.
Механические и скоростные характеристики, на которых сказывается влияние этих факторов, называются динамическими в противоположность статическим.