Организация продажи товаров
Продажа
товаров
является
заключительной
стадией
торгово-
технологического процесса и представляет собой совокупность приемов
осуществления основных операций по реализации товаров покупателям.
Процесс продажи товаров складывается из следующих элементов:
•
выявление спроса покупателя;
•
показ и консультация о свойствах, качестве, способах употребления
товара;
•
технические операции по отпуску (отмеривание, нарезка, взвешивание и
т.д.);
•
денежные расчеты;
•
оформление покупки и отпуска.
С точки зрения сущности этих элементов их можно рассматривать как
коммерческие, психологические, организационно-технические аспекты.
Коммерческие аспекты связаны с показом товара, конкретизацией и
выявлением спроса. Организационно-технические включают подготовку товара
к продаже, расчеты с покупателями и др.
При
покупке
товаров
простого
ассортимента
преобладают
организационно-технические элементы (нарезка, взвешивание, упаковка), при
продаже товаров сложного ассортимента (одежда, обувь, теле-, радиотовары и
др.) основное место занимают элементы психологического порядка.
Выявление спроса — начальный элемент процесса продажи, помогающий
выявить намерения покупателя и его требования к качеству и цене. От умелого
выявления спроса, инициативы продавца в значительной степени зависит и
завершение процесса продажи товара.
Показ товаров, особенно непродовольственных, — один из главных
элементов процесса продажи. Он производится путем хорошей выкладки
товаров, их демонстрации в действии и зависит от
умения показать
достоинства и полезные свойства.
При продаже товаров частого и массового спроса (соль, сахар, мыло и
т.д.) показ почти не применятся. Продажа товаров сложного ассортимента
требует применения различных способов показа.
Показ должен сопровождаться предложением сопутствующих товаров и
активной консультацией. Продавец обязан знать иуметь объяснить покупателю
назначение товара, его свойства, соответствие моде, способы употребления и
обращения, нормы расхода и потребления и т.д. Консультации могут проводить
не только продавцы, но и высококвалифицированные специалисты: инженеры,
товароведы, модельеры и др.
В процессе отпуска товаров технические операции занимают небольшой
удельный вес в затратах времени. Продавцы должны в совершенстве владеть
техническими приемами отпуска товаров (нарезка, взвешивание, отмеривание,
упаковка и др.).
Оформление покупок. Отпуск товаров может осуществляться:
•
на рабочем месте продавца;
•
в столе контроля по предъявлении товарного или кассового чека;
•
в узле расчета магазина самообслуживания.
При продаже непродовольственных товаров с гарантийным сроком
продавцы при оформлении покупок заполняют документы, подтверждающие
место и время покупки (токарные чеки, заводские паспорта, инструкции и т.д.).
Характер, структура и содержание элементов процесса продажи
отдельных товаров определяются в зависимости от используемых форм и
методов продажи.