Интеллектуальная драма Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»
1. В чем Шоу видит особенности и новаторство пьес Ибсена? Что он возьмет для себя (в эстетическом плане) – по работе Шоу «Квинтэссенция ибсенизма»). ВЫПИСАТЬ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ!!! (Аникст, А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века / А.А. Аникст. – М.: Наука, 1988).
2. Анализ пьесы:
- Авторское предисловие к пьесе (где находится дом, его обитатели, зал для верховой езды и т.д.): композиция, содержательные задачи, эстетические функции.
- Проблема жанра. Почему пьеса имеет подзаголовок «фантазия в русском стиле на английские темы»? Диалог Б.Шоу и А.Чехова.
- Символистский план пьесы (дом – корабль, каждое действующее лицо как символ, символика взрывов и др.).
- Проблема конфликта. В чем он заключается? Что означает оппозиция «лошадники» – «невротики»?
- Кто и зачем разбивает себе сердце?
- Образ капитана Шотовера. Почему, на ваш взгляд, именно ему доверено управлять «кораблем»?
- Как в пьесе Шоу продолжена ибсеновская традиция?
- Что такое «трагическое» и «комическое» и в чем их особенность в драме Шоу?
- Как в драме разрешается вопрос о роли интеллигенции и ее ответственности в судьбах Англии и Европы?
- Смысл финала. Почему автор «пугает» своих героев смертью, но оставляет их в живых?
ЛИТЕРАТУРА:
Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца. Квинтэссенция ибсенизма.
Аникст, А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века / А.А. Аникст. – М.: Наука, 1988.
Балашов П. Художественный мир Б. Шоу. – М., 1982.
Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже 19 – 20 веков. – М., 1974.
Практическое занятие № 8