Интеллектуальная драма Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»

 

1. В чем Шоу видит особенности и новаторство пьес Ибсена? Что он возьмет для себя (в эстетическом плане) – по работе Шоу «Квинтэссенция ибсенизма»). ВЫПИСАТЬ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ!!! (Аникст, А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века / А.А. Аникст. – М.: Наука, 1988).

2. Анализ пьесы:

- Авторское предисловие к пьесе (где находится дом, его обитатели, зал для верховой езды и т.д.): композиция, содержательные задачи, эстетические функции.

- Проблема жанра. Почему пьеса имеет подзаголовок «фантазия в русском стиле на английские темы»? Диалог Б.Шоу и А.Чехова.

- Символистский план пьесы (дом – корабль, каждое действующее лицо как символ, символика взрывов и др.).

- Проблема конфликта. В чем он заключается? Что означает оппозиция «лошадники» – «невротики»?

- Кто и зачем разбивает себе сердце?

- Образ капитана Шотовера. Почему, на ваш взгляд, именно ему доверено управлять «кораблем»?

- Как в пьесе Шоу продолжена ибсеновская традиция?

- Что такое «трагическое» и «комическое» и в чем их особенность в драме Шоу?

- Как в драме разрешается вопрос о роли интеллигенции и ее ответственности в судьбах Англии и Европы?

- Смысл финала. Почему автор «пугает» своих героев смертью, но оставляет их в живых?

ЛИТЕРАТУРА:

Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца. Квинтэссенция ибсенизма.

Аникст, А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века / А.А. Аникст. – М.: Наука, 1988.

Балашов П. Художественный мир Б. Шоу. – М., 1982.

Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже 19 – 20 веков. – М., 1974.

 

Практическое занятие № 8