Драма Г. Ибсена «Кукольный дом»

1. История создания драмы Г. Ибсена «Кукольный дом» (материал есть в кн.: Адмони В. Генрик Ибсен. – М., 1956. – С. 198-218). В чем отличие истории Норы Хельмер от реальной истории Лауры Киллер? Чем, с вашей точки зрения, Ибсена привлекла история фру Киллер?

2. Особенности внешнего и внутреннего конфликта в пьесе. Проанализируйте его внутреннюю и внешнюю стороны.

3. Проанализируйте действие внешнее и «внутреннее», развитие интриги. В чём особенности ретроспективной композиции?

4. Система образов «Кукольного дома»:

- Нора. Этапы эволюции сознания Норы. Она принимает решение уйти от мужа или это решение уже было принято ею еще до начала пьесы? Свой ответ обоснуйте. Проанализируйте язык и построение фраз Норы Хельмер. Как в языке Норы нашла отражение эволюция её самосознания? (монологи отметить закладками!!!)

- Хельмер

- Крогстад

- Фру Линне

- Доктор Ранк

Общий вопрос по всем персонажам: взаимоотношения с Норой, друг с другом, роль в пьесе.

5. Как реализуется в пьесе символика, какова её роль? Найдите в тексте символические детали и попытайтесь их интерпретировать. Какое мнение высказывает Ибсен о символике в драме (смотри статью Ибсена, данную в Приложении, «Лорд Вильям Рассел» на сцене Кристианийского театра).

6. Как реализуется в пьесе идея открытого финала, какова его роль в поэтике драмы «Кукольный дом»? Какое мнение высказывает Ибсен о роли незавершённых финалов в пьесах (смотри его статью «Лорд Вильям Рассел» на сцене Кристианийского театра.).

 

7. «Кукольный дом» на сцене Челябинского ТЮЗа. Так ли вы себе представляли некоторых персонажей ибсеновской драмы? Кто вам понравился больше, ближе к образу из текста Ибсена? Как показан символико-философский план пьесы Ибсена на сцене театра? Какие акценты расставлены режиссером в образе Норы?

8. Пьеса С. Моэма «Земля обетованная» как своеобразное продолжение ибсеновской пьесы.

- Почему Моэм называет свою героиню как Ибсен?

- Чем отличается Нора Марш от своей предшественницы Норы Хельмер? На какие черты характера обращает внимание Моэм?

- Как показано в пьесе изменение Норы? Что повлияло на изменение героини, ее сознания?

- Какова система конфликтов в драме? Конкретно раскрыть специфику каждого конфликта (письменно)

- Система образов в пьесе: можно ли персонажей разделить на определенные группы? Чем обусловлено это деление? (письменно)

- Финал пьесы. Что утверждает автор?

Для наиболее эффективной работы на занятии предлагается заполнить цитатную таблицу по пьесе «Земля обетованная», которая после занятия сдается на проверку преподавателю. Цитаты выписываете из текста. К каждому пункту должны быть цитаты.

 

  1 действие 2 действие 3 действие 4 действие
Описание обстановки (см. ремарки)        
Система образов (кто показан в каждом определенном акте, какую характеристику дает персонажу автор)        
Нора (описание, род деятельности – чем занимается)        
Столкновение (между какими персонажами показано столкновение в драме, указать на причину данного конфликта)        

Вывод: как меняется Нора.

9. Произведение А. Стриндберга «Кукольный дом». Суть взаимоотношений между супругами. Роль драмы Г. Ибсена в контексте произведения Стриндберга.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Ибсен Г. Кукольный дом

Моэм С. Земля обетованная

Стриндберг А. Кукольный дом

Адмони В.Г. Генрих Ибсен. – М., 1956.

Зарубежная литература конца XIX - начала XX века; под ред. М.Толмачёва. – М., 2003. – С. 76-107.

Ибсен Г. Лорд Вильям Рассел на сцене Кристианийского театра (1857) //Г. Ибсен. Собр. Соч. М., 1956, т. 4. (См. «Материалы к занятию»)

Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870-1970): учебник - М.,1980

Седова Е.С. Вариации образа ибсеновской Норы в пьесах С. Моэма // Литература в контексте современности: сб. мат. IV Международной научно-практической конф. (Челябинск, 12-13 мая 2009 г.) / Отв. ред. Т.Н. Маркова; Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: Изд-во ООО «Энциклопедия», 2009. – С. 380-385.

Седова Е.С. Комедийное начало в пьесе С. Моэма «Земля обетованная» // Трансформации жанров в литературе и фольклоре. Сб. статей научно-исследовательского центра «Трансформация жанров и стилей в новейшей литературе и фольклоре». Вып. 1. Челябинск: Изд-во ООО «Энциклопедия», 2008. – С.51-57.

Хейберг Х. Генрих Ибсен. – М., 1975 (сер.: Жизнь в искусстве)

Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979