МОДУЛЬ 5. Преддекаданс. Поэтическая группа «Парнас». Творчество Ш. Бодлера.

ЛЕКЦИЯ № 4. Преддекаданс. Поэтическая группа «Парнас». Творчество Ш. Бодлера.

1. Поэтическая группа «Парнас», ее философско-эстетическое новаторство.

2. «Король поэтов» Шарль Бодлер. Проблема традиции и новаторства в сборнике «Цветы зла».

 

ЛИТЕРАТУРА:

Балашов, Н. Легенда и правда о Бодлере / Н. Балашов // Бодлер Ш. Цветы зла. – М., 1970.

Горбунов, А.М. Бодлер Ш./А.М. Горбунов//Горбунов А.М. Сквозь даль веков. Из сокровищницы зарубежной поэзии. – М., 1975. – С. 317-322.

История зарубежной литературы XIX века. Учебник / Под ред. Е.М. Апенко. – М., 2001. – С. 202-212.

Косиков, Г.К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и камей» / Г.К. Косиков // Готье Т. Эмали и камеи: Сборник / Сост. Г. К. Косиков. – М., 1989. – С. 5-28.

Косиков, Г.К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и камей» / Г.К. Косиков [Электронный ресурс]

http://shadow.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Kosikov_Gautier.htm

Косиков, Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» / Г.К. Косиков // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. Жан-Поль Сартр. Бодлер. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 5-40.

Косиков, Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» / Г.К. Косиков [Электронный ресурс]

http://shadow.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Kosikov_Baudelaire.htm

Нольман, М.Л. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль / М.Л. Нольман. – М., 1979.

Приходько, И.С. Бодлер и барокко / И.С. Приходько // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы IV-ой Международной конференции. В 2-х т. Т. 2. – М., «Таганка», 2005. – С. 173-176.

Сартр, Ж.-П. Бодлер / Ж.-П. Сартр (любое издание).

 

МОДУЛЬ 6. Декаданс в западноевропейской литературе «рубежа веков». Поэзия французского символизма.

ЛЕКЦИЯ № 5-6. Декаданс в западноевропейской литературе «рубежа веков». Поэзия французского символизма.

1. Социально-исторические и философско-эстетические истоки декаданса.

2. Символизм как литературное течение 70-90-х гг. XIX в. Предшественники символизма. Эстетические принципы символизма.

3. Импрессионистская лирика П. Верлена.

4. Художественные «озарения» и открытия А. Рембо.

 

ЛИТЕРАТУРА:

«Декадентство»:

Большая Советская Энциклопедия (третье издание, 1969-1978) [Электронный ресурс]: http://www.decadence.ru/faq/bse.php

Литературная энциклопедия в 11 томах (1929-1939) [Электронный ресурс]: http://www.decadence.ru/faq/lit.php

Словарь терминов изобразительного искусства [Электронный ресурс]: http://www.decadence.ru/faq/izo.php

«Декадантство»: http://www.decadence.ru/faq/art.php

Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980.

Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века: Учеб. для вузов / Под ред. В.М.Толмачёва. – М., 2003.

Евнина Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX–XX веков. – М., 1967.

Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов, 1863–1883. – М., 1999.

Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление: монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2007.

Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Пер. с фр. – М., 1998.

Поэзия французского символизма:

Андреев, Л.Г.Феномен Рембо / Л.Г. Андреев // Рембо А. Произведения в стихах и в прозе. – М., 1988.

Андреев, Л.Г. Французская поэзия конца XIX – начала XX века / Л.Г. Андреев // Зарубежная литература ХХ века: Учеб. для вузов / Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 2000. – С. 67-87.

Балашов, Н.И. Рембо и связь двух веков поэзии / Н.И. Балашов // Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. – М., 1982.

Белый, А. Символизм как миропонимание. Символический театр. Символизм. Шарль Бодлер. Кризис сознания и Генрик Ибсен / А. Белый // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. – М., 1994. – Т.2. – С.149-194, 203-233, 272-286.

Божович, В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХX века / В.И. Божович. – М., 1987. (Гл.: Поэзия зримого и незримого).

История зарубежной литературы XIX века. Учебник / Под ред. Е.М. Апенко. – М., 2001. – С. 223-230.

Каре, Ж.-М. Жизнь и приключения Артура Рембо / Ж.-М. Каре. – СПб., 1994.

Косиков, Г.К. Два пути французского постромантизма: Символисты и Лотреамон / Г.К. Косиков // Поэзия французского символизма. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

Косиков, Г.К. Два пути французского постромантизма: Символисты и Лотреамон / Г.К. Косиков [Электронный ресурс]: http://www.libfl.ru/mimesis/txt/lotreamon1.php

Мурашкинцева, Е.Д. Верлен и Рембо / Е.Д. Мурашкинцева. – М., 2001.

Обломиевский, Д.Д. Артюр Рембо / Д.Д. Обломиевский // Французский символизм. – М.: Наука, 1973. – С. 183-227.

Птифис, П. Артюр Рембо / П. Птифис. – М., 2000 (ЖЗЛ).

Толмачев, В.О границах символизма / В. Толмачев [Электронный ресурс] http://shadow.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Tolmachev_symbolism.htm

Шенгели, Г. Поль Верлен (1844-1896) / Г. Шенгели // Верлен Поль. Избранное. – М., 1996. – С. 5-24.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: презентация, художественное чтение стихотворений символистов Жераром Филиппом, музыка импрессионизма (Дебюсси, Равель), интерактивный диск «Лувр», художественно-документальный фильм «Импрессионисты» (реж. Т. Данн, ВВС, 2006).

 

МОДУЛЬ 6.Английский эстетизм. Творчество Оскара Уайльда.

ЛЕКЦИЯ № 7-8. Английский эстетизм. Творчество Оскара Уайльда.

1. Предтечи английского эстетизма. Прерафаэлитское братство и философия Дж. Рёскина и У. Пейтера.

1. О. Уайльд как теоретик «искусства для искусства».

2. Отражение эстетической системы Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея».

 

ЛИТЕРАТУРА:

Акимова О.В. Этика и эстетика Оскара Уайльда: уч. пособие. – СПб., 2008.

История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021700 – Филология / Л.В. Сидорченко; под ред. Л.В. Сидорченко, И.И. Буровой. – М.: Academia; СПб.: СПбГУ. Филол. фак., 2004.

Ланглад, де Жак Оскар Уайльд, или Правда масок / Жак де Ланглад. – М.: Мол. гвардия; Палимпсест, 1999. (ЖЗЛ).

Образцова, А.Г. Волшебник или шут? Театр О. Уайльда / А.Г. Образцова. – Спб., 2001.

Пальцев, Н. Художник как критик. Критика как художество. Эстетика Оскара Уайльда / Н. Пальцев // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1993. – Т.2.

Парандовский, Я. Король жизни: Жизнеописание Оскара Уайльда / Я. Парандовский. – М., 1990.

Савельев, К.Н. Английский декаданс: французский фактор / К.Н. Савельев [Электронный ресурс] http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Saveliev/

Савельев, К.Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление: монография / К. Н. Савельев. – Магнитогорск: МаГУ, 2007.

Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества / М.Г. Соколянский. – К.; Одесса: Лыбидь, 1990.

Эллман, Р. Оскар Уайльд: Биография / Р. Эллман. – М.: Издательство Независимая Газета, 2000. (Серия «Литературные биографии»).

Работы Дж. Рескина, Д.Г. Россети, У. Морриса и др. в рубрике «Литературный гид “Прерафаэлиты: мозаика жанров”» // Иностранная литература. - №5. – 2013.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: презентация, «О. Уайльд: превратности одной судьбы» (документальный фильм из цикла Biography), художественные фильмы «Как важно быть серьезным» (реж. О. Паркер, Великобритания, 2000), «Идеальный муж» (реж. О. Паркер, Великобритания-США, 1999), альбом с живописью прерафаэлитов.