Декаданс в западноевропейской литературе «рубежа веков»

Декаданс как культурологическое понятие, как тип мирочувствования и как эстетическая система. Происхождение и смысл термина «декаданс». Философские основы и специфика декаданса. Пессимизм декаданса. Переживание кризиса европейской культуры и цивилизации. Утрата веры, критика просветительских иллюзий, «руссоистского мифа» и рационализма.

Декаданс как общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX вв., мироощущение, для которого характерны крайний индивидуализм, пессимизм, неприятие жизни, эскейпизм. Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» (1884) - «библия» европейского декаданса. Образ Дез Эссента как тип декадента.

Общественная и культурная атмосфера «конца века» (fin de siecle). «Двуликий Янус» декаданса: «Воля к власти» (Шопенгауэра) и теория сверхчеловека (Ницше). Идеалистические поиски Божественной Красоты и интуитивизм А.Бергсона, ощущения страха, отчаяния, пессимизма, тоски, эскапизма. Фетишизация искусства, интерес к аномальному, исключительно-чувственному, декоративности. Место и роль символизма в декадансе.

СИМВОЛИЗМ: мировидение, метод, эстетика. Литературный символизм – один из главных симптомов культурологического сдвига, центральное творческое явление эпохи декаданса. Место символизма в романтизме. Символистское двоемирие, разрыв между явленным, феноменальным миром и миром идеальным. Трагическое переживание разрыва между бытием и сознанием, феноменом и ноуменом, идеей и ее воплощением, между «казаться» и «быть». Содержание символа в культуре конца ХIХ века, его отличие от аллегории и метафоры. Преемственность романтической и символистской философии символа. Символ как сфера познания, а также самопознания в творчестве, установление интуитивного и ассоциативного соответствия между предметами и явлениями, способность символа сопрягать «все во всем», открытость символа, множественность его интерпретаций и его потенциальная неисчерпаемость. Принцип суггестивности в символистской поэзии, отказ от описательности, музыкальность стиха.

Литературные статьи и манифесты символизма. Основные представители. Специфическое место импрессионизма в декадансе. Основные принципы и техника. Манифесты поэтического символизма (Мореас, Малларме, Валери).

Символистская драма. Эксплуатация театральной условности. Средства экспрессии в символистском театре, отказ от сюжетности, интриги, своеобразие персонажей. Сценическое время и пространство, визуализация символа.

Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (1862-1949) – реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского театра. Метерлинк о задачах творчества («Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба»); полемика с «шекспировским» началом в драме, с театром натуралистической ориентации. Сближение спектакля и поэзии, понятие мистерии, несовпадение «внутреннего» и «внешнего» действия, развитие традиции «комедии дель арте». Специфика метерлинковской театральности: идея «двух диалогов» в драме, роль «тайны», способы оформления спектакля, звуковых эффектов. Драма «молчания», «ожидания», «непонимания», пробуждения; образ жизни как сна души. Одноактные пьесы. Соотношение аллегории и символа в пьесе «Слепые», образ «начала и конца». Внутреннее и внешнее сценическое пространство в пьесе «Там, внутри». Тождество любви и смерти в пьесе «Пелеас и Мелисанда». «Театр покоя» и поиск мудрости в повседневном в пьесе «Синяя птица». Особенности метерлинковского символизма в пьесе «Монна Ванна» (мотивы встречи, другой любви, ключей; обработка ибсеновских тем «спасительной лжи» и «неудобной правды»). Блок о Метерлинке. Русские постановки метерлинковских спектаклей. Значение творчества Метерлинка для европейского театра (фон Гофмансталь, экспрессионистская драма, Пиранделло).

Поэзия символизма.Поль-Мари Верлен (1844–1896).Характеристика основных поэтических сборников Верлена («Сатурновские стихотворения», 1866; «Галантные празднества», 1869; «Добрая песня», 1870; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). Стихотворный сборник «Романсы без слов» – вершина творчества Верлена. Связь Верлена с импрессионистической традицией. «Пейзаж души». Стихотворение «Поэтическое искусство» – манифест литературного импрессионизма. Лирический герой Верлена.

Необычайная интенсивность творческого становления и развития Жана Николя Артюра Рембо (1854–1891). Ранние стихотворения Рембо («Офелия», «Сидящие», «Руки Жан-Мари», «Спящий в ложбине»). Концепция поэта-ясновидца. Усиление трагических мотивов в поэзии Рембо в середине 1871 г. Своеобразие символа в лирике Рембо (на примере стихотворения «Пьяный корабль»). Ассоциативность образа в сонете «Гласные». Декадентские мотивы в книгах «Озарения» (1872) и «Пребывание в аду» (1873). Творческий кризис Рембо и отказ от литературного творчества.

Стефан Малларме (1842–1898) – теоретик символизма. Концепция поэта и поэзии в сборнике «Отклонения» (1897). Малларме в поисках «чистого» поэтического языка. «Герметизм» Малларме («Гробница Эдгара По», «Проза для Дез Эссента»). Образ поэта в сонете «Лебедь» (1885). Поэма «Удача никогда не упразднит случая» (1897): семантика и поэтика поэмы.

Проблема типологических связей французского и русского символизма (П.Верлен, А.Рембо – А.Блок, А.Белый, В.Брюсов, К.Бальмонт, И.Анненский).

ЭСТЕТИЗМ.Предтечи английского эстетизма. Прерафаэлитское братство (ПРБ): смысл названия, ярчайшие представители, этапы движения прерафаэлитов, эстетические требования ПРБ. Закат «викторианской эпохи» в английской культуре, группа “The Yellow Book” («Желтая книга», 1894-1897). Эстетизм как теоретическое понятие. Философия Джона Ра(ё)скина (1819-1900) и Уолтера Пейтера (1839-1894).

О́ска́р Фи́нгал О’Фла́эрти Уи́ллс Уа́йльд (1854-1900) как теоретик «искусства для искусства». Эссе О. Уайльда «Упадок лжи» 1890, предисловие к роману «Портрет Дориана Грея» (1890) и эссе «Критик как художник» (1890) как манифесты эстетизма.

Влияние Дж. Рёскина и У. Пейтера на формирование эстетических воззрений Уайльда. Уайльд и прерафаэлиты. Сотрудничество Уайльда в «Пэлл-Мэлл газетт». Книга «Замыслы» (1891) - изложение эстетического кредо Уайльда. Уайльд об «упадке лжи». Уайльд о соотношении искусства и действительности. Оценка эстетической позиции Золя.

Периодизация творчества Уайльда. Уайльд-поэт. Краткая характеристика поэтического сборника «Стихотворения» (1881). Традиции прерафаэлитов, парнасцев и импрессионистов в сборнике. Жанр литературной сказки в творчестве Уайльда (сборники «Счастливый принц»,1888; «Гранатовый домик», 1891). Неоромантические черты в сказках Уайльда.

Роман «Портрет Дориана Грея» (1891) – воплощение эстетских принципов Уайльда. Тема двойника в «Странной истории доктора Джекиля и мистера Хайда» Стивенсона и в романе Уайльда. Проблема красоты в романе. Вопрос о соотношении искусства и действительности в романе. Проблема соотношения искусства и морали. Парадокс и символ. Черты стиля «модерн» в романе.

Драматургия Уайльда. Декадентские мотивы в одноактной драме «Саломея» (1893). Трактовка библейского мифа в пьесе. Реалистические черты в комедиях Уайльда («Идеальный муж», 1895; «Как важно быть серьезным», 1895).

Поздний Уайльд. Отход писателя от эстетизма. Культ страдания в «De Profundis» (1897) и в «Балладе Рэдингской тюрьмы» (1898). Б. Шоу о творчестве Уайльда.