МОДУЛЬ 2

Своеобразие культуры на рубеже XIX-XX веков. Зарубежная литература в контексте культуры «рубежа веков»

Рубеж XIX–XX вв. – новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. Проблема хронологических границ изучаемого периода. Стабильные и переходные культурно-исторические эпохи. Переходность как отличительная черта культуры рубежа веков. Черты bell époque («колокол времени») и fin de siècle («конец века») в культурной жизни Западной Европы на рубеже веков. Кризис западноевропейской культуры. Значение творчества Р. Вагнера для осознания современности как всемирно-исторического декаданса, «гибели богов». Ощущение глубокого кризиса европейской системы ценностей, разочарование в идеях гуманизма и рационализма. Культурная маска декадента. Декаданс как тип трагического миросозерцания и творческой мифологии. Значение книги О. Шпенглера «Закат Европы» как завершения кристаллизации идей культурно-исторического декаданса, начатой Вагнером. Соотношение культуры и цивилизации в концепции Шпенглера. Декаданс и модернизм. Философские основы декаданса и модернизма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд, А. Бергсон).

Литературный процесс на рубеже XIX-XX вв.: мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, установление более прочных связей между различными национальными литературами, множественность влияний и традиций. Характеристика основных литературных направлений (реализм, натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм и т.д.). Значение литературы изучаемого периода для развития литературного процесса ХХ века.

Специфика литературного процесса на рубеже XIX–XX вв.
Основные литературные направления рубежа веков

Проявления переходности в литературном процессе на рубеже XIX–XX вв.: мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, установление более прочных связей между национальными литературами, множественность влияний и традиций. Статус русской литературы в общеевропейском литературном процессе рубежа XIX–XX вв.

Натурализм (Э. Золя, Г. и Ю. Харт, А. Хольц, Г. Гауптман). Биологический детерминизм и теория наследственности. Концепция среды.

Импрессионизм. Импрессионизм во французской живописи (К. Моне, Э. Мане, К. Писсаро, А. Сислей, Э. Дега и др.). Проблема литературного импрессионизма. Элементы импрессионизма в творчестве П. Верлена, Э. Дюжардена, бр. Гонкуров, Э. Золя, Мопассана, М. Пруста. «Секундный стиль» в «Венских этюдах» П. Альтенберга.

Неоромантизм как эстетическая реакция на натурализм и декаданс. Традиции западноевропейского романтизма в неоромантической литературе рубежа веков. Герой как исключительный характер в произведениях Р.Л. Стивенсона, Дж. Конрада, Л. Войнич, Э. Ростана и др. Драматизм ситуаций, остросюжетность, экзотизм - особенности поэтики неоромантизма.

Генезис и эстетика французского символизма. Символ как особый вид художественного образа (многозначность, двуплановость, суггестивность символа). «Манифест символизма» (1886) Ж. Мореаса. Символизм и декаданс.

Эстетизм как характерное явление западноевропейской литературы конца XIX в. Культ красоты О. Уайльда. П. Бурже об эстетизме в «Этюдах и портретах».

Специфика критического реализма на рубеже XIX–XX вв. Тенденции психологизации (Мопассан, Гамсун, Т. Манн и др.) и философизации (Франс, Роллан, Шоу, Т. Манн и др.) в западноевропейском реализме на рубеже веков.

Значение литературы изучаемого периода для развития литературного процесса XX в.