Занятие 1.
Тема занятия: Функциональные свойства сердечной мышцы.
МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Сердце - центральный орган кровено-сной системы, ритмично нагнетающий в артерии кровь, поступаю-щую из вен, обеспечивая тем самым непрерывный её ток по крове-носным сосудам и бесперебойное снабжение клеток организма кис-лородом и питательными веществами. Нарушения его функционирования - ишемическая болезнь сердца занимает ведущее место в структуре смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. На этом основании выделились направления медицины, изучающие функцию, болезни сердца и сосудов, причины их возникновения, механизмы развития, клинические проявления, диагностику, методы лечения и профилактики, - кардиология и кардиохирургия.
Цель занятия: Изучить свойства миокарда как возбудимой систе-мы, обеспечивающей выполнение сердцем его функций.
Знать | Уметь |
1)Структуру и функции сердца; 2) характеристику свойств сердечной мышцы: возбудимости, автоматии, проводимости и сократимости, их отличия от скелетных миоцитов; 3)механизмы электромеханиче-ского сопряжения; 4) особенности действия законов раздражения в миокарде. | Использовать знания о механизмах формирования процессов возбуждения в проводящей системе сердца и сократительных кардиомиоцитах для оценки их адекватной деятельности и физи-ологических аспектов формирования экстрасистол. Анализировать состояние водителя ритма по частоте сердечных сокращений. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
1. Анатомия полостей и клапанного аппарата сердца.
2. Гистология сократительных и атипичных кардиомиоцитов.
3. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях, физиология скелетной мышцы.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:1. Функции сердца.
2. Электрофизиологическая, электрохимическая, функциональная и метаболическая характеристика состояния покоя (диастолы) и состояние возбуждения (систолы) рабочего миокарда предсердий и желудочков.
3. Электрофизиологическая, электрохимическая, функциональная и метаболическая характеристика состояния покоя и возбуждения клеток проводящей системы.
4. Особенности проводимости рабочего миокарда предсердий и желудочков.
5. Особенности сократимости рабочего миокарда предсердий и желудочков.
6. Соотношения во времени процесса возбуждения, фаз возбудимости, систолы и диастолы в клетках рабочего миокарда.
7. Особенности действия законов раздражения в миокарде.
В тетради для практических занятий выполнить задания:
1. Схематически изобразить: 1.1. проводящую систему сердца человека, указать: 1.2. её составные элементы и уровни их автоматии; 1.3. скорости проведения возбуждения в разных отделах проводящей системы и сократительного миокарда.
2. Нарисовать график потенциала действия (ПД) водителя ритма (синоатриального узла) с обозначением: 2.1. величин максимального диастолического потенциала (МДП), критического уровня деполяризации (Екр.), нулевого уровня и овершута; 2.2. отметить амплитуду ПД и величину порогового потенциала; 2.3. название фаз ПД и их ионные механизмы (роль ионов натрия, калия, кальция); 2.4. указать механизм автоматии.
3. Изобразить синхронно во времени: 3.1. развитие фаз ПД рабочего кардиомиоцита, изменений его возбудимости и миограммы систолы и диастолы; 3.2. обозначить уровни ПП, Екр., нуля, смены заряда; 3.3. указать названия фаз ПД и возбудимости, 3.4. объяснить их ионные механизмы.
4. Указать основные отличия потенциалов действия водителяритма и сократительных кардиомиоцитов (причины их возникновения, наличие или отсутствие плато, медленной диастолической деполяризации, длительность возбуждения).
Учебная литература основная:
1. Нормальная физиология. Учебник. В 3-х томах. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. М.: Центр Академия, 2006.
2. Нормальная физиология. Практикум. Под ред. К.В. Судакова- М.: ООО «МИА», 2008.
3. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. Феникс, 2007.
4. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.
Электронные издания:
5. Орлов Р.С. Нормальная физиология. Учебник.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- ФИРО (ЭБС Консультант студента)
6. Камкин А.Г. Атлас по физиологии. В 2-х томах.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- УМО (ЭБС Консультант студента)
Дополнительная литература:
7. Нормальная физиология: Под ред. К.В Судакова М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
8. Физиология человека: Атлас динамических схем– К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
9. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, - М.: Медицина, 2003.
10. Обучающая программа и её презентация «Физиология сердца», разделы: «Анатомический обзор: Сердце», «Автоматия сердца», «Потенциал действия».
11. Видеоматериалы: «Физиология сердца. Приготовление препарата изолированного сердца лягушки», Центр. науч.фильм ,10 мин. и
«Автоматия сердца», Центр. науч. фильм 10 мин.
Тематика рефератов:
1. Современные представления об ионных механизмах развития спонтанной деполяризации в пейсмекерных клетках сеодца.
2. Механосенситивные каналы кардиомиоцитов.
3. Трансплантация сердца. Физиологические основы.
4. Современные проблемы искусственного кровообращения.