Введение

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЬМ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ>>

Л.В. Тананушко

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной подготовки студентов

бакалавров очного и заочного отделения

Барнаул 2012


 

УДК 32:342.5(072)

Тананушко JI.B., Социология: Учебно-методическое пособие дня самостоятельной подготовки студентов бакалавров очного и заочного отделения JI.B. Тананушко. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012.63с.

В учебно-методическом издании содержатся материалы, позволяющие студентам глубоко и разносторонне изучить курс социологии, а также включены основные социологические темы согласно образовательного стандарта; разнообразные тестовые задания; примерные вопросы к зачету; список литературы, которые позволяют студенту без помощи преподавателя ознакомиться с основными категориями и проблемами социологии, сформировать представление о ценности прав человека и демократических процедур.

Предназначено для самостоятельной подготовки бакалавров очного и заочного отделения.

Рекомендовано к изданию методической комиссией ЦГО АГАУ (протокол № 7 от 12 марта 2012г.).

Рецензент – к.э.н., профессор АлтГТУ им.И.И. Ползунова Г В. Гуселетова.

 

 

©ТананушкоЛ.В.,2012

©ФГБОУ ВПО АГАУ,2012

© Издательство АлтГГУ им.И.И. Ползунова


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА 6

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 12

Тема 1. Научный статус социологии 12

Тема 2. Основные этапы развития социологической мысли 15

Тема 3. Общество как социальная система 20

Тема 4. Социология личности 25

Тема 5. Социология девиантного поведения 29

Тема 6. Социальные общности и социальные группы 31

Тема 7. Социальные институты 35

Тема 8. Социальная структура общества 38

Тема 9. Социальная структура современного российского общества 42
Тема 10. Социология культуры 43

Тема 11. Социальные изменения 45

Тема 12. Социальная экология 47

Тема 13. Социологическое исследование 49

Приложение 1............................................................. ........ 52

Приложение 2 Тематика контрольных работ .......... 53

Приложение 3........................... -................................ 62

Приложение4........................................................... 63

 


Введение

Данное учебно-методическое пособие подготовлено доцентом кафедры истории и социально-политических дисциплин Алтайского государственного аграрного университета Тананушко Л.В. и предназначено для студентов-бакалавров дневного и заочного отделений. Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Содержание разделов распределено по темам, с указанием объема часов и форм занятий, отводимых на изучение каждой темы. Каждое лекционное, семинарское занятие сопровождается разработанной структурой и списком литературы, необходимой для подготовки.

Разработки лекционных и семинарских занятий включают задания, выполнение которых позволит достичь продуктивного уровня овладения заявленными компетенциями по предмету.

Учебно-методическое пособие помогает развивать способность анализировать и понимать мировоззренческие проблемы с научных позиций, самостоятельно осваивать культурные богатства, логически верно и аргументировано мыслить. Развивает способность анализировать социально значимые проблемы и процессы и использовать на практике методы социальных наук в различных видах coциальной и профессиональной деятельности.

Дисциплина «Социология» отражает проблемы и настроение современного общества, стремящегося оценить результаты происходящей технологической революции, противоречивые итоги своей преобразовательной деятельности и переживающего чувство тревоги перед лицом многих природных и социальных опасностей.

Растущее в современном обществе игровое пространство оказывает влияние на модели поведения человека, повышает возможности самоопределения и в то же время требует от него большей ответственности.

Человек ищет новые балансы в отношениях с природой, с другими народами и государствами в условиях доминирования ценностей инновации. Прогресса, свободы, демократии, власти.

Так как всё социокультурное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное предназначение человек, пронизано историческими процессами, то целью освоения дисциплины является: дать углубленное представление о всей полноте единства и взаимосвязей социальных процессов, заложить фундаментальные знания по структуре и функционированию общества, выделить специфику науки, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы, способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

В связи с этим в дисциплине «социология» поставлены следующие задачи:

- познакомить с основами общей социологии, историей развития науки и задачах;

- сформировать у студентов целостную научную картину социального мира; показать в нем место человека;

- научить студентов самостоятельно разбираться в социальных проблемах, применять полученные знания в своей произвдственной деятельности.

Изучение дисциплины проводится с применением современных технических средств обучения и использованием электронно-вычислительной техники.

«Социология» является интеграционной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследованиях всех сфер жизни общества и способствовали появлению таких самостоятельных направлений в социологии, как социогеография. социомедицина, социобиология и др., которые помогают объяснить и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворны связь социологии с социальными науками: историей, социальной философией, экономикой, социальной психологией, политологией, культурологией, социальной антропологией.

В результате усвоения учебной дисциплины «социология» студент должен знать:

- основные факты из истории становления данной науки;

- научные направления и подходы, характеризующие современное состояние социологии;

- методы и приемы сбора первичной социологической информации и способы ее использования в общественной практике.

Должен уметь:

-использовать полученные знания при анализе, оценке многообразных общественных процессов, в особенности непосредственное отношение к его деятельности в качестве социального субъекта.