Особенности медицины в Древнем Риме.
История Древнего Рима ведет свое начало от 753 г. до н.э. — года основания города Рима.
Этапы истории Древнего Рима:
1) царский период (VIII—VI вв. до н.э.).
2) период Республики (509 — 31 гг. до н.э.).
3) период Империи (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.)
Врачевание в царский период (VIII—VI вв. до н.э.).
Культура этрусков значительно повлияла на культуру и медицину римлян: жители города восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. toga — покрывало) и навыки градостроительства, обычаи и религиозные верования.
В VI в. до н. э. началось благоустройство г. Рима: осушение болотистых районов, сооружение сточной системы подземных каналов — клоак (лат. cloaca — крытый канал для стока нечистот), впадавших в главный сточный канал — Cloaca maxima (построенная в 575 г. до н. э. она действует и поныне). Улицы стали мостить камнем, центральную плошадь Рима (форум) выложили плитами, а дома и храмы строили на каменном фундаменте.
Этруски считаются первыми строителями храмов на территории Италии. Жрецы-гадатели — гаруспики (лат. haruspex; от этрусск. hams — кишки, внутренности и specere — наблюдать), объединенные в коллегии жрецов, занимали важное место в этрусском обществе. Они занимались гаданием по внутренностям (преимущественно печени) жертвенных животных, толковать обычаи и явления природы.
В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н.э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было — лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами. В течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста:
«Капуста изо всех овощей — первая. Ешь ее вареной и сырой... Она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего. Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам. Она очистит все язвы, безболезненно излечит их... Если есть кровоподтек, она заставит его прорваться... здоровее нет еды — она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз...».
Несмотря на отсутствие врачей, этруски достигли определенных успехов в отдельных областях врачевания. До нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста.
Греческая медицина в царский период истории древней Италии еще не нашла своего места на римской почве.
Медицина периода Республики (конец VI в. до н.э. — 31 г. до н.э.).
Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории Древнего Рима считается 510 г. до н.э. — год восстания римлян, свержения этрусского царя и утверждения республики.
В области медицины этот период характеризуют:
1. развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений;
2. появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации;
3. формирование материалистического направления в медицине.
Наиболее ранним письменным свидетельством о мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таблиц» (451-450 гг. до н.э.).
Ряд параграфов «Законов XII таблиц» непосредственно касается охраны санитарного состояния города (Рима):
Таблица X.
1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.
5. ...Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.
6а. ...отменяется бальзамирование... и питье из круговой чаши.
9. ...Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего ему здания.
10. ...Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа».
Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на городских магистратов — эдилов (лат. aediles; от aedes — храм). Эдилы надзирали за строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законах.
Первая мощеная дорога в Риме была построена в 312 г. до н.э. и сохраняется до наших дней. В том же году в Риме началось сооружение акведуков (лат. aquaeductus; от _- вода, duco — веду). Акведук доставлял в г. Рим питьевую воду.
Акведуки не являются изобретением римлян, которые заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походов.
Римские водопроводы обнаружены при раскопках древних городов в Крыму. Так, в Херсонесе открыто шесть линий подземного водопровода из гончарных труб.
Первые термы (лат. thermae — горячие бани; греч. thermos — теплый) в г. Риме были построены в III в. до н.э. и были переданы в бесплатное пользование населению города.
В Риме были не только частные термы (плата в которых была ничтожной), но и общественные, которые принадлежали городу. Общественные термы мог посетить и император.
Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их облицовывались мрамором. Внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ обогрева помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание постоянной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной росписи, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).
В термах имелись многочисленные помещения: залы для занятий спортом, раздевалки, горячая баня, теплая баня, холодная баня, бассейн. В пышных императорских термах имелись также библиотеки, залы для пиров, бесед и собраний, где часами дискутировали философы и ученые.
Внутренние залы украшались росписью, колоннами и скульптурами из мрамора. Среди них почетное место занимали изображения Асклепия и Гигиеи.
Согласно традициям того времени баня считалась действенным средством врачевания и широко использовалась при лечении многих болезней. Бани могут смягчить мокроту могут, влагу тела взять, избыток желчи гонят из кишок они, смягчают зуд, — приятен и докучен он, и обостряют зренье; если ж кто-нибудь стал плохо слышать, уши прочищают тем. Забывчивость уносят, память же хранят, для размышленья разум проясняют вмиг, к беседе оживленной направляют речь, а тело все блестит от омовенья там.
Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами.
В древней Италии вплоть до II в. до н.э. обходились без врачевателей-профессионалов. Греческая медицина считалась выражением изнеженности и роскоши. Такая точка зрения в значительной степени способствовала застою в развитии профессиональной медицины. Вот почему в Древней Италии первыми врачами были рабы из числа военнопленных, главным образом греков.
Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в столице Римской республики. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ) Юлия Цезаря, который в 46 г. до н.э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам — выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций государства, так и местным жителям, обучавшимся медицине.
В Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период Империи.
К III в. до н.э. римляне восприняли древнегреческую мифологию и отождествили греческих богов со своими древними италийскими богами. Так, Юпитер (греч. Зевс) почитался как бог грома, неба, дождя и молний; Марс (греч. Арес) — бог войны; Юнона (греч. Гера) — покровительница женщин, брака и деторождения; Минерва (греч. Афина) — богиня мудрости, покровительниц ремесел; Венера (греч. Афродита) — богиня любви и плодородия; Вакх (греч Дионис) — бог вина (отсюда — «вакханалия»); Меркурий (греч. Гермес) - покровитель путников и торговли, вестник олимпийских богов; Аполлон (лат Phoebus — Феб, прозвище Аполлона) — бог Солнца и света; Эскулап (греч Асклепий) — покровитель врачей и медицины.
Распространение греческой философии в среде высшей римской аристократии привело к скептическому отношению к религиозным верованиям в римском обществе. Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности и рассматривалась главным образом как необходимое средство управления народом.
Во II в. до н.э. древнегреческая философия широко распространилась в римском обществе. Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами вошло в философию древних римлян и ярко проявилось в трудах виднейшего представителя римского эпикуреизма — философа и поэта Тита Лукреция Кара (96 — 51 гг. до н.э.). Его поэма в стихах «О природе вещей» в 6 книгах явилась энциклопедией того времени. Она отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии, истории.
Вопросы естествознания и медицины в поэме «О природе вещей» рассматриваются с точки зрения атомистического учения. В живой поэтической форме Лукреций говорит о сложных философских понятиях, строении живых организмов и передаче признаков из поколения в поколение, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. В шестой книге поэмы Лукреций излагает современные ему представления о заразных болезнях:
Лукреций дал представление о миазматической концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного. Концепция найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в труде выдающегося итальянского ученого эпохи Возрождения — Джироламо Фракасторо (1478—1553) «О контагии, контагиозных болезнях и лечении».
Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияни на Асклепиада из Прусы в Вифинии (128 - 56 гг. до н.э.) — видного греческого врача в Риме. Он основал в Риме методическую школу. Его система — лечить безопасно, быстро и приятно.
Асклепиад был учеником последователей Эрасистрата, который отошел от господствовавшей тогда гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела. Отсюда понятно, почему Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат стагнации (лат. stagnatio -застой; от stagnum — стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела, а во-вторых — как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (от лат. solidus — твердый, плотный).
Согласно этим воззрениям Асклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов (лат. perspiratio insensibilis - неощутимое чрескожное дыхание). Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых разных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать в коляске и на корабле — словом, находиться в постоянном движении. Парализованных он советовал носить на коврах и раскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения — расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Успеху лечения способствовала также детальная разработка каждого метода и строго индивидуальное его применение; медикаменты назначались редко. Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому — никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая.
Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующее развитие медицины в период Империи и естественно-научного направления в медицине в целом.
Медицина периода Империи (30 г. до н.э.—476 г. н.э.).
Развитие медицинского дела в период Империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко выразилось в становлении военной медицины.
Становление военной медицины.
Медицинскую помощь во время военных действий оказывали младшие медики — капсарии (лат. capsarii; от лат. capsa — круглая коробка, в которой хранили перевязочный материал) в военной одежде перевязывают раненых товарищей прямо на поле боя. В конце I — начале II в. во всех подразделениях и во всех родах римских войск появились врачи-профессионалы — medici. Были в армии и специалисты по лечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу.
После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где (примерно со II в.) стали устраивать военные учреждения для раненых и больных — валетудинарии. Обслуживавший их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом состоял из числа рабов.
Государственных (гражданских) больниц в Древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.
В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, которые обслуживались рабами-медиками.
Развитие медицинского дела.
Наряду с военной медициной в период Империи развивалось медицинское дело в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров (греч. archiatros — старший врач: archi... — старший, главный и iatros — врач).
При дворе императора служили придворные архиатры, в провинциях — провинциальные, в городах — народные архиатры. В городах назначались по 5— 10 врачей в зависимости от количества населения. Архиатры объединялись в коллегии (лат. collegium — союз лиц одной профессии, культа и т.п.) и находились под контролем местных властей и центрального правительства, которые строго следили за их выборами и назначением. Процедура выборов напоминала строгий экзамен, после которого врач получал звание «Врач, утвержденный государством».
В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах.
Образование в период Ранней Римской империи состояло из трех основных ступеней: начальной, средней и высшей.
Первые специальные высшие школы — юридические и медицинские — появились в Римской империи в I —II вв. н.э.
Медицинские школы возникали, как правило, в крупных научных центрах Империи; жалование преподавателям выплачивалось из государственных фондов. Анатомия преподавалась на животных, а иногда — на раненых и больных.
Практическую медицину изучали у постели больного.
Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи имелись частные школы по подготовке врачей. Одну из них основал Асклепиад. Известны школы Сорана и Галена.
Положение врачей в Риме со временем укрепилось Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате — к узкой специализации. Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в Древней Греции, где врач был свободен от обязанностей перед государством (в Древней Греции врачеватели привлекались на службу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их добровольному согласию).
Развитие медицинских знаний.
Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, римское энциклопедическое знание сформировалось в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Наиболее ярко эти тенденции выразились в многотомной (более 20 томов) энциклопедии «Искусства», которую составил Авл Корнелий Цельс ( 30/25 гг. до н э. — 45/50 гг. н.э.). Созданный около 30 г. н.э., этот труд является самым ранним из медицинских сочинением на латинском языке.
Он подробно изложил достижения римской медицины периода Ранней Империи в области диететики, гигиены, теории болезни, терапии и особенно хирургии. Приведенное им описание четырех признаков воспаления (покраснение, припухлость, жар и боль), как полагают исследователи, заимствовано из древних индийских трактатов. Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной латинской терминологии (после Т.Лукреция).
Плиний Старший (24—79 гг.) видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из Многочисленных трудов Плиния сохранилась лишь «Естественная история» в 37 книгах.
Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы (парадоксография): о рождении двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков из поколения в поколение в «четвертом колене».
Современником Плиния был выдающийся римский военный врач Ди-оскорид Педаний из Киликии (I в. н.э.), родом грек. Его сочинение «О врачебной материи», т.е. о лекарственных растениях содержит систематическое описание более чем 600 лекарственных растений. Труд Диоскорида пользовался непререкаемым авторитетом вплоть до XVI в. и сыграл значительную роль в разработке систематики растений в мире.
О развитии хирургии в Риме в период Империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов: в «доме хирурга» в Помпеях, в Бадене, Бингене, Херсонесе и Ольвии (на территории Крыма) и др. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, ложки, ранорасширители, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, катетеры, акушерские зеркала и другие инструменты, использовавшиеся в хирургии и акушерско-гинекологической практике.
Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста составил Соран (98 — 138 гг.) родом из Эфеса, греческий врач, практиковавший в Риме в начале II в. Из 20 написанных им сочинений до нас дошли труды «Гинекология», «О повязках», «О переломах».
Он описал приемы предупреждения разрыва промежности, поворот плода на ножку и головку, операцию эмбриотомии, разрабатывал различные методы обследования (прощупывание, простукивание, выслушивание звуков в области расположения плода, исследование пульса, мокроты, мочи). Большое внимание он уделял уходу за детьми в раннем возрасте: диететике младенцев, правилам кормления грудью и т.д. В последующие эпохи сочинения Сорана получили широкое распространение на Ближнем Востоке и в Западной Европе и плоть до XVIII в. считались основным источником знаний по родовспоможению, гинекологии и лечению детей раннего возраста.
Гален: его учение и галенизм.
Выдающийся врач Древнего мира Гален из Пергама (129 — 204/216), грек по происхождению, родился в Пергаме (ныне г. Бергама в Турции).
В возрасте 14 лет начал занятия в философской школе. 16 лет по решению отца был направлен для обучения медицине сначала в Пергаме затем в Смирне, Коринфе, Афинах и Александрии, где его учителями были последователи Герофила и Эрасистрата. В 157 г. н.э. Гален вернулся в Пергам, где получил должность архиатра гладиаторов Верховного жреца города. Гладиаторы (от лат. gladius — меч) — профессиональные борцы из числа рабов, военнопленных и наемных людей.
В отличие от Гиппократа, при жизни которого на его родном острове еще не было асклепейона, Гален работал в Пергамском асклепейоне, умножая его славу далеко за пределами Малой Азии.
Асклепейон в Пергаме был сооружен в IV в. до н.э. в горной долине, известной благодаря целебным свойствам «священного» источника. Во II в. до н. э. на его территории появились новые помещения для лечения больных, каменный фонтан священного источника и лечебные ванны.
Рис. Асклепейон в Пергаме. Вверху — схематический план строений в период работы в нем Галена (середина II в. н.э.). Обозначения:
1 — «священная дорога»; 2 — малый двор; 3 — профилон (вход); 4 — статуя Артемиды; 5—библиотека; 6 — северная галерея; 7 — театр; 8 — западная галерея; 9 — туалет, 10 — южная галерея; 11 — большой внутренний двор; 12 — храм Асклепия; 13 — храм Телесфора
Здоровые амбиции Галена не позволяли ему надолго задерживаться в родном городе, и в 162 г. он переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успешной врачебной практикой. С 168 г. Гален — придворный архиатр.
С большой тщательностью изучал он труды своих предшественников и современников. Согласно последним данным Гален признается автором более чем 434 работ по медицине, из которых 350 аутентичны (т.е. во многом схожи). Классическое издание трудов Галена содержит 133 трактата. Важнейшие среди них «О назначении частей человеческого тела», «Об анатомии...», «Терапевтические методы», «О больных частях тела», «О составе лекарств...», а также 16-томное сочинение о пульсе.
По мнению Галена пневма обитает в желудочках мозга, печени и сердце: в желудочках мозга находится «душевная» пневма; в печени, которая, по мнению Галена, состояла из пяти долей и являлась началом всех вен — «естественная» пневма и в сердце — «жизненная» пневма.
Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных сил, которые образуются в результате превращений пневмы: нервы несут «душевную силу», печень дает крови «естественную силу», а пульс возникает под действием «пульсирующей силы».
Естественно-научные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии (греч. physiologia — учение о жизненных процессах; от греч. physis — природа и logos — учение). К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали анатомировать человеческие трупы (влияние христианства), и Гален анатомировал овец, свиней, собак, копытных, обезьян; часто производил вивисекции. Гален был знаком с поверхностной анатомией человеческого тела и строением костного скелета. Однако о строении внутренних частей человеческого тела он имел весьма отдаленные представления. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он автоматически переносил на анатомию человека. Так, в трактате «Об анатомии мышц» им описано около 300 мышц; среди них есть такие, которые отсутствуют у человека и существуют лишь у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена врач и анатом эпохи Возрождения Андреас Везалий.
Он изучил и подобно описал в трактате «О назначении частей человеческого тела» строение всех систем организма — костей, мышц, связок, внутренних органов. Особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь (из 12) пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Используя поперечные сечения спинного мозга на уровне каждого позвонка, он изучил чувствительные и двигательные расстройства ниже места сечения.
Открыв сплетение нервов и сосудов у основания черепа свиньи, он заключил, что в артериях этой части мозга так называемая «жизненная пневмя превращается в «психическую пневму» мозга.
Гален детально описал анатомическое строение сердца (в том числе и сердце слона), венечные сосуды и артериальный проток. Перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как у плода).
Вершиной философской концепции Галена стало его учение о пульсе. Оно изложено в 16-томном трактате (около 170 г. н. э.).
Первая часть трактата «О различиях пульсов» определяет терминологию предмета, дает классификацию разных типов пульса, принципы обследования больного и исторический обзор теорий пульса от Праксагора (IV в. до н. э.) к Герофилу и Эрасистрату (III в. до н.э.), Асклепиаду (II —I вв. до н.э.) и современным Галену авторам.
Во второй части «О диагностике по пульсу» Гален объясняет, как прощупывать пульс, что такое пульс частый, полный или ритмический, как изучать паузу между ударами и т. п.
Четыре книги «О случаях пульсаций» раскрывают представления Галена о природе пульса. Гален был убежден, что артерии содержат кровь (он многократно повторял опыты Эрасистрата, чтобы опровергнуть его представления о наличии воздуха в артериях).
Гален знал, что вены сообщаются с артериями посредством анастомозов; что вследствие этого кровь может возвращаться по крупным веноз-ным стволам в правое сердце; он даже проследил путь крови из правого желудочка по легочной артерии до легких и, таким образом, был близок к открытию кровообращения. Однако он не сделал последнего шага — не описал возможности возвращения крови из легкого в левое предсердие (этот путь, предназначался для проникновения в «левое сердце воздушной пневмы»). Представление Галена о проницаемости сердечной перегородки для основной массы крови предполагало движение крови вспять и исключало возможность ее обращения в организме в одном направлении, т.е. кругообразно.
Подобные представления принципиально отличаются от современных, но при всех «ошибках» Галена его интерпретации были направлены на поиск взаимосвязи между пульсовым проявлением деятельности сердца и сосудов и болезнью человека. Эти вопросы рассматриваются в заключительной четвертой части — «Пульсовой прогноз», где наблюдения и врачебный опыт самого Галена соединяются с опытом его предшественников. От Праксагора до Галена античные врачи пытались понять внутреннюю сущность болезни через ее внешние проявления — варианты пульса, т.е. через познание тайны цепочки «болезнь — сердце — сосуды — пульс». Их представления были еще далеки от истины. Но в свое великое время они сделали максимум возможного.
Представления Галена о пульсе и движении крови и пневмы существовали в западной медицине в течение почти 14 веков. Они считались единственно правильными и не подлежали критике вплоть до XVI в., когда испанский ученый-богослов М. Сервет в труде «Восстановление христианства» впервые в Европе описал малый круг кровообращения, т.е. показал механизм возвращения крови из легких в сердце и тем самым восполнил недостающее звено в системе Галена. Математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г. английским ученым У. Гарвеем.
В клинических работах Гален редко упоминает о четырех элементах (воздух, вода, земля и огонь), чаще о жидкостях и достаточно часто о четырех состояниях (сухость, влажность, холод, тепло). По его мнению, каждое действие тела имеет свою причину, которая реализуется только когда все базов элементы в норме; любые изменения их комбинаций, организации или их смешение приводят к потере функции, повреждениям и болезни. Выздоровление больного Гален объяснял двумя явлениями: медицинским искусством врача и божественным творением Создателя макрокосмоса.
Гален был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. По его мнению, хирург должен был точно знать «строение каждой части, рассматривая факты, открываемые анатомированием на основании собственных наблюдений».
Имея колоссальный опыт анатомических вскрытий (животных), он был искусным травматологом.
В трудах по анатомии Гален описал ряд хирургических операций на животных: вскрытие грудной клетки, резекцию ребра, рассечение головного мозга, перевязку больших кровеносных сосудов с использованием шелковых нитей или перекручиванием сосудов.
Гален внес большой вклад в становление фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых механической и физико-химической обработкой природного сырья (по его предложению), до настоящего времени носит название «галеновы препараты» (термин, введенный Парацельсом, 1493 — 1541 гг.).
В средние века католическая церковь и схоластика ипользовали идеалистические стороны учения Галена и связывали их с богословием. Так возник галенизм — искаженное, одностороннее понимание учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а затем и исправление ряда идеалистических представлений потребовали многих столетий.
Труды Галена в течение 15 веков были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. В истории науки он был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом, врачом-философом и исследователем, познающим природу.
Становление христианства и больничное дело
Первые два века нашей эры были «золотым периодом» в истории Римской империи. Однако уже ощущалось влияние христианства. В Александрии, где учился Гален, человеческих трупов уже не вскрывали и анатомию человека уже не изучали.
В 325 г. 1-й Вселенский Собор в малоазиатском городе Никее (Никейский Собор) принял церковный христианский календарь и признал христианство государственной религией Римской империи.
С историей христианства тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела.
История становления монастырей корнями своими уходит в начало IV в., когда на территории Египта зародилось пустынножительство — первая форма монашества. Его основатель Антоний Великий, выражая протест против несправедливостей человеческого общества, роздал свое имущество, ушел в пустыню и стал примером для многочисленных подражателей.
Первые пустынножители — анахореты (греч. anacoretes — отшельник, пустынник) бродили отшельниками по одиночке. Потом трудности жизни заставили монахов-пустынников объединиться. Так возникли монастыри. Первый «общежитейский монастырь» — киновия (греч. kinovios; от kino — общий и vios — жизнь) — был основан в Египте в 320 г. Впоследствии монастыри стали появляться на территориях Палестины, Сирии и других провинций Римской империи.
Со временем монахи стали принимать участие в общественных делах и занятиях, постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди прочих дел) читали, переписывали, переводили и писали книги.
Монастыри проводили жесткий отбор того минимума церковной и светской литературы, которую с позиций церкви нужно было сохранить и прокомментировать.
Организация и дисциплина в монастырях позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу, стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые монастырские приюты для увечных и больных путников — ксенодохии (греч. xenodochio - гостиница; от xenos — гость и dochio сосуд, вместилище) — прообразы будущих монастырских больниц.
Первая большая христианская больница (nosocomium) была построена в Кесарии в 370 г. епископом Василием Великим. Она была похожа на маленький город: каждое ее строение соответствовало одному из типов болезней, которые тогда различали. Была там и колония для прокаженных — прообраз будущих европейских лепрозориев.
Первая больница в западной части Римской империи была создана в Риме в 390 г. В это же время появляются и первые диакониссы (лат. deaconesses — служительницы; от греч. diakonein - служить) — христианской церкви, которые посвящали себя уходу за слабыми, немощными и больными.
Больничное дело в восточных провинциях Римской империи стояло на более высоком уровне и позднее получило развитие в Византийской империи - преемнице античного культурного наследия Средиземноморья.
В IV—V вв. произошло невиданное по своим масштабам так называемое Великое переселение народов — движение племен и племенных союзов Восточной и Центральной Европы к восточным и северным границам Римской Империи. Оно оказало огромное влияние на падение Западной Римской империи и все последующее развитие Европы и региона Средиземноморья, приблизив конец античной цивилизации.
Но постоянная внутренняя борьба за власть в Великой Римской империи привела к тому, что уже к концу III в. военная мощь Империи стала ослабевать; г. Рим перестал быть местом пребывания императорского двора. Внимание императора Константина привлек небольшой древнегреческий городок Византии на европейском берегу Босфора, куда он и перенес столицу империи, дав ей название «Новый Рим — Константинополь».
В 395 г. некогда могущественная империя окончательно разделилась на две части: Западную Римскую империй которая пала под натиском варварских племен в 476 г., и Восточную Римскую империю (Византию), которая существовала еще тысячу лет до 1453 г.
Падение античной рабовладельческой системы Западного Средиземноморья ознаменовало начало нового периода истории человечества — Средних веков и характерного для них нового общественного устройства — феодализма.
Основные черты развития медицины Древнего мира:
― изобретение письменности (4 тыс. до н.э.), создание первых текстов медицинского содержания;
― формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового врачевания, основанного на религиозных верованиях,
― развитие представлений о происхождении болезней (связанные с природой, морально-этических, религиозно-мистических);
― подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах, при храмах);
― создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков и традиций;
― развитие классового подхода к врачеванию;
― формирование основ врачебной этики;
― развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между разными древними цивилизациями.