Методы оценки эффективности рекламы
Исследования. Исследования целесообразно проводить до начала рекламной кампании и после ее завершения. Они включают в себя опрос наиболее типичных представителей рекламной аудитории. В частности, целесообразно выяснить, что именно они знают о товаре или предприятии, в чем видят преимущества и выгоды от использования товара или услуги, как они узнали о существовании фирмы, какой образ сложился в их сознании, как они понимают рекламу, что им в ней нравится и т. д.
Замеры запоминаемости и узнаваемости рекламы. Оценка узнаваемости позволит понять, правильно ли выбраны средства рекламы (было ли рекламное объявление увидено или услышано людьми, которым оно предназначалось) и в достаточной ли степени объявления привлекают внимание целевой аудитории. Есть несколько вариантов измерения узнаваемости рекламы.
Простое узнавание. Респондентам показывают (для радиорекламы — проигрывают) рекламные объявления или ролики и спрашивают, видели (слышали) ли они их раньше. Варианты ответа: «да», «не уверен», «нет». При этом только ответы «да» указывают на то, что объявление или ролик были узнаны. Причем респонденты должны узнать именно объявление, а не рекламируемую марку.
Замаскированное узнавание. При демонстрации рекламного объявления или ролика упаковку товара или имя марки скрывают («маскируют»), а потом просят респондента вспомнить марку рекламируемого товара. Очень часто люди лучше запоминают обращение, а не марку рекламируемого товара. Замаскированное узнавание предпочтительнее простого, так как позволяет выяснить, насколько запоминается рекламируемый объект и сама реклама. Если узнаваемость и запоминаемость марки низкие, замаскированное узнавание позволит установить, что исполнение рекламы неудовлетворительно.
Респондентов, узнавших рекламу, следует спросить о том, сколько раз они видели или слышали объявление. Обычно оговаривается некоторый промежуток времени, например, «за последние несколько недель», «за последнее время», или даже «когда-либо». Это заявленная частота узнавания, которая используется для оценки эффективного охвата.
Для оценки экономической эффективности рекламы сравнивают объем продаж с расходами на рекламу. Экономическую эффективность рекламы можно оценить несколькими способами.
Оценка дополнительного товарооборота. Для замера эффективности рекламы с помощью этого метода потребуется следующая информация:
Д — количество дней учета товарооборота;
То — средний дневной оборот до рекламной кампании;
Изм. То — прирост среднедневного товарооборота (измеряется как разница между среднедневным товарооборотом после проведения рекламной кампании и среднедневным товарооборотом до рекламной кампании).
Дополнительный товарооборот = (То х Изм То. * Д) / 100.
Оценка рентабельности рекламы рассчитывается по следующей формуле:
Рентабельность рекламы = ( П х 100 ) / Р, где
П— прибыль, полученная от рекламирования товара,
Р — расходы на рекламу
ВОПРОС 43