Существуют следующие виды средств рекламы.
Акустические рекламныесредства воздействуют только на слух (звуковая реклама). К акустическим средствам рекламы можно отнести объявления по радио (рекламные обращения в магазинах и в торговых точках, в метрополитене, на выставках и т. д.), радиорепортажи (репортажи о каких-либо ярмарках, выставках-продажах или других событиях могут содержать как прямую, так и косвенную рекламу), рекламу на радиостанциях (радиоролики).
Преимущество радио перед другими каналами рекламы: многие радиостанции вещают 24 часа в сутки на различные регионы. Многообразие радиостанций и радиопрограмм позволяет выбрать из них наиболее подходящие (в соответствии с предпочтениями целевой аудитории).
Вместе с тем в процессе восприятия рекламных обращений, транслируемых по радио, не участвует зрение, через которое человек получает большую часть информации. Кроме того, радиореклама делает проблематичными двусторонние коммуникации с потребителем.
Графические средства рекламывоздействуют только на органы зрения и передают информацию с помощью текста, рисунков, другой графики. К достоинствам этого средства рекламы можно отнести долговременность существования, 1юзможность многократного использования, способность передавать большой объем информации, кроме того, человек лучше запоминает, когда он видит, чем когда слышит. Но такое изображение статично, поэтому следует искать другие способы привлечения внимания. К печатным средствам рекламы относятся: информационное письмо (выполняется на фирменном бланке, адресуется конкретному лицу и содержит информацию о фирме или товаре), листовка (малоформатное издание стекстом и/или иллюстрациями), буклет — небольшой по объему, но качественно оформленный рекламный материал, — рекламный проспект, каталог — перечень предлагаемых товаров с описанием и фотографиями, — пресс-релиз (рекламный материал, предназначенный для представителей прессы) и т. д.
Реклама в прессе. Качество воспроизведения рекламных оригиналов в газетах обычно невысокое, поэтому размещенные в них рекламные объявления, как правило, не очень привлекательны. Кроме того, каждое издание одновременно со-• держит много таких объявлений, в связи с чем воздействие каждого в отдельности снижается.
Рекламные объявления, размещенные в цветных дорогих журналах, обходятся рекламодателю дороже, но качество печати значительно лучше, использование различных цветовых сочетаний усиливает восприятие. Важным достоинством этого средства рекламы является достаточно большой охват аудитории (при условии большого тиража).
Графические изобразительные средства, как правило, не содержат перечня характеристик товара, а указывают лишь основные черты. Основная идея воплощается с помощью художественных и графических средств, текст играет вспомогательную роль. К графическим изобразительным средствам относят плакаты-постеры, афиши, брандмауэры (рекламу, размещенную на глухих стенах зданий), рекламу в транспортных средствах, дорожные щиты (билборды) и т. д.
Аудиовизуальные средства рекламывоздействуют на получателя информации через слух и зрение одновременно. У аудиовизуальных средств есть возможность передать не только изображение, цвет, звук, но и движение, что бывает очень важно. К аудиовизуальным средствам рекламы относят телевидение, кино, специальные видеоустановки на ярмарках, выставках и т. д.). Кино- и видеоролики дают возможность использовать для рекламирования товаров или предприятий высокохудожественные средства, что усиливает чувственное воздействие, кроме того, экраны телевизоров собирают большие аудитории. Кино- и видеоролики могут быть игровыми, неигровыми (снятыми в естественных условиях), мультипликационными играфическими. Мультипликационные ролики очень популярны и имеют широкие возможности, еще более повышается эффект при использовании компьютерной анимации.
К недостатку аудиовизуальных средств рекламы можно отнести очень высокую стоимость создания иразмещения, кроме того, для полного восприятия обращения внимание получателя информации должно быть сосредоточено на экране.
Рекламные средства, воздействующие на обоняние,передают запахи. Это может быть, например, создание характерного запаха кожи около витрины обувного магазина или продажа поздравительных открыток с запахом изображенных на них цветов и т. п.
Рекламные средства, воздействующие на вкус. Кэтим средствам относят дегустацию продуктов питания и напитков.Рекламные средства эстетического воздействияоказывают влияние с помощью оформления пространства, которое можно сопроводить графическими и другими средствами. Это, к примеру, декоративное оформление витрины, световая реклама, вывески и т. д.
Предметные средства рекламы— это сувениры, недорогие изделия с логотипом предприятия. Чаще всего в качестве предметных средств рекламы используются ручки, календари и т. п.
Выбор средств рекламы предполагает принятие решения относительно широты охвата, частоты появления и силы воздействия рекламы, отбор видов средств распространения рекламы, выбор конкретного носителя рекламы и принятие решения относительно графика размещения рекламы.
Чтобы рационально выбрать средство распространения рекламных посланий, проводится специальная работа по анализу средства рекламы сприменением следующих критериев.
Каждому средству рекламы присущи как свои достоинства, так и ограничения. При выборе средства рекламы следует учитывать следующие моменты:
приверженность целевой аудитории к определенным средствам информации. Нужен анализ предпочтений целевой аудитории при выборе газет, телевидения, журналов и т. д.;
специфику товара. Средства рекламы надо выбирать с учетом их возможности демонстрировать товар и его свойства, а также с точки зрения необходимости такой демонстрации;
специфику обращения. Если обращение содержит большой объем текстовой информации, то лучше не использовать для передачи такого сообщения дорожные щиты (билборды), наиболее подходящим вариантом в этом случае будет специализированный журнал;
доступность. Сможет ли предприятие воспользоваться данными каналами в любой нужный момент, а если нет, то насколько возникшие ограничения снизят эффективность рекламы;
стоимость. Расходы на одну публикацию или передачу рекламного послания; скидки за многократность; стоимость одного рекламного контракта с учетом тиража или числа зрителей, слушателей;
авторитетность. Насколько потенциальные и действующие покупатели, входящие в целевую аудиторию, уважают данное средство?
уровень сервиса. Требуется ли представить рекламное послание в готовом виде или можно рассчитывать на то, что профессионалы выполнят подготовку текста, фотосъемку, создадут телефильмы и т. д.?
заполненность характеризует число рекламных объявлений, содержащихся в одной программе, на одной странице, в одном издании и т.д. Если таких обращений много, то за полненность очень высока;
срок представления — это период, за который информационный источник может разместить рекламу. Он является наименьшим для газет и наибольшим для журналов и телефонных справочников. Его длительность показывает, на сколько недель или месяцев фирма должна планировать свою рекламную кампанию, сталкиваясь при этом с риском недостоверных объявлений в постоянно меняющихся условиях. В популярных телепередачах срок представления также может быть большим из-за ограниченности числа передаваемых обращений.
Выбор конкретного носителя рекламы— это выбор из отобранного средства рекламы конкретного издания, телевизионного канала, передачи и т. д.
При выборе носителя рекламы следует уделить внимание тиражу печатного издания, объему реализации (например, количеству газет или журналов, распространяемых по подписке и продающихся в розницу).
Следует также точно знать аудиторию данного издания (программы, радиостанции). Аудитория - это совокупность лиц, которые читают или просматривают данное издание или слушают данную программу (это относится ко всем средствам рекламы). Затем оценивается стоимость одного рекламного обращения и относительная стоимость рекламы (величина затрат на одну тысячу человек).
ВОПРОС 41