АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ
Ответ
Товаром является все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью продажи.
Отдельный товар, имеющий одно потребительское назначение, имеет некоторое число видов, подвидов и разновидностей, отличающихся друг от друга незначительными потребительскими свойствами (конкретная модель, марка, размер, цена, т. п.). Каждый такой товар носит название ассортиментной позиции, а их совокупность — ассортимента.
Ассортимент товаров — это набор товаров, объединенных по кому-либо одному признаку или по их совокупности. Это группа товаров, связанных между собой либо в силу схожести сферы их применения, либо в рамках одного и того же диапазона цен и т.д. Для каждого ассортимента товара требуется разработка отдельной стратегии маркетинга.
Класс товаров — это совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение, например, швейные изделия, трикотажные товары т. п. Класс товаров подразделяется на группы, группа — на виды, вид — на разновидности, разновидность — на марки, модели, артикулы.
Товарная линия состоит из товаров, объединенных по ряду признаков, таких, например, как однородность сырья, потребительское назначение и т. д. (например, спортивные товары).
Ассopтиментный перечень товаров — это часть торгового ассортимента товаров, которая должна быть в продаже постоянно.
Полпота ассортимента — это соответствие фактического наличия товаров в продаже разработанному ассортиментному перечню.
Стабильность ассортимента— это постоянное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.
Структура ассортимента товаров:это процентное соотношение долей товаров, сгруппированных по определенному признаку.
Широта ассортиментаопределяемся количеством товарных групп (товарных лини и) и наименований. Широкий ассортимент — это большое число товарных линий, по выбор товаров в пределах одной товарной группы ограничен. Широкий ассортимент товаров характерен для универмагов. Если исключение товарной группы пи ассортимента приведет к увеличению прибыли, то считается, что товарный ассортимент слишком широк. Как правило, предприятия, цель которых — получение высокой прибыли, имеют узкий ассортимент высокодоходных товаров. Поэтому, принимай решение относительно широты товарного ассортимента, следует учесть прогнозируемые показатели прибыли.
Если же целью предприятия является завоевание большой доли рынка, то следует принять решение о наращивании ассортимента. В этом случае возможны несколько вариантов:
Наращивание вниз, когда предприятие расширяет ассортимент, чтобы охватить и нижележащие эшелоны, например, предприятие, специализирующееся на производстве Hi-End-аппаратуры, начнет выпускать Hi-Fi-аппаратуру.
Наращивание вверх — попытка проникнуть в вышележащие эшелоны, например, производитель автомобилей для г. среднего класса решит выпускать лимузины. Двустороннее наращивание ассортимента предполагает одновременное наращивание ассортимента вверх и вниз.
Насыщенностьассортимента — это общее фактическое число товаров, представленное в товарной номенклатуре. Насыщение товарного ассортимента подразумевает его расширение за счет добавления новых изделий в рамках уже существующего ассортимента.
Глубина ассортиментахарактеризуется числом позиций в каждой товарной линии; определяется количеством разновидностей товара.
Глубокий ассортимент включает много сортов и вариантов товара в пределах одной товарной группы, например, разных марок, расцветок и т. д.
Варианты товарного ассортимента
Широкий и плоский (мелкий) ассортимент — большое число товарный линий (групп), но выбор в пределах одной группы ограничен.
Широкий и глубокий ассортимент — большое число товарных групп, и в каждой группе много моделей товара.
Узкий и плоский (мелкий) ассортимент — небольшое число товарных линий, и выбор в пределах каждой линии минимален.
Узкий и глубокий ассортимент — товарных групп немного, но выбор в пределах одной товарной группы очень большой. Товарная номенклатура— это систематизированный перечень товаров с классификацией и разделением на группы и подгруппы, совокупность всех ассортиментных групп товаров, предлагаемых предприятием.
Широта товарной номенклатуры представляет собой численность ассортиментных групп. Глубина товарной номенклатуры — это варианты предложений отдельного товара в рамках ассортиментной группы. Насыщенность — общее число товаров, входящих в номенклатуру. Гармоничность номенклатуры — степень близости товарных групп с точки зрения различных показателей (каналов распределения, пользователей и т. д.).
Формирование ассортиментаподразумевает выбор групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом i целевых сегментов, чтобы удовлетворить нужды потребителей наиболее полно.
11редприятие должно заботиться о полноте и стабильности ассортимента, кроме того, в ассортимент должны входить товары, находящиеся на различных этапах жизненного цикла.