КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА (МАРКЕТИНГ-МИКС, 4Р)
Ответ
Комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
В комплекс маркетинга включаются все инструменты, которыми может оперировать предприятие, чтобы управлять спросом на свой товар. Существует четыре основные группы таких инструментов: это товарная, ценовая, коммуникационная и сбытовая политика. Другое часто употребляемое название комплекса маркетинга — модель 4Р (Product — товар, Price — цена, Promotion — продвижение, Place — место).
Товарная политика. Основные задачи товарной политики — обеспечение конкурентоспособности товара, анализ его жизненного цикла и формирование ассортимента.
Товаром является все, что может удовлетворить какую-либо потребность и предлагается рынку с целью продажи. Разработка товарной политики предполагает определение конкретного набора товаров, который предприятие будет предлагать для продажи.
Каждый товар рассматривается на четырех уровнях. Первый уровень — это ядро товара, товар по замыслу. Второй уровень — товар в реальном исполнении. Он представляет собой ядро товара, реализованное в основных физических характеристиках товара и обладает пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, уникальным оформлением, марочным названием и специфической упаковкой. Третий уровень — товар с подкреплением — означает, что к основным характеристикам товара прибавляются дополнительные, с появлением которых потребитель получает дополнительные удобства при приобретении или использовании товара. Четвертый уровень –товар а полном смысле- включает в себя то, как потребитель воспринимает товар в целом, то есть образ товара в сознании потребителя.
Жизненный цикл товара - это модель изменения во времени отношения потребителей к товару. Чтобы правильно сформировать производственную программу предприятия, необходимо определить, на коком этапе жизненного цикла находится товар. Жизненный цикл товара имеет несколько этапов: разработки товара и выведение его на рынок, роста, зрелости и упадка. Каждый из этих этапов имеет свои особенности и требует принятия отдельных решений в рамках товарной политики.
Формирование ассортимента подразумевает выбор групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом целевых сегментов. В ассортимент должны входить товары, находящиеся в разных этапах жизненного цикла. Структура ассортимента товаров- это процентное соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп (товарных линий) и наименований. Глубина ассортимента характеризует число позиций в каждой товарной линии и определяется количеством разновидностей товара. Глубокий ассортимент включает много сортов и вариантов товара в пределах одной товарной группы.
Ценовая политика подразумевает установление на товары предприятия оптимальных цен и их изменение в зависимости от ситуации на рынке с целью завоевания определенной доли рынка, обеспечения намеченного обьёма прибыли и решения других стратегических и оперативных задач.
При ценообразовании следует учитывать множество постоянно меняющихся факторов, влияющих на уровень устанавливаемой цены: издержки производства, цены и ценовые стратегии конкурентов, величина и характер спроса, каналы сбыта и характеристики товара. В основе ценовой политики должны лежать общие цели предприятия.
При формировании ценовой политики важно иметь в виду, что ценовая политика- развивающийся процесс, учитывающий постоянно меняющееся конкурентное окружение и меняющиеся потребности клиентов.
Сбытовая политика подразумевает выбор оптимального варианта распределения товара и стратегии охвата торговых точек. Сбытовая политика предприятия должна соответствовать общей стратегии предприятия и учитывать специфику товара, характеристики целевой аудитории, возможности и особенности предприятия.
Распределение- процесс перемещения товара в пространстве и времени от производителя к потребителю. Разрабатывая сбытовую политику, предприятие должно выбрать вид канала распределения.
Прямые канала- формы перемещения товара без участия посреднических организаций.
Косвенные каналы- формы перемещения товара через независимую или координируемую сбытовую сеть.
Смешанные канала- объединяют черты прямых и косвенных каналов распределения.
Длина канала определяется числом уровней, из которых он состоит. Уровень канала распределения- это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.
Выбор варианта охвата рынка: эксклюзивный сбыт, когда только один торговый посредник получает право продавать товар, селективное распределение (избирательная система сбыта), когда предприятие отбирает небольшое число торговых посредников, интенсивное распределение — максимальный охват рынка и увеличение числа торговых точек.
Мотивирование участников канала — это мероприятия, способствующие росту объема продаж и максимизации объема партии товара при формировании заказов.
Оценка деятельности канала распределения производится по показателям объема сбыта, оперативности доставки товара потребителям, скорости сбыта, поддержания необходимого уровня складских запасов и т. д.
Коммуникационная политикасостоит из четырех основных средств воздействия.
/ /Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора.
Стимулирование сбыта — кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги.
Личные коммуникации — это различные формы передачи информации при непосредственном общении.
Паблик рилейшнз (связи с общественностью) — это управляемый процесс коммуникации между предприятием и обществом, цель которого — вызвать благоприятное впечатление о деятельности предприятия у всего общества.