Антиинфляционная политика государства в смешанной системе

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, направленная на обеспечение стабильного общего уровня цен, предупреждения или же смягчения инфляционной напряженности.

Она включает:

1. политику противодействия грозящей инфляционной напряженности,

2. политику отбрасывания инфляции, сдерживания инфляционного давления,

3. политику восстановления равновесия в условиях инфляции.

(1) Первая политикаполитика противодействия грозящей инфляционной напряженности – может выступать в одной из следующих форм:

- ослабление избыточного спроса,

- усиление совокупного предложения.

Первая форма базируется на монетаристской теории, а вторая – на кейнсианской. Первая форма предполагает сокращение спроса путем проведения денежной реформы, снижения бюджетного дефицита, удорожания кредита, сокращения налоговых ставок. Вторая форма предполагает рост предложения путем увеличения инвестиционного спроса за счет усиления государственных расходов и дешевого кредита.

Обе формы имеют особенности своего проявления:

Методы первой формы тяжело переживаются населением, зато являются самым мощным средством наступления на инфляцию. Причем эти меры дают эффект сразу, хотя и связаны с большими жертвами.

Особенность второй формы в том, что дефицит госбюджета должен покрываться не дополнительной эмиссией денег, а путем государственных займов, которые можно будет погасить в дальнейшем. Кроме того, меры по увеличению предложения дают эффект не сразу, а по истечении довольно длительного срока.

(2) Политика отбрасывания инфляции направлена на сдерживание инфляционного давления. Здесь тоже две формы:

- политика «замкнутой цепи»,

- и политика «зарплата – цена».

Первая форма – это предотвращение повышения цен в условиях не возможности увеличения роста спроса на рынке потребительских товаров и их массы.

Вторая форма – это ограничение доходов населения через замораживание зарплаты и цен.

Особенности первой формы:

- деньги, пущенные в обращение, возвращаются через сбор налогов и займов;

- государство блокирует цены на потребительские товары и зарплату;

- государство устанавливает нормирование предметов потребления.

Особенности второй формы:

- используется для борьбы с инфляцией в краткосрочный период;

- при длительном использовании переводит открытую инфляцию в ее подавленную форму, разрушает механизм саморегуляции.

(3) Основные направления политики восстановления макроэкономического равновесия в условиях инфляции:

- использование бюджетной и денежной политики;

- использование политики в области зарплаты.

Первое направление предполагает установление равновесия между государственными доходами, и даже создание избытка дохода.

Второе направление предполагает такое изменение условий образования цен и доходов, которое сдерживает темпы роста номинальной зарплаты и прибыли.

При выборе из перечисленных стратегий антиинфляционной политики надо исходить, прежде всего, из того, на какой стадии находится в данный момент развитие инфляционного процесса.

Практически во всех страна запада в последние десятилетия или велась активная борьба с инфляцией («рейганомика», «тетчеризм»), или принимались меры по адаптации к инфляции (индексация доходов, контроль за ростом цен). Например, в США почти 2/3 кол. договоров между профсоюзами и работодателями оговаривают рост зарплаты в зависимости от темпа инфляции. Многие варианты политики доходов, принятые в последние десятилетия на Западе, оказались неудачными, например, политика «стоп-вперед» в Англии в 60-70-х гг. выразилась в том, что за снижением цен общество вынуждено было расплачиваться снижением производительности труда и жизненного уровня населения. А предпринятый в скандинавских странах и Нидерландах контроль за соотношением цен и окладов давал эффект лишь в краткосрочном плане (напр., в Финляндии в 1969-1971 гг.), но на долгосрочный период не оправдался. В США во время президентства Кеннеди и Картера применялись государственные рекомендации по установлению цен и зарплаты, но затем была признана их неэффективность.

Таким образом, к концу 20 века так и не был найден оптимальный вариант сочетания умеренного роста цен и невысокой безработицы. Поиски его продолжаются в настоящее время. Так в США приобретает популярность идея выборочного государственного налогового стимулирования тех фирм и профсоюзов, которые на добровольной основе обеспечивают медленность повышения цен товаров и рабочей силы. Однако, вероятно, адаптационная политика в принципе неэффективна, ведь даже 100% привязка всех цен к индексу потребительских цен порождает их непрерывную мультипликацию. В результате усиливается инфляционная нестабильность.

Другой принцип современной антиинфляционной политики Западных стран, т.е. активной борьбы с инфляцией, а не адаптации к ней, – осуществляется посредством экономического спада и, следовательно, безработицы. У этого пути существенные издержки, но ощутимые результаты. Сначала политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филлипса, которая показывает взаимосвязь инфляции и безработицы, т.е. предполагается находить оптимальное сочетание этих двух величин.

Кривая Филлипса применима лишь на кратковременный период, а в долгосрочном даже низкий уровень безработицы не спасает от роста инфляции, т.к. проявляются монополистические позиции профсоюзов и фирм через повышение зарплаты и товарных цен, т.е. кривая Филлипса при­ближается к вертикальной прямой на уровне естественной без­работицы. Поэтому кривая в последнее время все чаще дополняется, а то и подменяется теорией «естественного уровня безработицы», при котором достигается взаимная стабильность и цен, и зарплаты. В долгосрочной перспективе стабильный умеренный темп инфляции возможен только после достижения естественного уровня безработицы. Уровень этот определяется эмпирически, и неизвестно, сколько времени требуется экономике для достижения этого уровня. (На примере США)

Поэтому теория естественного уровня может быть так же подвергнута сомнению, как раньше была оспорена кривая Филлипса.

Пока в Западных странах для сдерживания инфляции приходится все больше увольнять работников, т.е. повышать естественный уровень безработицы. Напр., в США этот уровень за последние 20 лет вырос с 4 до 7% от трудоспособного населения. Для снижения инфляции на 1% безработица в течение года должна быть на 2 % выше естественного уровня, а реальный ВНП будет на 4 % ниже потенциального.

Напр., в США в 1985 году подобная потеря в ВНП составила 160 млрд. $. Ученые экономисты неоднозначно оценивают такие потери. Другие указывают на не гуманность увеличения безработицы с моральной т.зр., да и с экономической точки зрения еще никто не доказал, что уволить работника выгоднее, чем обеспечить его работой и в итоге получить больше конечного продукта.