Подпрограммы работы с файлами.
Лабораторная работа №7 ПРОГРАММИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФАЙЛОВ
Цель лабораторной работы: изучить правила работы с компонентами TOpenDialog и TSaveDialog. Написать программу с использованием файлов.
Краткие теоретические сведения
Работа с файлами
Файл - это именованная область данных на внешнем физическом носителе. В Object Pascal различают три вида файлов в зависимости от способа их организации и доступа к элементам: текстовые, типизированные и нетипизированные.
Текстовой файл - это файл, состоящий из строк. Примером текстового файла может служить файл исходного текста программы в DELPHI (расширение *.pas). Для работы с текстовым файлом должна быть описана соответствующая файловая переменная: Var F: TextFile;.
Типизированные файлы имеют строго заданную их описанием структуру, когда все элементы имеют фиксированный и одинаковый размер. Это свойство типизированных файлов позволяет получить доступ к любому компоненту файла по его порядковому номеру. Элементами такого файла являются, как правило, записи. В описании файловой переменной указывается ее тип: Var F: TStudent;.
Нетипизированный файл- это файл, в котором данные не имеют определенного типа и рассматриваются как последовательность байт. Файловая переменная объявляется: Var F: File;.
Порядок работы с файлами следующий:
…
AssignFile(F, ‘Filename.txt’); //Связывание файловой переменной F
//с именем дискового файла “Filename.txt”
Rewrite(F); //Создание нового или открытие (Reset(F);)
//уже существующего файла
…
Read(F,Stud); //Чтение данных из файла или
//запись (Write(F,Stud)) в файл
…
CloseFile(F); //Закрытие файла
Подпрограммы работы с файлами.
AssignFile(var F;FileName: string) –связывает файловую переменную F и файл с именем FileName.
Reset(var F[: File; RecSize: word]) – открывает существующий файл. При открытии нетипизированного файла RecSize задает размер элемента файла. Rewrite(var F[: File; RecSize: word]) - создает и открывает новый файл. Append(var F: TextFUe) - открывает текстовой файл для дописывания текста в конец файла.
Read(F,vl[,v2,...vn]) - чтение значений переменных начиная с текущей позиции для типизированных файлов и строк для текстовых.
Write(F,v1[,v2,...vn]) - запись значений переменных начиная с текущей позиции для типизированных файлов и строк для текстовых.
CloseFile(F) - закрывает ранее открытый файл.
Rename(var F; NewName: string) - переименовывает неоткрытый файл любого типа.
Erase(var F) - удаляет неоткрытый файл любого типа.
Seek(var F; NumRec: Longint) - для нетекстового файла устанавливает указатель на элемент с номером NumRec.
SetTextBuf(var F: TextFUe; var Buf[;Size: word]) - для текстового файла устанавливает новый буфер ввода-вывода объема Size.
Flush(var F: TextFUe) - немедленная запись в файл содержимого буфера ввода-вывода.
Truncate(var F) - урезает файл, начиная с текущей позиции.
LoResult: integer - код результата последней операции ввода-вывода. FilePos(var F): longint - для нетекстовых файлов возвращает номер текущей позиции. Отсчет ведется от нуля.
FileSize(var F): longint - для нетекстовых файлов возвращает количество компонентов в файле.
Eoln(var F: TextFile): boolean - возвращает True, если достигнут конец строки.
Eof(var F) ): boolean - возвращает True, если достигнут конец файла. SeekEoln(var F: TextFile): boolean - возвращает True, если пройден последний значимый символ в строке или файле, отличный от пробела или знака табуляции.
SeekEof(var F: TextFile): boolean - то же, что и SeekEoln, но для всего файла. BlockRead(var F: File; var Buf; Count: word[; Result: word]) , BlockWrite(var F: File; var Buf; Count: word[; Result: word]) - соответственно процедуры чтения и записи переменной Buf с количеством Count блоков.