V. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

Классическая теория исходит из двух предпосылок:

1) Макроэкономическое равновесие достигается при полной занятости ресурсов, т.е. AD=AS=Y*(u*). Безработица существует только в двух формах: фрикционной и структурной.

2) Ситуация неравенства совокупного спроса и совокупного предложения (AD≠AS) недолговечна, так как экономика обладает автоматическими механизмами (колебания зарплаты, цен, процентной ставки), которые возвращают экономику в состояние равновесия. Денежный рынок всегда гарантирует равенство инвестиций и сбережений (I=S), т.к. факторы, влияющие на их динамику одни и те же, а механизмом их уравнивания является гибкая процентная ставка.

Хотя ситуация макроэкономической нестабильности непродолжительна, она чревата серьезными социально-экономическими потрясениями, и на определенном этапе развития это становится неприемлемо. В высокоразвитом обществе цена автоматического возврата в состояние равновесия стала слишком большой. Это потребовало изменения отношения к роли государства в экономике.

Кейнсианская теория как раз и делает акцент на активной роли государства в экономике, в частности, по поддержанию макроэкономической стабильности. Она оспаривает возможность саморегулирования макроэкономической ситуации в длительном периоде, частично допуская её только в краткосрочном периоде. Дж.Кейнс на основе данных, полученных в период Великой депрессии доказал, что полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Равновесие AD и AS, как правило, не совпадает с полной занятостью ресурсов. Одной из причин такого несовпадения является несоответствие планов инвестиций и сбережений, которые осуществляются разными экономическими агентами по разным мотивам. Сбережения осуществляют домохозяйства с целью обеспечения старости, накопления богатства и т.д. Инвестиции осуществляют фирмы с целью получения прибыли. При этом сбережения определяются главным образом уровнем дохода, а не процентной ставкой. Процентная ставка влияет в большей мере на инвестиции, чем на сбережения. Чтобы избежать значительных потерь от спада производства, необходима активная государственная политика по регулированию спроса. В силу этого кейнсианскую теорию часто называют теорией совокупного спроса. Используя трансферты и налоговые льготы, государство повышает доходы.

Для определения равновесного уровня производства кейнсианская теория использует метод сопоставления совокупных расходов (aggregate expenditures - AE) и объема производства (У или АS) – модель Кейнсианский крест. Основная задача этой модели – определить объем производства, при котором совокупные расходы равны доходам. В качестве совокупных расходов общества в модели Кейнса учитываются только два компонента – расходы домохозяйств и фирм (С и I). Остальные два компонента (расходы государства и внешнего мира) временно остаются за пределами анализа, так как они принципиально его не меняют.

 
 


Обозначения графика:

АЕ – совокупные расходы, или количество товаров, на которое предъявляется совокупный спрос домохозяйств и предпринимательского сектора.

У=AS=NI показывает объем произведенных и предложенных товаров, а также национальный доход.

График С – график потребления; его функция имеет вид С = а + MРС·Yd.

График АЕ отражает функцию совокупных расходов. Он представлен как график потребления, смещенный вверх на величину расходов фирм, т.е. АЕ=С+Î.

Î – средний уровень ожидаемых инвестиций, не зависящий от величины национального дохода (NI);

Линия, проведенная под углом 45º, показывает все точки, где совокупные расходы АЕ равны совокупным доходам NI (и объему национального производства Y).

Пересечение линии АЕ с линией 45º происходит, когда AЕ=AS, т.е. объем предложения равен объему спросу.

И еще одно условие должно быть соблюдено: C+I=C+S. В состоянии равновесия ВВП использованный (на потребление и инвестиции) должен быть равен ВВП распределенному (на потребление и сбережение), а отсюда S=I. Кейнс доказал, что автоматически это не достигается. Именно незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ) (а не процентная ставка, как считает классическая теория) являются тем выравнивающим механизмом, который приводит в соответствие инвестиции и сбережения и устанавливает макроэкономическое равновесие.

Фактические инвестиции включают:

· планируемые инвестиции (т.е. расходы, которые домохозяйства, фирмы и правительство планируют осуществить на покупку товаров и услуг);

· незапланированные инвестиции (изменения инвестиций в товарно-материальные запасы при неожиданных изменениях в уровне продаж).

При равновесном уровне производства (т.А на рис.2.15) годовые приросты продукции и расходов равны (АЕ=AS): нет ни перепроизводства, ни излишка совокупных расходов.

Если планируемые расходы больше количества произведенной продукции (АЕ>AS) (левее точки А), т.е. покупатели приобретают товаров больше, чем производится, то повышенный спрос удовлетворяется за счет имеющихся запасов товаров на складах, в результате произойдет сокращение ТМЗ. В этих условиях фирмы начнут увеличивать выпуск продукции (движение от Y2 к Y0) и повышать на нее цены, что приведет к инфляции.

Если планируемые расходы меньше количества произведенной продукции (АЕ<АS) (правее точки А), нереализованная продукция увеличит ТМЗ. Это послужит сигналом для фирм к уменьшению выпуска продукции (движение от Y1 к Y0) и снижению цены, что приведет к спаду производства и росту безработицы.


Вышеизложенные рассуждения можно отразить схематично:

Y1>Y0 → AS>AD → ↑TM3, ↓Y до Y0, ↓L.

 

Y1<Y0 → AS<AD → ↓TM3, ↑Y до Y0 , ↑L.

 

Таким образом, только реакция фирм на конъюнктуру через манипулирование ТМЗ возвращает экономику в равновесие. Но соответствует ли точка А полной занятости?

Кейнс считает, что Y=Y* только случайно. В краткосрочном периоде в состояние равенства AD=AS экономика может прийти автоматически. Но в длительном периоде без вмешательства государства это не возможно.

 

Одной из причин является неэффективность спроса. Доходы не позволяют удовлетворять спрос полностью, часть его остается неудовлетворенной. Вывод: используя трансферты и налоговые льготы, повышая доходы, государство подкачивает совокупный спрос (от АD до AD1) с целью достижения объема национального производства Y*.