Международный государственный кредит, его формы.

Международный кредит - это займы, предоставляемые госу­дарствами, банками, а также другими юридическими и физическими лицами одних стран, государствам, банкам и иным юриди­ческим и физическим лицам других стран.

В связи с развитием внешнеэкономических связей все более значитель­ное место в сфере международного кредита занимают международные валютно - кредитные организации: Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (Всемирный банк) и его организации - Международная Ассоциация Развития (МАР), Международ­ная финансовая корпорация, Многостороннее Агентство по гарантии ин­вестиций (МИГА), Европейский банк реконструкции и развития и другие. МВФ содействует международной торговле и валютному сотрудничеству путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, устранения валютных ограничений среди стран-участ­ниц, предоставление им средств для регулирования платежных балансов. Всемирный банк и его организации поддерживают экономическое разви­тие стран посредством оказания им технической помощи и финансирова­ния проектов, способных реализовать экономический потенциал стран.

Международный государственный кредит представляет собой движение материальных ресурсов стран в сфере международных экономических отношений, представляемых в товарной и денеж­ной формах во временное пользование за определенную плату-процент, на условиях возвратности. Субъектами кредита выступа­ют страны в лице государственных уполномоченных органов.

По своей сущности международный кредит является одним из средств обеспечения расширенного воспроизводства, в ряде случаев - средствомоказания экономической помощи развивающимся странам.

Необходимость международного кредита определяется всей совокупностью экономических законов.

Развитие международного кредита обусловлено следующими факто­рами:

1) углублением международного разделения труда и экономической интеграцией;

2) специализацией, кооперированием производства;

3) неодинаковой обеспеченностью стран природными ресурсами и рабочей силой;

4) необходимостью преодоления неравномерности экономического
развития отдельных стран;

5) необходимостью оказания экономической помощи развивающимся

странам;

6) торгово-экономическим сотрудничеством развивающихся стран с развитыми странами.

Кредитные ресурсы государства для предоставления международного кредита состоят из:

1) средств государственных бюджетов, относящихся к фондам накопления;

2) коллективных ссудных фондов (собственные и привлеченные средства национальных и международных банков);

3) средств государственных предприятий и организаций (при предоставлении коммерческих кредитов).

Международный кредит в денежной форме предоставляется в национальных валютах и свободно конвертируемых валютах.

Функцией международного кредита является перераспре­деление товарных и денежных ресурсов государств в процессе их внешнеэкономической деятельности на условиях прочности, платности и возвратности.

Использование международного кредита способствует уско­рению развития экономики, процессу выравнивания уровней эко­номического развития, росту внешней торговли, ускорению эко­номической интеграции.

Договоренность между сторонами в международном государственном кредите оформляется обычно как кредитные линии - обязательства кредитора (донора) предоставлять заемщику (ре­ципиенту) в течение обусловленного периода кредиты в пределах согласованного лимита. В рамках открытых кредитных линий за­ключаются отдельные кредитные соглашения на основе которых предоставляются ссуды сериями - траншами. Использование формы кредитных линий позволяет достичь устойчивости и на­дежности в кредитных отношениях как для заемщика, так и кре­дитора при изменении конъюнктуры на мировом рынке ссудных капиталов.

Основной формой международного кредита являются внеш­ние займы, при которых имеет место передача заимодателем за­емщику обусловленной суммы денежных средств (либо товаров или услуг на эту сумму) на срок по истечении которого заемщик обязуется возвратить кредитору с процентами (иногда без них)взятую сумму. Заемные средства используются для осущест­вления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту - кредитования внешней торговли. При кредитовании внешней торговли предоставление, использование и погашение кредитов предусматривается в соответствующих программах ибюджетах стран, что позволяет им полностью и беспрепятствен­но выполнять свои обязательства.

В формах международного кредита выделяется официальная помощь развитию, предоставляемая с целью поддержки эконо­мического развития зарубежными правительственными или мно­госторонними организациями МБРР, ЕБРР, АБР). Цели предо­ставления помощи носят некоммерческий характер, в отличие от займов, предоставляемых на рыночных условиях, то есть много­сторонние валютно-кредитные организации не стремятся мак­симизировать свои прибыли, а финансируют те сферы, которые могут обеспечить структурные преобразования и экономический рост страны. Например, кредиты МВФ предоставлены Казахста­ну на программы макроэкономической стабилизации и структур­ных реформ, поддержание курса тенге, что является одним из условий поступления в страну займов других международных организаций.

В практике международных экономических отношений при­меняется также форма экспортных или «связанных кредитов». Предоставление таких кредитов «связывается» с поставками в страну - заемщик конкретных товаров, под закупку которых предоставляется кредит. Обычно связанные кредиты предостав­ляются на льготных условиях, что вызывается необходимостью продвижения товаров с недостаточным спросом в собственной стране на рынки других стран.

Использование экспортных кредитов имеет то последствие, что они воздействуют на торговый баланс страны. За счет допол­нительного финансирования увеличивается импорт, что может вызвать или увеличить дефицит торгового баланса. Кроме того, экспортные кредиты отрицательно воздействуют на экономиче­ский рост в стране-реципиенте, поскольку, во-первых, соответ­ствующие средства могли бы быть вложены в производственную сферу и в будущем приносить доход вместо моментного удовлет­ворения текущих потребностей; во-вторых, импортируемые това­ры, как более качественные и дешевые, втесняют отечественные или подавляют их производство.

В современных условиях при закупках оборудования, матери­алов, продовольствия в развитых странах внешнеторговые орга­низации и внешнеэкономический банк используют банковские и коммерческие кредиты, получаемые от банков и фирм этих стран на основе контрактов и соглашений, в том числе компен­сационных соглашений. Компенсационные соглашения - это вид внешнеторговых соглашений, при которых покупатель товараоплачивает его стоимость поставками других товаров. Компенса­ционные соглашения предусматривают, как правило, получение от иностранных банков долгосрочных кредитов, за счет которых инофирмам оплачиваются приобретаемые у них товары для со­оружения определенного объекта. Возмещение стоимости по­ставок производится за счет экспорта продукции сооруженных объектов, в объеме, полностью покрывающем сумму предостав­ленного кредита, включая проценты.

Целями государственных внешних займов являются финан­сирование дефицита республиканского бюджета и поддержа­ние платежного баланса. Средства, полученные по внешним займам правительством, зачисляются в республиканский бюд­жет и используются в порядке исполнения бюджета, а получен­ные Национальным Банком используются на цели реализации денежно-кредитной политики. Эти средства, в зависимости отцелевого назначения, могут направляться непосредственно для безвозмездного использования или предоставляться на возврат­ной основе внутренним (конечным) заемщиком. Безвозмездное использование осуществляется путем бюджетного расходова­ния (ассигнования) или использования средств Национальным Банком. Средства для внутренних (конечных) заемщиков предо­ставляются по кредитным договорам, заимодателем, по которым выступает Правительство или Национальный Банк. Контроль за целевым использованием заемных средств осуществляется за­имодателем согласно законодательству и кредитному договору, а при несоблюдении оговоренных условий, применяются соот­ветствующие санкции.

В последние годы Казахстан получил значительные кредиты за рубежом. Поэтому рациональное, экономное расходование валютных средств приобретает первостепенное значение. Они должны использоваться, в первую очередь, для создания и ре­конструкции хозяйствующих субъектов, производящих товары потребительского назначения и развития приоритетных произ­водств, то есть с учетом структурной политики, намеченной дляоздоровления экономики.

 

 

4. Понятие государственного долга, его виды. Управление государственного долга.

Развитие государственного кредита в стране вызывает одновременно прирост государственного долга.

Государственный долг - сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты. В зависимости от рынка размещения валюты займа и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Под управлением государственным долгом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта, а также совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка ценных бумаг, предоставление кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным долгом решаются задачи минимизации стоимости долга для заемщика и недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.

Управление государственным долгом включает такие методы как: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) государственного долга.

· Рефинансирование - погашение имеющейся задолженности за счет выпуска нового займа.

· Конверсия - изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.

· Консолидация - изменения первоначальных займов по срокам - с их продлением или сокращением.

· Унификация - объединение нескольких займов, в один.

· Обмен облигаций по регрессивному соотношению - проводится в случае дефляции национальной денежной единицы.

· Отсрочка погашения займов - применяется при значительной государственной задолженности, когда правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки.

· Отказ от уплаты государственного долга - происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности.

Перечисленные методы управления государственным долгом, могут применяться в различных сочетаниях одновременно.

Государство, выполняя свои функции управления экономикой, подключает все имеющиеся возможности для снижения объема долга. Этот процесс называется управлением государственным долгом. Эффективное заимствование, оптимизация стоимости обслуживания государственного кредита, проблемы платежного баланса страны, дефицитность государственного бюджета, темпы инфляции - в совокупности выступают самыми определяющими объектами управления в каждой стране. Невыполнение обязательств по погашению долга снижает доверие к правительству. Следовательно обслуживание государственного долга - это способность к совокупной выплате основной суммы долга, процентов, комиссионных штрафов по государственному долгу за определенный период.

Законодательно каждая страна устанавливает лимит государственного долга. К примеру лимит государственного долга Республики Казахстан представляет фиксированную сумму, получаемых правительством республики на внутреннем и внешнем рынков заемного капитала, включая все непогашенные в срок займы. Эта сумма ежегодно утверждается в республиканском бюджете и на конец финансового года долг не должен быть превышен. При превышении суммы государственного долга по лимиту можно говорить о наличии множества негативных факторов в сфере экономики и управлении государством.

Наиболее внимательно следует познать характер внешнего государственного долга с выяснением причин роста обязательств по отношению к иностранным кредиторам, когда государство не погашает в установленные сроки сумму погашаемого долга. При наличии внешнего государственного долга в мировой практике существуют границы долга, которые каждая страна устанавливает для себя и регулирует объем финансовых обязательств. Установлено, что превышение коэффициента обслуживания долга свыше 25 %, становится критически для страны - должника перед кредиторами и мировым сообществом. По государственному внешнему заимствованию объем привлекаемых займов не должен превышать 50 % чистых золотовалютных резервов Национального банка Республики Казахстан и это как граница государственного долга.

Внешний государственный долг подразделяется на:

1. гарантированный государством внешний долг;

2. не гарантированный государством (негосударственный) внешний долг.

Рост государственного долга тесно связан с макроэкономической нестабильностью. Привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует эффективного использования этих источников, умение вернуть свой долг с процентами. При несогласованных действиях правительства, нарушений государственных законов в сфере финансовой, валютной, инвестиционной политики, неправильном соотношении экспорта и импорта происходит дисбаланс в экономике страны, потеря постоянных источников экономического роста, что в конечном счете приводит к внешним заимствованиям и росту государственного долга.

Современный этап управления экономикой и государством требует от казахстанского правительства принятия эффективных решений с предотвращением не