Бюджетная классификация, бюджетный процесс, его этапы. Бюджетные программы.

В любом государстве функционирование бюджета, связанное сформированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Во многих государствах применяется практика разделения доходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Следовательно, в бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством, а в текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности.

Указанный перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюд­жета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами ор­ганизацией и учреждений; позволяет объединить индивидуаль­ные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обе­спечивает увязку и сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В Казахстане применяется единая бюджетная классифика­ция, соответствующая международным стандартам. Она пред­усматривает группировку поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характери­стикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Поступления в бюджет классифицируются по четырем под­разделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категориипредставляют собой группировку поступлений по экономическим признакам - классы и подклассы - по их источникам и видам, специфика определяет вид платежа или поступления в бюджет.

Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, под­класс - вид налога, специфика - конкретно плательщика или объекта налога.

В расходах предусмотрена функциональная и экономическая и ведомственная классификации.

Согласно функциональной классификации расходы подраз­деляются на шесть разделов: функциональная группа, функцио­нальная подгруппа, администратор бюджетных программ, бюд­жетные программы, бюджетные подпрограммы.

Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

По основным функциональным группам расходы подразде­ляются на: государственные услуги общего характера, оборона, общественный порядок и безопасность, образование, здравоох­ранение, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищ­но-коммунальное хозяйство, культура, спорт и информационное пространство, отрасли экономики, прочие расходы, обслуживание государственного долга, официальные трансферты нижестоящим бюджетам. Сочетание названных уровней образует код функцио­нальной классификации расходов.

Функциональная подгруппа конкретизирует направление расходования средств внутри функциональной группы.

Администратор бюджетных программ - государственный орган, ответственный за планирование, обоснование и реализа­цию бюджетных программ. Выделяются администраторы респу­бликанских и местных бюджетных программ.

Бюджетная программа - расходы бюджета по реализации функций государственной политики и государственного управле­ния. Бюджетные программы могут конкретизироваться в бюджет­ных подпрограммах. В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на республи­канские, областные, столицы, города республиканского значения районные (городские - города областного подчинения). В зави­симости от экономических результатов бюджетные программы подразделяются на:

1) текущие - направленные на выполнение функций, имею­щих постоянный характер;

2) программы развития - направленные на осуществление бюджетных инвестиций.

В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на индивидуальные и распределяемые (между различными администраторами бюджетных программ).

Экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государствен­ными учреждениями для реализации бюджетных программ. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.

Категория группирует расходы по экономическим признакам.

Класс и подкласс группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями.

Специфика определяет вид операции, проводимой государ­ственным учреждением для реализации бюджетной программы. Категория включает: текущие расходы, капитальные расхо­ды, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, напри­мер, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработ­ная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих.

При исполнении бюджета используется сочетание функцио­нальной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций.

Ведомственная классификация составляется посредством группировки расходов бюджета по администраторам бюджетных программ, функциональных групп и бюджетных программ (под­программ); например, Администрация Президента Республики Казахстан, Хозяйственное управление Парламента, Канцелярия Премьер - Министра, Акимы областей и городов Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы Республики Казахстан.

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти и управления по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, го­сударственному финансовому контролю. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Бюджетным кодексом, еже­годным Законом «О республиканском бюджете», иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполни­тельной власти.

Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов
об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение и утверждение – функции Парламента и местных представительных органов - маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти. Функции Президента РК - определение основных на­правлений бюджетной политики страны, порядка разработки республиканского бюджета и отчета о его исполнении, решение о введении чрезвычайного государственного бюджета, форми­рование Республиканской бюджетной комиссии, осуществле­ние иных полномочий в соответствии с законами Республики Казахстан.