Бюджетная классификация, бюджетный процесс, его этапы. Бюджетные программы.
В любом государстве функционирование бюджета, связанное сформированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Во многих государствах применяется практика разделения доходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Следовательно, в бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством, а в текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности.
Указанный перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.
Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами организацией и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку и сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
В Казахстане применяется единая бюджетная классификация, соответствующая международным стандартам. Она предусматривает группировку поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Поступления в бюджет классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категориипредставляют собой группировку поступлений по экономическим признакам - классы и подклассы - по их источникам и видам, специфика определяет вид платежа или поступления в бюджет.
Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс - вид налога, специфика - конкретно плательщика или объекта налога.
В расходах предусмотрена функциональная и экономическая и ведомственная классификации.
Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функциональная подгруппа, администратор бюджетных программ, бюджетные программы, бюджетные подпрограммы.
Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.
По основным функциональным группам расходы подразделяются на: государственные услуги общего характера, оборона, общественный порядок и безопасность, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, спорт и информационное пространство, отрасли экономики, прочие расходы, обслуживание государственного долга, официальные трансферты нижестоящим бюджетам. Сочетание названных уровней образует код функциональной классификации расходов.
Функциональная подгруппа конкретизирует направление расходования средств внутри функциональной группы.
Администратор бюджетных программ - государственный орган, ответственный за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ. Выделяются администраторы республиканских и местных бюджетных программ.
Бюджетная программа - расходы бюджета по реализации функций государственной политики и государственного управления. Бюджетные программы могут конкретизироваться в бюджетных подпрограммах. В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на республиканские, областные, столицы, города республиканского значения районные (городские - города областного подчинения). В зависимости от экономических результатов бюджетные программы подразделяются на:
1) текущие - направленные на выполнение функций, имеющих постоянный характер;
2) программы развития - направленные на осуществление бюджетных инвестиций.
В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на индивидуальные и распределяемые (между различными администраторами бюджетных программ).
Экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.
Категория группирует расходы по экономическим признакам.
Класс и подкласс группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями.
Специфика определяет вид операции, проводимой государственным учреждением для реализации бюджетной программы. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих.
При исполнении бюджета используется сочетание функциональной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций.
Ведомственная классификация составляется посредством группировки расходов бюджета по администраторам бюджетных программ, функциональных групп и бюджетных программ (подпрограмм); например, Администрация Президента Республики Казахстан, Хозяйственное управление Парламента, Канцелярия Премьер - Министра, Акимы областей и городов Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы Республики Казахстан.
Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти и управления по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Бюджетным кодексом, ежегодным Законом «О республиканском бюджете», иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной власти.
Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов
об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение и утверждение – функции Парламента и местных представительных органов - маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти. Функции Президента РК - определение основных направлений бюджетной политики страны, порядка разработки республиканского бюджета и отчета о его исполнении, решение о введении чрезвычайного государственного бюджета, формирование Республиканской бюджетной комиссии, осуществление иных полномочий в соответствии с законами Республики Казахстан.