Понятие финансов как стоимостной экономической категории; необходимость финансов.

СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ

В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах.

2. Функции финансов

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка

Понятие финансов как стоимостной экономической категории; необходимость финансов.

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов и платежей. Стоимость как категория, первична по отношению к финансам. Последние раскрывают движение стоимости в товарно-денежных отношениях.

Термин “финансы” (от латинского “finis” - конец финиш), означает окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений. Первоначально они появились в Древнем Риме между населением и государством. Позже термин трансформировался в понятие “financia”, применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Как видно из определения, финансы проявляются через денежный платеж, когда один участник, например, товаропроизводитель, признанный в обществе, получает денежный доход при реализации товара (услуг), то есть стоимость реализована. Другой участник, потребитель, признавая стоимость, посредством денег оплачивает каждую сделку, операцию на товарном рынке. Государство как субъект экономических отношений также заинтересовано в сохранении и приумножении стоимости в обществе для последующего перераспределения созданной стоимости в виде национального дохода.

Финансы связаны с денежными операциями, но не все денежные операции и сделки относятся к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических категорий - цены, оплаты труда, финансов, кредита. Финансы имеют качественную и количественную границы.

Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономическим категориям. Важным признаком финансов является денежный характер финансовых отношений. Деньги выступают обязательным условием и основой существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

Экономические законы общества выступают базой для развития финансов. К примеру, закон стоимости проявляет характер финансов в обществе и выступает основополагающим при осмыслении финансов, как экономической категории.

Финансы, как стоимостная категория, имеет свои признаки, которые выражены :

- как подсистема производственных отношений экономического базиса;

- как часть отношений при распределении и перераспределении стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме;

- как вторичное явление по отношению к денежным отношениям;

- как совокупность денежных отношений, возникающих между государством и субъектами общества, следовательно, материальное производство первично, так как создается стоимость.

Распределение стоимости по целям, направлениям, каналам - это финансы. Финансы имеют свою сущность.

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения возникающие в процессе воспроизводства путем создания и использования фондов денежных средств на основе движения стоимости общегосударственного продукта и регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Исторически доказано, что финансы проявляют себя во взаимосвязи с экономическим строем государства. Государство через финансовую систему концентрирует в своих руках крупные денежные ресурсы, а это оправдано потребностями общества. Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, важно перейти от рассмотрения явления финансов к познанию их внутреннего содержания. В теории финансов сущность их тесно связана с процессом производственных отношений.

В иерархии общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим отношениям, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения.

Процесс воспроизводства осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления.

Указанные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между участниками процесса общественного производства, так как произведенные продукты выступают в качестве товаров, подлежащих купле-продаже: прежде чем продукт будет потреблен, оно проходит стадию обмена и распределения. При этом должны быть удовлетворенны потребности и интересы всех участников общественных отношений, а не только участников материального производства.

В свою очередь, наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда членов общества, в силу чего они должны обмениваться результатами специализированного труда, выполняемых услуг, разными производимыми благами в соответствии с их качеством.

Соизмерение созданных благ и ценностей осуществляется с помощью денег, как меры стоимости и всеобщего эквивалента, с последующим созданием и формированием денежных фондов.

По сущности финансов в экономической литературе имеются множество глубоких определений, подходов. В целом сущность финансов определяется как форма производственных отношений, особые экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта (ОП) и национального дохода (НД), образованием и использованием на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовые отношения появляются при реальном движении денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Отсюда, важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы (С, V, М) и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Например, это фонды оборотных средств, амортизационный фонд, отчисления на социальное страхование, фонд оплаты труда, прибыль.

В дальнейшем происходит процесс перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения.

Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя и используется по его усмотрению. После этого сформированные фонды денежных средств подвергаются перераспределению, дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их направлению или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных фондов.

Значительная часть стоимости, созданная в материальном производстве, передается на общегосударственные нужды и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений государства в качестве государственных доходов.

Помимо отчислений от доходов первичных звеньев экономики государство мобилизует часть средств населения в форме налогов, добровольных платежей, займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным участием.

Часть средств поступает от государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций и населения в фондовой и не фондовой форме в виде разных платежей, отчислений, сборов.

Так возникают формы финансовых отношений на уровне государства через формирование централизованных фондов денежных средств – государственный бюджет, фонды социального страхования, различные целевые внебюджетные фонды. Помимо этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных долгосрочных целевых программ – развития производственных сил, экологических, социальных, научных, региональных и др.

В конечном итоге, пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и воплощается в три самостоятельных фонда; фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления. В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а часть - потребляется и выпадает из дальнейшего движения. Сущность финансов глубоко содержательна и охватывает стадии производства товаров, весь процесс продвижения товаров к потребителю, создание денежных фондов на основе признания стоимости и дальнейшее распределение, и перераспределение денежных фондов. Сущность финансов проявляется достаточно полно, если в государстве объективно признаны все экономические и общественные законы в отношениях.

Финансы, имея свою сущность, глубокое содержание, возникают на основе отношений, объективно складывающихся в воспроизводственном процессе. Следует знать понятие "необходимость" финансов. Это начало, основа появления базисной категории - финансов.

Объективная необходимость финансов обосновывается рядом основополагающих факторов: существованием товарного производства, развитием товарно-денежных отношений, существованием закона стоимости и распределения благ.

Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами - потребностями общественного развития. Но в истории и теории высказывались, что исторически первоначально выявилась часть финансовых отношений, обусловленная появлением государства, взявшего на себя важные общественные функции. Для содержания государственной власти как – бы необходим специальный фонд денежных средств, которыйформируется за счет всех членов общества.

Посредством налогов, государственного кредита, эмиссии денег государство аккумулировало и использовало денежные средства, необходимые для содержания правительственного аппарата, армии и выполнения своих функций. Государство всегда является обязательным субъектом финансовых отношений, это дало основание многим ученым преувеличить роль государства в обосновании необходимости финансов.

На современном этапе во всем мире акцент делается на низовые звенья хозяйствования и регионы, которым предоставляются большие права и самостоятельность в формировании финансовых ресурсов. Только объективные условия при рациональном, научно обоснованном распределении ресурсов между центром, регионами, низовыми звеньями хозяйствования создают высокую отдачу и возобновление в больших размерах используемых средств. Главной причиной, порождающей появление финансов выступают потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах.

Однако, рассматривая роль государства в обосновании необходимости финансов, следует иметь в виду, что общество, устанавливая государственную форму своей организации, объективно предопределяет и необходимые финансовые отношения, а государство может лишь их использовать в том или ином виде, учитывая эту объективную необходимость.

Финансовые отношения по природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего по субъектам. Именно роль субъекта в общественном производстве и будет выступать в качестве первого объективного необходимого критерия классификации финансовых отношений.

Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий,
функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Финансовая наука - древняя наука, исторически развивается во взаимосвязи с прогрессом общественных отношений. В понимании финансов основой выступает теория, систематизированные взгляды ученых, экономистов.

Финансовая наука, изучающая экономические отношения по поводу образования, распределения и использования, централизованных идецентрализованных денежных фондов на различных этапах развития общества, формировалось под влиянием исследований, проводимых учеными - экономистами. Создаваемые финансовые теории проверялись реальными потребностями общества и признавались наукой, если отражали реальную сущность явлений и носили определенные практические рекомендации для государства и населения. Отсюда важно и необходимо изучение различных теорий финансовых категорий (государственных доходов и расходов, налогов, кредита, бюджета), которые формируют научные знания в области финансов.

Во всех экономических теориях финансовые концепции занимали важное место. К примеру, сформированы "воспроизводственная" и"распределитель -

ная" концепции и они достаточно сильно влияют на понимание сущности финансов. А при определении приоритетности государственных финансов теоретические положения, разработанные учеными, лежат в основе фискальной политики государства и финансового законодательства.

Классический подход в теории финансов связан с именем А. Смита, затем Д. Рикардо, которые дали характеристику таким финансовым категориям, как государственные доходы, государственные расходы, вскрыли их воспроизводственный характер и негативное влияние на накопление капитала и рост национального дохода. Они в целом давали отрицательную характеристику налогам, считали "налоги -. великое зло". Ими сформулированы четыре основных принципа налогообложения, которые впоследствии использованы буржуазным государством при проведении налоговой политики. Английский экономист Джеймс Стюарт внес предложение по введению необлагаемого минимума при подоходном обложении, разрабатывая ". теорию налоговых услуг ", увязав налоги с государственными расходами. Впоследствии эта идея легла в основу учения американского ученого П. Самуэльсона - рост налогов должен сопровождаться ростом потребности в государственных услугах. Можно выделить шведских экономистов К. Виксель, Э. Мендаль, швейцарского экономиста Жак Сисмонда, которые акцент делали на государственные расходы, критиковали государственную финансовую политику (протекционизм). Немецкие ученые (М. Веберг, А. Вагнер), посвятив учения государственным финансам, дополнили принципыналогообложения (9 принципов). Считали, что финансы могут использоваться государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.

С середины и до конца 19 века финансовая наука связана с именем К. Маркса и Ф. Энгельса. Доказаны были клановый характер государственных бюджетов, непроизводительный характер государственных расходов, связь государственных займов с налогами. Определены роль финансовых методов - государственных доходов, государственного кредита, налогов в первоначальном накоплении капитала. Сбалансированность бюджета государства рассматривалась как цель и К. Маркс считал, что именно сальдо бюджета (дефицит или излишек) определяет сокращение или увеличение налогообложения. В начале и к середине 20 века утверждается новая теория, где признается государственное регулирование и оно оказало влияние на формирование финансовой концепции и разработку финансовой политики.

Направления и основные концепции финансовой науки, связанные с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) оказали огромное воздействие на формирование государственной, политики во всех капиталистических странах на протяжении 40 – х и первой половины 70-х годов.

Финансовая концепция Дж. Кейнса основывается на общеэкономических идеях, главное из которых состоит в том, что капиталистическая экономика не может «саморегулироваться». Поэтому перед государством ставится задача сбалансирования экономики. Финансы в концепциях кейнсианской школы можно рассмотреть по следующей схеме.

 

1. Теория эффективного спроса 1. Спрос который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.
2.Фискальная антициклическая теория 2. Путем соответствующих изменений государственных доходов, расходов можно добиться равновесия в экономическом развитии.
3.Теория функциональных финансов 3. Теория Лернера, Разработка финансовых программ для регулирования экономики.
4.Теория мультипликатора 4. Государственные меры по стимулированию экономического развития имеют множительный характер.
5.Теория дефицитного финансирования 5. Необходимость роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов.
6. Теория циклического балансирования 6. Приспособленность бюджета к экономическому циклу.
7. Теория бюджетного накачивания и компенсационного бюджета 7. В современных условиях бюджет должен иметь постоянный хронический дефицит.
8. Теория вопросногобюджетного стабилизатора. 8. Налоги как «налоговые стабилизаторы» активно реагируют на циклические колебания. С помощью бюджета достигаются «стабильность идееспособность экономики».
9.Теория финансовой политики. 9. Финансовая политика воздействует на состояниеликвидности частных лиц и фирм.
10. Концепция «неоклассического синтеза». 10, Теория равновесия в условиях неполной занятости, учитывающая денежный характер.

 

К примеру, краткую характеристику отдельных видов теорий - Дж. Кейнса можно выразить следующим:

Теория эффективного спроса: эффективный спрос, по мнению Дж. Кейнса является определяющей целью в государственной политике в борьбе с экономическими кризисами и безработицей.

Фискальная антициклическая теория: по мнению кейнсианцев рост государственных затрат должен обеспечивать экономические условия для сбалансированности спроса и предложения на долгосрочную перспективу.

Теория функциональных финансов: производство, по мнению американского экономиста Лернера может влиять на занятость:

с помощью продаж (покупок);

посредством кредитных операций;

путем выплат субсидий одним лицам и взимание налогов с других.

Теория мультипликатора: согласно этой теории государственные меры по стимулированию экономического роста имеют множительный (мультиплицирующий) эффект,

Теория дефицитного финансирования: государственные инвестиции и текущие государственные расходы можно финансировать в долг, более того, рост задолженности государства.

В основе финансовой концепции Дж. Кейнса положена идея "эффективного спроса". Он выступил со своей теорией, когда экономика пережила тяжелейший циклический кризис 1929 -1933 гг. изложив ее в работе "Общая теория занятости процента и денег".

В данной работе обосновывается необходимость вмешательства государства в экономику в условиях обобществления капитала и труда. Основными инструментами такого вмешательства в циклическое развитие экономики должны стать финансовые категории, и в первую очередь государственные расходы. Их формирование, структура и рост являются важным фактором достижения "эффективного спроса". Рост государственных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечит увеличение национального дохода, а также ликвидировать безработицу. Для достижения этой цели, как считает автор, государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.

Особое значение Дж. Кейнс отводил налогам и их воздействию на основной "психологический закон", согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведет к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство, воспрепятствуя проявлению закона, восполняет недостающий спрос за счет увеличения налогов, увеличивая государственные расходы и за счет стимулирования инвестиций. Формула по Дж. Кейнсу выглядит так:

сбережение + налоги = инвестиции + государственные расходы

Последователи Дж. Кейнса в 1950 - 60 гг. внесли в его теорию динамичный элемент, что дало возможность создать теорию экономического роста и финансовой концепции (А. Ханса, С. Харрис - США, Р. Харрод - Англия, Ф. Перу - Франция).

Важное место в ней заняла финансовая концепция, разработанная указанными и другими экономистами многих стран. Они завершили создание фискальной антициклической теории, сущность которой сводилась к изменениям государственных доходов и государственных расходов в целях сбалансированного экономического развития.

Крах кейнсианской модели вынудил западных экономистов произвести "переоценку ценностей", искать новые принципы организации государственных финансов и финансовой политики. И такие принципы были предложены представителями неоклассической школы в западной экономической мысли. С . середины 20 века Р. Слоу, Дж. Кенрик - США, А. Роббинс, Дж. Мид - Великобритания стали развиваться идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования. Предлагалось сокращение общего объема государственных расходов, при этом в структуре увеличивая доли затрат "образование", "науку" в "человеческий капитал". Выступали за снижение уровня налогов и достижение бездефицитного бюджета.

Неоклассическая финансовая теория основана на концепции факторов производства, согласно которой стоимость продукта создается тремя главными производственными факторами - капиталом, трудом и землей.

В современной финансовой науке зарубежных стран, несмотря на разногласия и постоянные дискуссии между различными школами, наблюдается процесс конвергенции. Так, взгляды кейнсианской теории проникают в неоклассическую, а неоклассические теории в кейнсианскую. Это прежде всего касается финансово - кредитно-денежного механизма, который присутствует во всех без исключения теориях. Все теории признают необходимость исследования этихинструментов для воздействия на хозяйственную жизнь страны.

Можно выделить особо налоговую концепцию американского экономиста А. Лаффера - высокие ставки налога сдерживают экономический рост. Эти рекомендации были использованы на Западе при налоговых реформах в 1980 г.

Посткейнсианское направление связано с идеей расширения государственного вмешательства с помощью финансового механизма. Финансовая политика должна быть направлена на ограничение деятельности монополий и сокращения военных расходов, увеличение доходов на социальные нужды.

Анализ финансовых концепций зарубежных авторов дает возможность сделать ряд выводов:

во-первых, система взглядов в области финансов выступает как определенная часть общеэкономической теории, она обогащает и развивает финансовую науку;

во-вторых, финансовые рекомендации, имеющие практическую ценность, становятся общей экономической стратегией государства по укреплению и стабилизации экономики и социальных отношений в стране и используются при разработке финансовой политики;

• в-третьих, прогрессивные финансовые идеи ученых запада, обеспечивая достаточно высокий уровень экономического роста, помогают обществу удовлетворять разнообразные потребности человека.

Следует выделить современные концепции экономистов по проблемам финансов.

Наиболее актуальные в понимании проблем финансов современные концепции ученых, которые отражают складывающие финансовые отношения в мире, в странах с различным уровнем развития. Самостоятельный блок составляет учения российских экономистов, которые свое начало берут с 19 века (Н.И. Тургенев, И. Озеров, и др.) Финансовая наука развивалась под влиянием основных направлений известных западных экономистов, их концепции, классических подходов.

Рассвет российской финансовой науки пришелся на конец 19 го начало 20 го веков. В этот период были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов - И. Янжула, И. Озерова, И. Кулитера, Л. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и других. В своих работах российские ученые - финансисты разрабатывали как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки.

Изучение практики финансовых отношений дореволюционных российских финансистов вытекало из теоретических представлений. Основное место занимало исследование государственных финансов. Советская финансовая наука в своем развитии имела свои предпосылки, основы и периоды развития. Исследования В. Лениным финансовых проблем" было связано в основном с тактическими задачами, возникшими перед государством. Были разработаны вопросы финансового контроля, создания нового финансового аппарата, укрепления финансового положения государства, проведения денежной реформы, осуществления финансовой политики государства на различных этапах послереволюционного развития.

Крупнейшие экономисты советского периода В. Дьяченко, К. Плотников, А. Зверев, Э. Вознесенский, А. Александров создали практически теорию финансов социалистического периода развития общества. Отмечается, что их труды были достаточны фундаментальны, не основывались на узко субъективных подходах, не игнорировались категориальные основы финансов, их сущность. С переходом к рыночным отношениям и созданием новыхэкономических отношений после распада СССР, в сфере финансовой науки продолжают развиваться теории и суждения, переосмысливаются ценности, подходы к использованию таких категорий, как прибыль, финансовые ресурсы, доходы, государственные расходы, налоги, цена, государственное регулирование. Создается новое направление финансов современного Казахстана.