Управление конфликтами
Конфликт может возникнуть между членами одной команды или между двумя командами. Под конфликтом мы понимаем враждебные действия, когда одна сторона пытается воспрепятствовать целям или намерениям другой. Конкуренция в форме соперничества между командами оказывает положительное воздействие, так как заряжает их членов энергией, способствует более производительному труду. Кроме того, определенный объем конфликтов в команде может вести к улучшению качества принимаемых решений, так как высказываются разнообразные точки зрения. Существуют исследования, показывающие, что отсутствие конфликтов в среде топ-менеджмента ведет к принятию менее эффективных решений. Члены такой команды просто подчиняются наиболее авторитетному мнению, коим чаще всего оказывается мнение директора, и не рассматривают альтернативные идеи и решения. Однако если конфликт, что называется, выходит за рамки, он начинает оказывать разрушительное влияние на команду: портятся отношения, нарушается здоровый обмен идеями и информацией.
Причины конфликтов. Конфликты между членами группы могут возникать вследствие ряда причин.
Недостаток ресурсов. К ресурсам в данном случае относятся денежные средства, информация и различные поставки. Отдельные, стремящиеся к своим целям члены команды могут потребовать дополнительных ресурсов, что становится причиной конфликта. Практически всегда, когда индивиды или команды соперничают за ограниченные или недостаточные ресурсы, конфликт практически неизбежен.
Нечеткое разделение обязанностей. Причиной конфликта может выступить нечеткое разделение рабочих заданий или должностных обязанностей. Когда сотрудник четко осознает, что он должен делать в настоящий момент и в чем будут заключаться его обязанности в будущем, он твердо знает и свое место в команде. В противном случае члены команды могут разойтись во мнениях относительно того, кто из них должен выполнять ту или иную работу или имеет право претендовать на ресурсы.
Кризис коммуникаций. Причиной конфликта могут быть ошибки в коммуникациях. Кризис коммуникаций наиболее вероятен в виртуальных и глобальных командах, состоящих из представителей разных стран и культур. Ошибки в коммуникациях выливаются в непонимание между людьми и командами, неправильное восприятие индивидами друг друга. В некоторых случаях информация придерживается намеренно, что чревато потерей доверия и приводит к затяжным конфликтам.
Личностные аспекты. Иногда люди просто не могут ужиться друг с другом, не находят общего языка ни по каким вопросам, что вызвано базовыми различиями в личностях, ценностях, установках. По данным одного исследования, «столкновение личностей» является главной помехой эффективной работы управленческих команд первой линии. Некоторые расхождения характеров можно преодолеть, однако в «тяжелых случаях» наилучшим выходом будет разделение сторон, т. е. создание таких условий, чтобы они встречались как можно реже.
Различия во власти и статусе. Такие различия возникают тогда, когда действия и распоряжения индивида оспариваются другими членами команды. Например, менее престижные должности или отделы обладают в глазах «общественности» более низким статусом. Нередко индивиды идут на конфликты только для того, чтобы расширить свое влияние (власть) на команду или организацию.
Различия в целях. Очень часто конфликт возникает просто потому, что члены команды преследуют разные функциональные цели (естественная для организаций ситуация). Например, то и дело вспыхивают конфликты между имеющими различные цели по продажам торговыми агентами, между агентами и вышестоящими менеджерами. Кроме того, цели всего отдела сбыта могут противоречить целям производственного отдела.
Стили управления конфликтами. В командах, как и у индивидов, вырабатываются определенные стили урегулирования конфликтов. Модель, описывающая стили разрешения конфликтов, представлена на рис. 3.10.
Рисунок 3.10 - Модель стилей управления конфликтами
Присущие конкретной команде стили определяются желанием ее участников добиться удовлетворения своих собственных интересов либо потребностей другой стороны. В ней используются две противоположные характеристики человека: ассертивность (настойчивость, самоуверенность) и склонность к кооперации.
Всегда можно выбрать наиболее соответствующий ситуации стиль урегулирования конфликта:
1. Конкурентный стиль (ассертивность, уверенность в собственной правоте) должен применяться тогда, когда необходимы быстрые решительные действия, особенно если дело касается важных аспектов или непопулярных мер. Например, он используется в чрезвычайных ситуациях или при необходимости срочного сокращения издержек
2. Уклонение от конфликта (неассертивность, отсутствие стремления к кооперации) целесообразно в случаях, когда решение представляется очевидными и изменить его в вашу пользу не представляется возможным. Данный стиль полезен и в тех случаях, когда команде необходима отсрочка для сбора дополнительной информации или когда разрушительные последствия конфликта обойдутся слишком дорого.
З. Компромиссный стиль (умеренная ассертивность и умеренная же склонность к кооперации) применим в тех случаях, когда цели обеих сторон одинаково важны, когда оппоненты обладают одинаковой властью и обе стороны стремятся к устраивающему друг друга решению или когда решение необходимо принять как можно быстрее.
4. Приспособление (высокая склонность к кооперации) наиболее эффективно в тех случаях, когда индивид осознает ошибочность своей позиции, когда вопрос более важен для других людей, чем для него самого, когда он стремится к необходимому ему в будущем социальному доверию, когда на первый план выходит поддержание гармонии.
5. Совместная деятельность (ассертивность и стремление к кооперации) позволяет обеим сторонам конфликта добиться взаимовыгодного решения, хотя им следует приготовиться к длительным переговорам. Данный стиль адекватен ситуации, когда невозможно пренебречь интересами ни одной из сторон, когда для достижения консенсуса необходимо участие всех сторон.
Итак, конфликты с другими людьми могут быть урегулированы различными способами. Но что делать менеджеру, когда разногласия возникают в команде, за которую он отвечает, или между командами? Как показывают исследования, в этом случае он может руководствоваться методами, которые применимы в случае формализованных конфликтов.
Приложение
Наиболее значимые факторные условия, влияющие на характер стратегических решений в системе управления персоналом современной корпорации.
Глобализация. Тенденции укрупнения и глобализации характерны для всех производств. Они проявляются в формировании вертикальных (от добычи сырья и его переработки до производства конечной продукции) и горизонтальных (выход на новые рынки, создание конгломератов и альянсов) интегрированных структур. Рост глобализации означает рост конкуренции, которая предполагает рост давления на компании и требует более продуктивной работы персонала и поиск новых путей повышения эффективности производства. Сокращение затрат (например, развертывание производства в регионах с более дешевой рабочей силой) для современных высокотехнологичных товаров и высокой динамики спроса становится малоэффективным. Компаниям требуются высокомотивированные самоуправляемые команды для обеспечения постоянных усовершенствований в работе.
Технологический прогресс. Автоматизация производств устраняет физически тяжелый, монотонный труд. Растет потребность в рабочих новых профессий, основанных на нерутинных видах деятельности. Изменяется характер взаимодействия и виды связей в группах – начинают преобладать информационные связи (в отличие от технологических), человек становится руководителем (контролером) технологического процесса, преобладающими функциями человека становится принятие решений в критических ситуациях. Труд становится все более интеллектуальным, управленческим, основанным на знаниях и компетенциях.
По мере сокращения вмешательства людей в производственные процессы изменяется характер влияние финансовых стимулов на производительность труда и на общую производительность производственной системы. Улучшаются условия труда, исключаются факторы риска для здоровья и производственный травматизм.
Развитие технологических процессов заставляет предприятия внедрять адаптивные структуры управления, основанные на творческом и научном потенциале сотрудников организации.
Характер труда. Понятие «квалификация рабочего» характеризует не только сложность конкретного вида деятельности и степень развития способностей к труду, но и уровень подготовки работника, его отношение к работе, инициативность, умение принимать разнообразные управленческие решения.
Общество вступает в эпоху безлюдного производства. Возникают новые формы занятости – надомный труд, когда место работы неотделимо от места жительства. Развитие информационных технологий и появление сетевых продуктов позволяет компаниям переводить персонал на надомную работу с гибким графиком (в перспективе без графика) работы. Внедрение надомного труда может решить проблемы недостатка персонала. Однако при этом меняются формы контроля, снижаются затраты компании, увеличивается свобода сотрудников.
Развитие общества приводит к преобладанию работ в сфере обслуживания, что требует новых знаний и умений работников и, соответственно, новых методов управления персоналом.
Специфика человеческого капитала. Как было показано ранее (глава 1) человеческий капитал, как объект управления и инвестирования обладает, особенностями:
- является главным фактором экономического роста в современных условиях и поэтому составляет главную ценность общества;
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом и может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
- инвестиции в человеческий капитал обеспечивают, как правило, его обладателю получение в будущем более высокого дохода;
- вложения в человеческий капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект. Инвестиционный период может достигать 12 – 20 лет (физический капитал – 1 – 5 лет);
- человеческий капитал отличается от физического по степени ликвидности: он неотделим от его носителя – человеческой личности;
- независимо от источников формирования (государственные, семейные, частные и др.) использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком;
- функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его личными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры.
Возрастающее значение человеческого капитала связано с уменьшением временного цикла смены технологий. Ранее технологические изменения проходили примерно через 35 - 40 лет, поэтому знания, полученные в результате обучения, были достаточными для специалиста в течение его трудовой деятельности (6 – 8 лет обучение + 40 лет работы). В современных условиях средний период обновления технологий и техники сократился до 4 – 5 лет (и менее для наиболее развитых отраслей), а сроки подготовки квалифицированных сотрудников возросли до 12 – 14 лет и более. Поэтому деятельность по управлению персоналом ориентируется на работников умственного труда, командный труд, контролирующие модели и т.п. Системы управления человеческими ресурсами должны ориентироваться на мировой уровень персонала, на динамично меняющиеся технологии и программы отбора, подготовки и мотивирования работников.
Характер рабочей силы. Расширение области деятельности компаний связано с изменениями в демографических и социально-экономических показателях используемой рабочей силы.
Продолжающееся падение рождаемости, высокий уровень смертности, старение трудоспособного населения – ведут к сокращению трудовых ресурсов в России. Недостаток рабочей силы будет толкать собственника и государство к сокращению доли немеханизированного труда, совершенствованию всей системы организации производства, сохранению имеющегося человеческого потенциала.
Влияние типа образования существенно превосходит роль демографических факторов в формировании показателей занятости. Чем выше уровень образования – тем выше уровень занятости (2002 г. уровень занятости лиц с высшим образованием составил более 80%, в отличие от 13% для лиц с начальным образованием и без образования). Аналогичная тенденция прослеживается и в зарубежных странах.
Гуманизация труда представляет собой комплекс практических мероприятий, которые максимально приспосабливают к желаниям и потребностям человека его условия труда, режим труда и другие характеристики работы, не ущемляя экономических интересов собственника. Основные характеристики гуманного труда – снижение до минимума (полное исключение) монотонности, фрагментарности, рутинности труда, которые неблагоприятно влияют на морально-психологическое состояние человека.
Новые формы гуманного отношения к труду:
- командная работа;
- расширение обязанностей и ответственности;
- партисипативный менеджмент (участие сотрудников в принятии управленческих решений);
- ротация;
- расширение объема выполняемых операций и принятие более сложных решений;
- гибкий график рабочего времени;
- совместительство, совмещение смежных профессий, телеработа;
- разделение должности (коллективное принятие решений);
- неполный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков.