Особенности.

Ставя вопрос о том, что такое общество, социальная философия делает тем самым первый шаг на пути его теоретического постижения. Можно сказать, что ОБЩЕСТВОэто высшая ступень в эволюции мира, от­носительно независимое от природы духовно-материаль­ное образование, существование которого связано с раз­нообразными формами деятельности людей и отношений между ними.

К.Марксподчеркивал, что "...общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Что же характерно для общества как уникаль­ного явления мироздания? При ответе на этот вопрос надо выделить следующие положения.

1.В социальной философии общество (социальное бытие, социум) ха­рактеризуется как высшая форма движения материисреди всех известных, а временной науке. Началом и решающим фактором его становления явился труд, который представляет собой орудийную деятельность человека. Благодаря труду человек смог постепенно создать принципиально иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека (включая и духовную сферу), и есть общество. Об этом в стихотворной форме сказано, в словах поэта Н.А.Заболоцкого: "Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил". Труд есть началои субстанция(основа) общества. Да и вся всемирная история это ведь не что иное, как, говоря словами К. Маркса, "порождение человека чело­веческим трудом", становление человека в качестве деятельного существа.

2. Социальная философия отмечает также, что общество представ­ляет собой сверхсложный организм. Оно являет собой весьма пестрый мир, единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов и форм деятельности, социальных институтов. Общество - это единство больших и малых социальных групп, личностей выдающихся и незамет­ных, противоречивое единство политики и экономики, науки и религии, морали и права, прошлого, настоящего и будущего. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он - творец обще­ства и его истории, центральная точка в пространстве и времени обще­ственной жизни. В социальном мире человек является одновременно ав­тором, режиссером и актером своей собственной драмы, т.е. жизненного пути. "Весь мир — театр, все женщины, мужчины в нем — актеры" - так образно выразился об этом В.Шекспир.

3.Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системойс упорядоченными связями и отношениями, логикой функцио­нирования и развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд основных сфер, или областей своего бытия.

- экономическая сфера, или "мир материального производства". Здесь происходит создание человеком необходимых ему мате­риальных благ (пища, одежда, жилье и т.д.) с помощью знаний и навыков, специальных орудий труда, техники и технологий. Экономика является основным условием существования обще­ства, двигателем его прогресса.

- социальная сфера, или "мир социальных групп". Она возникла и существует всегда на природном и конкретно-историческом ос­новании. Данная сфера представляет собой совокупность боль­ших и малых социальных групп (общностей) людей с их потреб­ностями, интересами и взаимоотношениями.

- политическая сфера, или "мир борьбы за власть". Это та область жиз­недеятельности людей, которая связана с их участием в управлении государством. Политика является борьбой за власть, за обладание государством как центром официальной власти в обществе.

- духовная сфера, или "мир чувств и идей". Она играет специфичес­кую и очень важную роль, обеспечивая сознательность (разум­ность) общественной жизни и исторического процесса. Данная сфера включает в себя, прежде всего формы общественного со­знания: религиозное, художественное, правовое и другие. Ду­ховное начало буквально пронизывает все клеточки обществен­ного организма и деятельность людей, питает их своей созида­тельной, а не редко и разрушительной энергией.

Общество — это особого рода космос, состоящий из отдельных "ми­ров": экономического, политического и иных. Эти миры "заселены" че­ловеком - "человеком экономическим", "человеком политическим" и т.д. Являясь системой, общество не упрощается в своем развитии, а, на­оборот, — постоянно усложняется. Это происходит по мере неуклонно­го роста народонаселения, активного освоения природы и космического пространства, развития науки и техники. Как системе, обществу прису­щи самовоспроизводство, взаимодействие с внешней средой (природой), расширение степени своей свободы, нарастание творческого (созидатель­ного) начала в своем историческом развитии.

Важнейшим условием существования общества как организма является окружающая природа. Она есть не только исток, но и сама воз­можность функционирования и развития общества. Социальный орга­низм может жить лишь за счет активного преобразования материалов и ресурсов внешней среды, приспособления природы к удовлетворению
своих потребностей. Нам, людям, никогда не следует забывать о том, что все мы являемся "детьми" и "потребителями" природы, и прилагать усилия для ее сохранения. Природа, человек и общество, взятые в их вза­имосвязи, образуют единую антропосоциоприродную целостность.

Являясь исходной "клеточкой" общественной жизни, труд уни­версален, т.е. позволяет находить и применять разнообразные способы действий, изготавливать любые нужные человеку предметы. Это усили­вает творческую энергию человека и раздвигает рамки его свободной деятельности. В этом смысле общественная жизнь есть по сути своей сво­бодная жизнь. Масштабы орудийной и иной деятельности человека постоянно расширяются, и в результате история человеческого рода уже давно стала всемирной, а страны и народы мира образовали единый об­щепланетарный организм. Более того, в наше время человечество уже постепенно превращается в космическую силу, осваивая новое простран­ство и пока еще непривычную для себя среду своего существования.

4. Социальная философия полагает, что для общества характерно многообразие внутренних источникови движущих сил развития. К их числу при­нято относить творчество народных масс, классов и слоев. На жизнь совре­менного общества большое влияние оказывают политические партии и дви­жения, общественные организации и коллективы людей. Все они создают материальную и духовную, политическую и иные формы культуры, решают назревшие проблемы общественной жизни. Следует упомянуть и о значи­тельной роли так называемых выдающихся ("исторических") личностей в истории. Деятельность такой личности характеризуется обычно кипучей энер­гией и большими масштабами, способностью видеть дальше других и хотеть больше других людей, решать узловые проблемы общезначимого характера. Такой человек, по определению Г.В. Плеханова, есть герой, который способен сознательно и свободно выразить в своих действиях ход истории.

5. Особенность общественной жизни состоит также и в том, что чело­
век своими действиями создает мир культурыкак особый механизм сохра­нения и передачи социального опыта, способ бытия человека в качестве человека. Сюда относятся прежде всего знания и язык, способы и орудия деятельности, социальные нормы, традиции и обычаи. С помощью куль­туры обеспечивается преемственность в истории и сохранение общества как социального организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у человечества, в принципе, имеются все возможности для своего самовоспроизводства и дальнейшего существования. Обществен­ная жизнь — социокультурный процесс, взятый во всем многообразии форм своего проявления. Гибель культуры означала бы подрыв фундаментальных основ существования человеческого общества, что в итоге наверняка обернулось бы деградацией и смертью человеческого рода.