Взаимосвязь представлений о Вселенной с философской и научной картиной мира.

Научная картина мира— целостная система представле­ний об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаменталь­ных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, ко­торая включает представления о всей действительности, и есте­ственнонаучную картину мира.

Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономичес­кой, химической, биологической и т.п.

В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая зани­мает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития прак­тики и познания одни научные картины мира сменяются дру­гими. Так, естественнонаучная (и, прежде всего физическая) кар­тина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, а сегодня — на основе синергетики.

Основной элемент любой религиозной картины мира— образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей; истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, соб­ственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия.

Таким образом, специфической чертой религиозной карти­ны мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависи­мой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкрет­ных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, хрис­тианской и др.

Философские картины мираочень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отно­шение может пониматься материалистически или идеалисти­чески, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в фило­софии рассматривается во всем многообразии его аспектовонтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно по­этому философские картины мира так множественны и не по­хожи одна на другую.

В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, одна­ко, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В фило­софском мышлении сами эти обобщения частных наук стано­вятся предметом анализа. Философия сводит воедино резуль­таты исследований во всех областях знания (а не только в науч­ных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания.

Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития дей­ствительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.

Контрольные вопросы

 

1. Выпишите из словарей и энциклопедий определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?

2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «реальность» и «материя»?

3. Вспомните, как шло формирование научного философского понятия материи?

4. Ленинское определение материи и его связь с диалектическим принципом развития и неисчерпаемости мира.

5. Поясните фундаментальную значимость категории материи в системе философии материализма.

6. Назовите основные формы движения материи; их качествен­ная специфика и взаимосвязь.

7. Изложите современные представления о единстве пространст­ва и времени /в философии, физике, космологии/.

8. Проблема размерности и бесконечности пространства - времени.

9. Почему нельзя отрывать материю от движения? Действительно ли движение материи несотворимо и неуничтожимо? А ка­кова Ваша точка зрения на этот тезис? Сможете ли Вы убедить своих оппонентов в истинности собственной точки зрения, насколько она философски доказательна?

10. Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно ис­ключают друг друга? Покажите, что движение материи невоз­можно без относительного покоя и временных состояний рав­новесия?

11. Движение и развитие - одно и то же?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Философское осмысление концепции расширяющейся Все­ленной.

2. Эволюция понятия материи в истории философии и естествознания.

3. Движение и развитие, их единство и различие.

4. Проблема пространства и времени в современной физике и космологии.

5. Специфика пространственно-временных отношений в живой природе.

6. Материальное единство мира: современная наука о матери­альном единстве и многообразии мира.

7. О самоорганизации материальных систем в эволюции приро­ды.

8. Биосфера, техносфера и ноосфера, их взаимосвязь и взаимо­обусловленность.

 

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1992.

2. Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом понимании. — М., 1982.

3. Барашенков B.C. Существуют ли границы науки? — М., 1982.

4. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. – М., 1995.

5. Гут Алан Г., Стейнхард П. Дж. Раздувающаяся Вселенная // В мире науки. 1984. № 7.

6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1986.

7. Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1994.

8. Казютинский В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира // Вопросы философии. 1988. № 4.

9. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. — М., 1983.

10. Налимов В.В. Спонтанность сознания. — М., 1989.

11. Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии.1991.№1.

12. Турсунов А. Человек и мировоззрение: взгляд науки и религии. — М., 1986.

13. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. – М.,1995.