Философия Просвещения в России (XVIII в)

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мыс­ли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено ре­форматорской деятельностью Петра Великого, который прорубил "окно" в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаи­модействия русской и европейской культур. В это время был учреж­ден Московский университет, а в нем основан и философский факуль­тет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшее влияние на ее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыс­лители. В философии все больше утверждался европейский тип мыш­ления, рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ сыграли такие ученые, как В.Н.Татищев, Феофан Прокопович, А.Д.Кантемир, И. Т.Посошков, которых называли "ученой дружиной" Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от цер­кви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствова­ло укреплению позиций науки в общественной жизни.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В.Ломоносов—- ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материали­стической традиции в русской науке и философии, основал новые отрас­ли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленнос­ти, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформу­лировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпус­кулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто "протяженное, непро­ницаемое, делимое на нечувствительные части". Она есть "то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и др.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. При­родные тела занимают определенное место в пространстве и обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными "первичными" свойства­ми. К числу же "вторичных" свойств Ломоносов относил тепло и хо­лод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенное состояние тел. Материальным телам присуще также движение — вращательное, по­ступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформу­лировал закон сохранения материи и движения. При сжигании металла в закрытых колбах он пришел к выводу о том, что совокупное количе­ство вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а все­гда остается одним и тем же. Этот же вьвод ученый распространил и на движение. " Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отни­мается у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого ... тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому".

Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже никог­да не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконеч­ности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено на­личие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.

Творчество М.В.Ломоносова оказало большое влияние на пос­ледующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирование в России философии есте­ствознания.

Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н.Радищев, — пи­сатель, философ и просветитель. В1790 году он опубликовал книгу "Пу­тешествие из Петербурга в Москву", за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии". Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А.Бердяевокрестил его "первым интеллигентом"в России. Радищев называл крепостные порядки "наипротивнейшим человеческому есте­ству состоянием". Порабощение человека является преступлением пе­ред ним—такова основная мысль автора "Путешествия из Петербурга в Москву". Крепостной строй не только противоречит естественным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом от­ношении.

Угнетение человека человеком безнравственно и являет со­бой зверский обычай, порождающий "сердце окаменелое и души от­сутствие совершенное". Так же критически Радищев относился и к са­модержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие обществен­ному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие пред­ставляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола. Вот по­чему народ имеет естественное право на революцию как способ защи­ты своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Револю­ция — это радикальный способ ломки крепостного строя и самодержа­вия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заме­нена народным суверенитетом.

В своих философских взглядах Радищев придерживался в основ­ном материалистического мировоззрения. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм "телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества пред­метов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта "совершеннейшая из тварей", тоже представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие ра­зума и речи, способности к общественной жизни ("соучаствование" в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей дея­тельности сыграла рука как орудие труда.

Что касается души, то она после смерти тела возрождается в других телах, и это делает челове­ческий род бессмертным. По убеждению Радищева, основной движу­щей силой общества является человеческий разум в различных его про­явлениях —наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к про­грессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности.

Во второй половине XVIIIстолетия имело место творчество боль­шой группы русских просветителей (Д.С.Аничков, С.Е.Деснщкий, Н.И.­Новиков и др.). Они критически относились к крепостному праву, хотя и не были сторонниками идеи народной революции. Им представля­лось, что социальные преобразования в России смогут произойти пу­тем просвещения народа и правящих классов, совершенствования за­конодательства, введения более гуманного и справедливого правле­ния. Просветители надеялись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты.

В XVIII веке жил и творил странствующий мыслитель Малорос­сии (ныне Украина) Григорий Сковорода. Он написал ряд сочинений по религии, этике и эстетике, обращая особое внимание на внутрен­ний мир человека — его душу, духовность.

Русское Просвещение заметно усилило позиции философии в ду­ховной культуре российского общества. Это столетие дало имя и пер­вого русского профессора философии — им стал Николай Никитич Поповский, ректор гимназии при Московском университете.