Система объективного идеализма Гегеля.

Крупнейшей фигурой во всей немецкой классической философии являлся Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 - 1831 гг.). Им была создана система предельно рационального объективного идеализма, или, по его собственному определению, «абсолютный идеализм». Свои взгляды он изложил в ряде крупных произведений: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др. Среди наиболее почитаемых им мыслителей были Пла­тон, Гердер, Монтескье, Руссо. В своем творчестве Гегель охватил и осмыслил весьма широкий круг областей философского знания -диалектику, логику и гносеологию, историю и право, философию истории. Характеризуя место и роль немецкого мыслителя в исто­рии философии, Ф.Энгельс отмечал, что основная заслуга Гегеля состоит в том, что он «впервые представил весь природный, исто­рический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал по­пытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...». Главное в его творчестве диалектикакак теория развития всего сущего и метод (способ) философского мышленияипознания объективной действительности.

Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей.

В теоретической системе Гегеля исходным является принцип то­ждества (совпадения, слияния) мышления, сознания и бытия. С точки зрения философа это означает, что весь существующий мир(Природа, общество и человек) представляют собой воплощение и проявление абсолютной идеи. Это могущественное духовное начало активно и деятельно. В ходе своего развития абсолютная идея отчуждает (проявляет) себя в виде природы, общества и человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительное разумно, — подчеркивал Гегель, — все разумное рано или поздно станет действительным» (существующим).