Философская концепция И. Канта. Субъективные и объективные условия познания.

Основателем немецкой классической философии считается Иманнуил Кант (1724 - 1804 гг.), «первый философ» Германии начала XIX века. Он родился в Кенигсберге, окончил философский факультет и работал домашним учителем, а позже - профессором университета в этом городе. Важнейшие работы Канта - «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума». Более всего немецкого философа интересовали, по его признанию, «звездное небо надо мной» и «моральный закон во мне». Этот интерес обу­словил наличие в творчестве Канта двух основных блоков: тео­рии познания, а также учения о морали и нравственности. Наря­ду с этим, немецкий мыслитель занимался и проблемами естест­венных наук. Лейтмотивом всей философии Канта являются три его знаменитые вопроса: «Что я, могу знать?». «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?».

В творчестве И.Канта принято выделять два периода.

Первый («докритический») - до начала 70-х гг. XVIII века, когда ученый обращался к философским проблемам естествознания.

Второй период в творчестве И.Канта называется «критическим». Это связано с тем, что здесь философ сделал предметом своего пристального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности. Кант раскрывал природу человеческого знания и его источники, используя так называемые «трансценденталии», т.е. отвлеченные от действительности логические понятия. В рамках этого периода он разработал также учение о морали и нравственности. В качестве образца достоверного знания он брал ньютоновское естествознание и математику. Немецкий философ исходил из тезиса о том, что в существует и независимый от человека и его сознания мир вещей(«вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. На базе ощущений формируются понятия и суждения рассудка, а также идеи разума. Однако теоретическое знание, воплощенное в Математике и естествознании, еще не несет в себе достоверных сведений о предметах. Математика и естествознание содержат в себе знания лишь о внешних сторонах и отношениях между вещами, или явлениях. В связи с этим «вещи в себе» остаются за пределами под­линного теоретического познания и не превращаются в «вещи для нас» (познанные, раскрытые).

Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что оно всегда выражается в форме суждений,которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Первые из них не прибавляют новых знаний о предметах, а вторые способствуют получению та­кого знания. Синтетические суждения бывают апостериорными(зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта). По Канту, теоретическое знание основано на априорных суждениях, существующих в сознании человека как доопытные (врожденные) формы созерцания вещей, например, поня­тие о пространстве и времени.

Названные виды суждений соответствуют трем основным по­знавательным способностям человека: чувственности, рассудку («практический разум») и разуму. Чувственность означает способ­ность ощущать вещи; рассудок — способность к простым поняти­ям и суждениям о вещах; разум же — это способность к умозаклю­чениям и идеям (высшим понятиям).

Положительной стороной учения Канта о чувственности и рас­судке является раскрытие органичной связи между ощущениями и категориями рассудка. Ощущения без категорий «слепы», а логи­ческие категории без ощущений «пусты». Рассудок как бы конст­руирует игрой ума реальные связи между вещами, хотя на самом деле эти связи объективно существуют и они лишь выводятся («извлекаются») в ходе их познания человеком.

Особое место в своей теории познания Кант отводил человече­скому разуму.

Кант делал вывод о слабости человеческого разума и всегда противоречивом его состоянии, за кото­рым наступают неизвестность, хаос и неустойчивость. Следовательно, «вещи в себе» можно познать лишь в рамках чувственности и рассудка, а за пределами этих ступеней познания они остаются для человека «вещами в себе». Такой результат порожден непонятными притязаниями «самоуверенного» разума. Полагая такое, Кант тем самым делал уступок агностицизму. По его собственному признанию, он ограничил знание, чтобы уступить место вере. С другой стороны, немецкий философ обратил внимание на проти­воречивость рационального познания мира, которое упорно стре­мится «схватить» противоречивость самого мира и выразить этот факт в системе логических понятий и суждений. В этом смысле слабость разума является как бы обратной стороной его силы и неисчерпаемой энергии.

В своем учении о морали и нравственности (оно называется «практическим разумом») И.Кант исследовал проблему свободы человека. Он рассматривал человека как существо, способное к само­стоятельному (автономному) поведению и нравственному совершен­ствованию, к выбору альтернатив. Однако свобода, по убеждению философа, должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества.

Человек- это существо нравственное, и его нравственность не может быть вы ведена (сформирована) извне. Она проистекает априорно изнутри, из его собственной природы. Каждый человек несет в себе нравственный закон, который обладает принудительной силой и носит характер заповеди. Этот закон, единый для всех, Кант назвал категорическим императивом и сформулировал его следующим образом «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало примером поведения для всех». Или же «...поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и никогда как средство».

Этот закон предписывает соблюдать неприкосновенность другого человека «...другой человек должен быть для тебя святым». Категорический императив носит жесткий и обязательный характер и поэтому «...голос его заставляет даже самого смелого преступника трепетать и смущаться перед его взором» — подчеркивал немецкий философ.

Подлинно нравственное поведение всегда предполагает ограничение собственного эгоизма во имя сохранения целостности общества. Уважение к закону должно быть одним из высших чувств человека. Свобода на деле это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу, понятие которого является одним из важнейших в этическом учении Канта. Долг есть сознательное выполнение индивидом установленных в обществе требований, это обязанность.

Долг является незыблемой опорой нравственности в любых ситуациях жизни человека, а совесть — внутренним инструментом для самоконтроля. Нравственно лишь то, что соответствует долгу, а не личной выгоде. Подлинная мораль может быть только общечеловеческой (единой для всех), а не узко групповой. Кант подчеркивал, что его идея категорического импе­ратива адресована всем народам и на все времена.