Картина мира в философии Нового Времени. Взаимосвязь философии и естественно – научного знания.

Новое время принято называть период, начавшийся в 17в. и длящийся до настоящего времени.

Развитие капитализма и рыночных отношений в недрах феодального общества и связанный с этим бурный рост наук и техники в Европе явились той основой, на которой сформировалось новое философское мировоззрение, которое было ориентировано, прежде всего, на исследование природы научного (теоретического) знания и осмысления его способов получения.

Характерными особенностями философии 17в. были:

- тесная связь с естествознанием;

- борьба против засилия схоластики и обоснование идеологии формирующейся буржуазии.

Философии Нового времени свойственно утверждение о принципиальной недоказуемости догм христианства, т.е. разделение знания и веры. Если в период средневековья философия была органически связана срелигией, в эпоху Возрождения с гуманизмом и гуманитарными науками, то в Новое время с естествознанием. Это проявляется в том, что даже философия подчас приобретает математическую форму изложения. Быстро развивающиеся точные науки (математика, механика, физика) и лидерство среди них механики привели к формированию механицизма как специфического типа мировоззрения. Механицизм полагает, что и мир, и человек – все это как сложные машины, существующие по законам механики.

Философия 17в. развивается в тесной связи с естествознанием, по этому, главной становится природа и источники знания, методы его получения и формы существования. Поэтому, философия Нового времени выдвигает гносеологию как философское учение о методах, способах и формах познания человеком окружающего мира.

Проблемы гносеологии пронизывают большинство философских систем того времени, а само знание рассматривается прежде всего с точки зрения его практического прикладного значения, как условие обретения человеком власти над окружающим миром. Однако философское естествознание Нового времени все еще находилось под влиянием могущественной теологии. Поэтому, в философской системе все еще присутствовал идеал Бога, более того, в некоторых научных учениях Бог рассматривался как перводвигатель, источник движения и развития мира, который якобы запустил всемирный механизм. Полагалось, что далее мир развивался по собственным законам (деизм), однако в новое время неуклонно развиваются те элементы научных представлений, которые уже были заложены в эпоху Античности и Возрождения. Под влиянием молодого капитализма наука становится производственной силой общества.

И в обществе все более возрастает спрос на точное знание, полученный экспериментальным путем. Т.е. наука Нового времени утрачиваетприсущее ей ранее созерцательный характер.

Научные теории начали строиться на базе экспериментальных методов, основы которых были заложены Галилеем, а не на высказывание авторитетов прежних эпох. Теперь научные открытия все чаще стали получать практическое применение для разработки на их базе технических устройств, облегчающих человеческую жизнь. В Новое время на смену прежней аристотельско-птолемейская картине мира приходит новая ньютоновско-картезанская, которая господствовала на протяжении 18-20 веков. В 20в. благодаря развитию естественных наук и, прежде всего физике, астрономии, космологии и т.д. начался процесс формирования научной картины мира, связанный с деятельностью (Бора, Эйнштейна, Планка и др.), которые нашли свое отражение в философских учениях 20в. Характерной чертой философии Нового времени являлась борьба эмпиризма и рационализма философии.