ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ КИНЕМАТИКИ И ДИНАМИКИ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №9
ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАШИНЕ АТВУДА
Теоретическая часть:
Рассмотрим систему, изображенную на рис. 1, состоящую из двух цилиндров массой m1, m2 и перегрузка Dm, добавленного к правому цилиндру. Предположим, что цилиндры связаны нерастяжимой нитью, перекинутой через невесомый блок, трение отсутствует. Запишем уравнение движения (второй закон Ньютона) для левого и правого грузов:
для левого груза: , (1)
для правого груза: , (2)
где – силы натяжения нити; – ускорение свободного падения; – ускорения движения грузов.
Спроецируем оба векторных уравнения на оси Х1 и Х2, соответственно, с учетом, что ускорение цилиндра m1 направлено вверх, а цилиндра m2 – вниз (т.к. нить нерастяжимая и блок невесомый, то и ):
(3)
Решая систему (3), найдем теоретическое значение ускорения: , (4)
где – разность масс между правым и левым грузами; – масса всей системы.
Массы DМ и М в процессе движения постоянны, поэтому из (4) следует, что движение является равноускоренным ( ) и экспериментальное значение ускорения аЭКС можно определить из кинематического уравнения движения правого груза вдоль оси Х1: , (5)
где x0 – начальная координата; v0 – начальная скорость (проекция ускорения правого груза на ось Х1 отрицательна).
В эксперименте все измерения будем производить с правым грузом. Полагая в (5) x0=h, v0 = 0 (движение начинается из состояния покоя) и учитывая, что в нижней точке х = 0, получим
. (6)
При равноускоренном движении из нулевого положения (x0 = h) и из состояния покоя (v0 = 0):
(7)
Решая систему (7), найдем скорость в нижней точке траектории v= , куда подставим теоретическое значение ускорения из (4). Таким образом, теоретическая скорость . (8)
При равномерном прямолинейном движении v = h/t. (9)
Из (4) следует, что если DM = 0, то а = 0, и движение будет равномерным. Осуществить это можно таким образом: в начальный момент времени на правый цилиндр устанавливается перегрузок , вследствие чего цилиндры разгоняются до скорости (8); после этого перегрузок удаляется с правого цилиндра, и далее оба цилиндра двигаются равномерно со скоростью (8), которую можно определить экспериментально (9), измерив длину пути, пройденного одним из цилиндров (например, правым) после удаления перегрузка, и время этого движения.
Общая постановка задачи:
Изучение законов кинематики и динамики прямолинейного движения; экспериментальная проверка второго закона Ньютона; экспериментальная проверка формулы для равномерного прямолинейного движения.
Список индивидуальных данных:
Общая схема экспериментальной установки представлена на рис. 2. Вращающийся блок 1 установлен на штативе 2, через блок перекинута нить 8 с подвешенными на ней цилиндрами 6 одинаковой массы m0. На штативе 2 также установлен кронштейн 4, а внизу – подставка 5.Оба приспособления 4 и 5 оснащены фотоэлектрическими датчиками. В основании прибора находится автоматический секундомер с индикатором 10. В комплект входят три перегрузка типа А и перегрузок типа В.
Пример выполнения работы:
а) ускоренное движение
1. Включить тумблер «СЕТЬ».
2. Определить длину участка движения грузов h с помощью линейки 3 по уровню кронштейна 4. Записать h, а также массу цилиндра и перегрузка типа АDМ1 в табл. 1.
3. Сбросить показания индикатора 10 (нажать кнопку «СБРОС». При этом тормоз будет автоматически включен).
4. Поместить перегрузок типа А DМ1 на правый цилиндр 6.
5. Поднять правый груз до кронштейна 4 так, чтобы середина цилиндра была на уровне кронштейна.
6. Нажать клавишу "ПУСК".
7. С индикатора 10 снять показание времени t движения грузов на участке h. Занести значение t в табл. 1.
8. Сбросить показания индикатора 10 кнопкой «СБРОС».
9. Эксперимент повторять, начиная с п.2, по три раза каждым из перегрузков типа А (DМ1, DМ2 и DМ3).
Таблица 1.
h = м; m0 = кг; | |||||||||
DМ1 = кг; M = кг | DМ2 = кг; M = кг | DМ3 = кг; M = кг | |||||||
№ | t, с | аЭКС, м/с2 | аТЕОР, м/с2 | t, с | аЭКС, м/с2 | аТЕОР, м/с2 | t, с | аЭКС, м/с2 | аТЕОР, м/с2 |
Ср. зн. | __ | __ | __ |
Проверка формул для равноускоренного движения
1. Пользуясь данными табл. 1, вычислить значения экспериментального ускорения движения системы аЭКС по формуле (6). Занести результаты в табл. 1.
2. По значениям масс DМ и М вычислить аТЕОР по формуле (4). Результаты занести в табл. 1. Сравнить экспериментальное и теоретическое значение ускорения.
б) равномерное движение
1. Сбросить показания индикатора 10 кнопкой «СБРОС».
2. Поднять правый цилиндр 6 до кронштейна 4 так, чтобы нижнее основание цилиндра было выше уровня кронштейна.
3. Поместить перегрузок типа В на правый цилиндр 6.
4. Определить длину участка движения грузов х с помощью линейки 3 по уровню кронштейна 4. Записать х, а также массу цилиндра и перегрузка типа ВDМ в табл. 2.
5. Нажать клавишу "ПУСК".
6. С индикатора 10 снять показание времени t движения грузов на участке х – участке с постоянной скоростью движения. Занести значение t в табл. 2.
7. Эксперимент повторить три раза.
Таблица 2.