Тема 6. Оценка стоимости бизнеса в целях реструктуризации

Процесс реструктуризации предприятия объективно необходим в условиях динамично развивающейся экономики, и для принятия эффективных решений в этой сфере проводят оценку стоимости предприятий в целях реструктуризации.

Реструктуризация— это совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией развития данной компании. Реструктуризация нацелена на быстрое скачкообразное улучшение показателей деятельности компании.

Исследование предприятия в целях реструктуризации проводится в три этапа.

1. Анализ текущего состояния предприятия, производственных и финансовых планов руководства.

2. Детализированный финансовый анализ предприятия и выявление внутренних факторов, способствующих росту его стоимости.

3. Анализ возможностей реструктурирования:

— организационного (продажа производственных подразделений, покупка компаний, слияние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения и т.д.);

— финансового (принятие решений в отношении задолженности, увеличения собственного капитала).

Главная цель реструктуризации — поиск источников развития предприятия (бизнеса) на основе внутренних и внешних факторов.

Внутренние факторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий, а внешние — на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия.

Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий приводит к максимальному увеличению денежного потока и, как следствие, к повышению стоимости предприятия.

Внешние факторы включают реорганизацию видов деятельности и структуры предприятия. Внешнее развитие предприятия основывается на купле (продаже) активов и подразделений, слияниях и поглощениях. Преследуются следующие стратегические цели: — повышение стоимости бизнеса за счет изменения структуры активов; — аккумулирование средств на главных направлениях развития бизнеса; — сохранение корпоративного контроля.

Реструктуризация возможна в случаях, когда различаются текущая стоимость предприятия и потенциальная стоимость, достигаемая после реструктуризации с учетом инвестиционных затрат на ее проведение.

Базовым при расчете стоимости предприятия в целях реструктуризации является метод дисконтирования денежных потоков, а реструктуризация рассматривается как вариант капиталовложений с первоначальными затратами и ожидаемой в будущем прибылью.

Акционерное общество может быть добровольно реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Под слиянием понимается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ, с прекращением существования последних.

Под присоединением признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества.

Под разделением общества признается прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.

Под выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего.

Сокращение (разделение, выделение) предприятия(особенно финансово-убыточного) — это выделение из его состава в качестве подконтрольных, но оперативно самостоятельных юридических лиц (дочерних и зависимых предприятий) бывших подразделений и (или) структурных единиц, которые до сих пор специализировались на определенных товарах или услугах, которые могут быть реализованы внешним покупателям (на сторону).

При оценке предполагаемого проекта реорганизации необходимо составить прогноз будущих денежных потоков, которые предполагается получить после завершения сделки. При расчете денежных потоков должны быть учтены все синергетические эффекты, чтобы предусмотреть предельное влияние реорганизации.

Синергетический эффект — превышение стоимости объединенных компаний после слияния по сравнению с суммарной стоимостью компаний до слияния, или добавленная стоимость объединения (2 + 2 = 5).

Выгода может быть прямая и косвенная:

Прямая выгода от объединения предприятий — увеличение чистых денежных потоков реорганизованных компаний. Анализ прямой выгоды включает три этапа:

1) оценку стоимости предприятия на основе прогнозируемых денежных потоков до реорганизации;

2) оценку стоимости объединенной компании на основе денежных потоков после реорганизации;

3) расчет добавленной стоимости (все расчеты проводятся на базе модели дисконтированных денежных потоков).

Косвенная выгода— увеличение рыночной стоимости акций или изменение мультипликатора цена/прибыль, так как акции объединенной компании могут стать более привлекательными для инвестора и их рыночная стоимость возрастет.

 

Тема 7. Основные методы оценки НМА и ИС

Объектом оценки являются права на ОИС, причем эти права имеют как территориальный, так и временной (срочный) характер и должны быть действительны, т.е. владелец прав может их реализовать, не нарушая права третьих лиц.

Предметом оценки являются непосредственные результаты творческой деятельности человека – это научно – технические достижения, дизайнерские разработки, литературные и художественные произведения, деловые и производственные секреты, профессиональные знания и опыт. По сравнению с материальными объектами ОИС носят нематериальный характер, имеют различное содержание и форму представления, что чрезвычайно усложняет идентификацию предмета оценки.

 

Основные этапы процедуры оценки:

· Заключение договора на оценку.

· Сбор и проверка информации.

· Анализ оцениваемого и конкурирующего объектов.

· Выбор подходов и методов оценки и их применение для оценки

анализируемого объекта.

· Оценка интеллектуальной собственности с применением каждого из выбранных методов.

· Согласование результатов оценки, полученных с применением разных подходов и методов.

· Составление и передача заказчику отчета об оценке.

Классификация подходов и методов оценки интеллектуальной собственности:

1. Доходный подход: группа методов «Преимущества в расходах»»; группа методов «Преимущества в прибыли».

· Затратный подход.

· Сравнительный подход. Методы сравнительного подхода.

· Группа методов, применяемых для оценки гудвилла.

· Доходный подход. Группа доходных методов имеет в своей основе учет чистого дохода от использования объекта ИС. Повышение его можно обеспечить за счет увеличения валового дохода (методы «Преимущество в прибыли » или уменьшения расходов на создание и применения ИС (методы «Преимущество в расходах»).

·

· Методы «Преимущество в прибыли » имеют своим источником или повышение качества продукции или дополнительно к этому фактору большую известность фирмы. Для реализации преимущества в прибыли повышают цену единицы продаваемой продукции или увеличивают количество продаваемых таких единиц. При этом чистый доход можно определить следующими методами:

· классический метод;

· метод нормы прибыли;

· метод выплаты роялти.

· Методы «Преимущество в расходах» предусматривают уменьшение расходов на использование ОИС, которое ведет к увеличению чистой прибыли. В эту группу входят два метода:

· метод освобождения от роялти;

· метод выигрыша в себестоимости.

· Затратный подход. Используется при оценке стоимости ОИС, если невозможно найти объект – аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен.

· В зависимости от того, какая документация, подтверждающая затраты на создание объекта оценки, может быть предоставлена правообладателем, оценщик выбирает процедуру, наиболее уместную в конкретной ситуации: если у заказчика имеется документально зафиксированная смета расходов, оценщик может применить метод исходных затрат или метод восстановительной стоимости; если смета отсутствует, она может быть построена самим оценщиком в рамках использования метода стоимости замещения. Могут применяться несколько методов оценки затрат на создание ОИС:

· 1. Метод восстановительной стоимости. Восстановительная стоимость ОИС определяется как сумма затрат, необходимых для создания новой точной копии оцениваемого объекта. Эти затраты должны быть рассчитаны на основе действующих на дату оценки цен на товары, услуги и стоимости рабочей силы в соответствующем регионе и в соответствующей отрасли экономики.

· Рыночная стоимость ОИС по данному методу определяется в следующей последовательности:

· выявляется фактический расход всех ресурсов, связанных с созданием и введением в действие ОИС, в их физическом измерении;

· на базе фактического расхода ресурсов и цен на товары, услуги и стоимости рабочей силы, действующих на дату оценки, рассчитывается сумма затрат;

· полученная сумма затрат увеличивается на размер разумной ставки предпринимательской прибыли (по ставке не меньшей ставки рефинансирования ЦБ РФ);

· определяется в денежном выражении величина снижения стоимости, обусловленного устареванием, накопившимся за время, прошедшее с момента создания ОИС до даты его оценки.

· Метод стоимости замещения. Стоимостью замещения называется стоимость создания нового объекта, эквивалентного объекту оценки по функциональным возможностям и вариантам его использования. При этом не требуется полная идентичность структуры объекта и природы образующих его частей.

· Метод исходных затрат. Метод строится на использовании реальных ретроспективных данных о расходах, произведенных с целью создания оцениваемых результатов интеллектуальной деятельности. Его особенностью является индексация выявленных затрат с целью их приведения к уровню цен на товары и услуги, соответствующему дате оценки.

Сравнительный подход. Сущность данного метода состоит в определении рыночной стоимости оцениваемой собственности на базе цен продажи объектов аналогичного назначения и сравниваемой полезности путем внесения в эти цены поправок (корректировок), учитывающих имеющиеся у аналогов существенные отличия от объектов оценки. Используется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки и действительных условиях сделок с ним. При этом может использоваться информация о ценах сделок, предложений и спроса. При сравнительном подходе используется метод сравнения продаж

Тема 8. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОНТРОЛЬНОГО И НЕКОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТОВ АКЦИЙ

1. Учет уровня контроля над предприятием в оценке стоимости пакетов акций.

2. Премии и скидки.

3. Методы определения премий за контроль.

В процессе оценки бизнеса часто необходимо определение рыночной стоимости не всего предприятия (не всех 100% его акций), а только пакета (пая). Специфика оценки акций заключается в необходимости учитывать контрольный или неконтрольный характер оцениваемого пакета, а также ликвидность того или иного пакета акций.

Первоначально необходимо определить какой пакет акций планируется к продаже. Возможные варианты представлены на СЛАЙДЕ № :

Варианты продажи акций:
100% -абсолютный контроль (свыше 75% голосов);
контрольный пакет (от 50 % +1), уровень контроля: операционный контроль, может обеспечить 100% контроль;;
блокирующий пакет (от 25% +1 ), уровень контроля :от незначительного до предконтрольного;
миноритарный пакет (менее 25% ), уровень контроля- минимальный.

 

Уровень контроля влияет на стоимость оцениваемого пакета (доля). При этом уровень контроля, который получает новый собственник, может в среднем на 20 -35% повлиять на итоговую стоимость пакета акций предприятия.

Под контрольным (мажоритарным) пакетом понимается владение более 50% акций предприятия, дающих владельцу право полного контроля над компанией.

Неконтрольный (миноритарный) пакет определяет владение менее 50% акций предприятия.

Большинство методов оценки позволяют учесть степень контроля.

Стоимость контрольного пакета определяется тремя подходами :

- доходный подход (метод дисконтированных денежных потоков, метод капитализации дохода);

- затратный подход (метод стоимости чистых активов, метод ликвидационной стоимости);

- сравнительный подход (метод сделок).

Стоимость неконтрольного пакета определяется :

- сравнительным подходом (метод рынка капитала).

Стоимость контрольного пакета всегда выше неконтрольного, поскольку держатели неконтрольных пакетов не могут определять дивидендную политику компании, а на избрание совета директоров влияют лишь в ограниченных принципами голосования рамках.

Если оценщику нужно получить стоимость на уровне контрольного пакета, то к стоимости полученной методом рынка капитала надо добавить премию за контроль.

Для получения стоимости неконтрольного пакета нужно из стоимости контрольного пакета вычесть скидку за неконтрольный характер.