Виды корректировок финансовой документации.
При проведении оценки бизнеса необходима корректировка всей используемой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью приведения их к общему временному эталону, в роли которого выступает момент оценки.
Основные типы корректировок финансовой отчетности :
· инфляционная корректировка;
· нормализация бухгалтерской отчетности;
· трансформация бухгалтерской отчетности;
Инфляционная корректировка финансовой отчетности – это приведение ретроспективной финансовой отчетности к единому уровню цен для повышения сопоставимости показателей разных лет.
Методы корректировки (очищения) показателей на влияние инфляции:
• прямая корректировка активов и денежных сумм на значения ин-
фляционных показателей;
• учет влияния инфляции на активы и денежные суммы посредством
включения в процедуру дисконтирования инфляционных показате-
лей.
Нормализация финансовой отчетности – это корректировка отчетности на основе определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса. Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов и т.д. приводит к появлению различий в показателях прибыли и денежных потоков. Нормализация отчетности в процессе оценки проводится всегда, меняется лишь объем корректировок.
Необходимо помнить: нормализованная финансовая отчетность может использоваться только в целях оценки!
Нормализующие корректировки проводятся по направлениям:
- корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;
- корректировка метода учета операций или метода начисления амортизации;
- корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения рыночной стоимости активов.
Виды бухгалтерской документации различают в зависимости от степени ее скорректированности:
- Приведенный ретроспективный баланс – это баланс, скорректированный на последнюю дату составления бухгалтерской отчетности. Корректировка заключается в исключении из баланса всех нематериальных активов и активов, не связанных с основной деятельностью предприятия, для повышения сопоставимости данных с отчетностью предприятий-аналогов. Корректируются также суммы основных средств (переоценка, физический износ).
Если скорректировать материальные активы по рыночной стоимости, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую и кредиторскую задолженность в соответствии с их реальным состоянием на дату оценки, то получим рыночный баланс.
- Приведенный ретроспективный отчет о финансовых результатах.
Аналогично балансу корректируется ретроспективный отчет о финансовых результатах: из прибылей и убытков исключаются статьи, не связанные с основной деятельностью или искажающие результаты сравнения с предприятиями-аналогами. Корректируются выплаченные проценты по ссудам, заработная плата владельцев в целях оценки приравнивается к среднеотраслевой, увеличивается прибыль на величину избыточных расходов.
На основе ретроспективных финансовых отчетов, данных об отрасли, регионе, рынке, стране прогнозируются финансовые показатели деятельности предприятия. Для сравнения с предприятиями-аналогами могут рассчитываться показатели в процентах.
Трансформация финансовой отчетности — это корректировка счетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета. Трансформация бухгалтерской отчетности не является обязательной в процессе оценки.
3 Анализ финансового состояния предприятия. Финансовые коэффициенты.
Анализ финансового состояния объекта является предварительным этапом работ по оценке. Оценщик должен изучить ретроспективную финансовую отчетность оцениваемой компании.
Под финансовой отчетностью понимаются балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала, и другие приложения к годовому балансовому отчету.
(Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н с изменениями от 05.10.2011 N 124н.)
Для оценщика желательно использовать отчетность, прошедшую аудиторскую проверку и в отчете отразить наличие или отсутствие заключение аудитора.
Аудиторское заключение не включено в состав бухгалтерской отчетности, но при этом проведение обязательного аудита никто не отменял. Критерии для организаций, обязанных проводить обязательный аудит, установлены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года.
Основные цели анализа :
– определить реальное финансовое состояние предприятия на дату оценки и найти резервы его улучшения;
- выявить степень соответствия финансовой отчетности оцениваемого предприятия общепринятым в отрасли принципам бухгалтерского учета;
- сравнить оцениваемый бизнес с аналогичными, для определения риска, присущего данному бизнесу; скорректировать финансовые отчеты для целей оценки.
По степени детализации финансового анализа различают:
- экспресс-анализ,при котором анализируются данные бухгалтерской отчетности, оценивается финансовая устойчивость и динамика развития, показатели оцениваемого предприятия сравниваются с абсолютными, отраслевыми или с показателями предприятий-аналогов;
- детальный анализфинансовой устойчивости направлен на более тщательную оценку имущественного и финансового состояния, возможностей и перспектив развития предприятия (анализируются баланс, отчет о финансовых результатах, данные аналитического и производственного учета).
При любой степени детализации анализ проводится в два этапа:
1) анализ финансовых отчетов (абсолютных показателей);
2) анализ финансовых показателей (относительных показателей).
Предварительным этапом работ при проведении финансового анализа является составление Агрегированных форм, которые должны содержать поправку на уровень инфляции, а также исключать нетипичные статьи доходов и расходов.
После составления агрегированных форм проводится горизонтальный и вертикальный анализ, рассчитываются следующие группы показателей: показатели ликвидности и платежеспособности, показатели финансовой устойчивости, показатели деловой активности, показатели рентабельности. Результаты расчета фиксируются в Аналитических таблицах.
При проведении более детального финансового анализа необходимо проведение анализа по следующим блокам: организация, производство, финансы.
Основные методы финансового анализа:
· Горизонтальный анализ — анализ финансовой документации за ряд лет, данные которого представляются в виде индексов по отношению к базисному году или сопоставления процентных изменений по статьям за анализируемый период.
· Вертикальный (структурный) анализ – выявление удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе.
· Трендовый анализ, или динамический анализ - сравнение каждой позиции отчётности за ряд лет и определение основной тенденции динамики показателя.
· Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или разных форм отчетности и определение их взаимосвязи.
· Сравнительный (пространственный) анализ – как внутрихозяйственный между подразделениями, так и межхозяйственный анализ показателей с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и нормативными показателями.
· Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель.