Тема № 6. Общие экологические требования безопасности и охраны здоровья населения.

 

Российское законодательство содержит требование разработки оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) до реализации любого проекта, так или иначе влияющего на состояние элементов окружающей среды. В связи с этим, безусловно, можно утверждать, что цели разработки ОВОС ‑ превентивные меры, вполне отвечающие по смыслу термину «охрана окружающей среды».

Для предотвращения любых негативных последствий различной человеческой деятельности необходимо последовательно, этап за этапом, рассматривать и оценивать как прямые, так и косвенные последствия любого воздействия.

Каждый из проектов, касающихся любого вида человеческой деятельности, формальновключает в себя несколько этапов, начиная с декларации о намерениях, прединвестиционного обоснования, технико-экономического обоснования (ТЭО) и расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием. Фактически сюда же следует относить и планирование послепроектной стадии.Согласно закону «Об экологической экспертизе» (ст. 3 и 14) любой этап разработки проекта должен сопровождаться разделом, имеющим характер ОВОС. При этом на каждом из этапов осуществляемыеоценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки проекта, так и характером выводов, завершающих ОВОС. На этапах, когда требуется только обосновать необходимость данной деятельности, цель ОВОС ‑ показать экологическую возможность её осуществления и сформулировать экологические предпосылки возникновения тех или иных экологических проблем, связанных как с региональными особенностями территории, так и с отраслевой спецификой деятельности.

Соответственно, проектная стадия, когда известны и качественные и количественные нагрузки на среду, требует от раздела ОВОС также конкретных количественных (или экспертных - качественных) оценок возможных последствий, с тем, чтобы предусмотреть такие технические и технологические решения, которые позволяют или избежать или свести к минимуму нежелательные последствия.

Согласованные таким образом с проектными решениями оценки составляют сущность раздела ОВОС, являющегося неотъемлемой частью проекта, и вместе с ним представляются на ГЭЭ.

Сопоставление двух понятий, вынесенных в название курса, сделанное во Введении, показывает их принципиальное отличие: «экологическая экспертиза» (обычно воспринимаемая как ГЭЭ) ‑ это контрольная проверка результатов исследований и прогнозов, чем, по сути, и является ОВОС.

Процедура ОВОС в общем виде закреплена в Положении об ОВОС в РФ, а более подробно описывается в Руководстве по проведению ОВОС и в специальном письме Госкомэкологии РФ.

Структура ОВОС и метод организации материала. Хотя ОВОС является составной частью предпроектной (или проектной) документации, одновременно этот раздел представляет собой законченное исследование, которое должно быть понятно как специалистам, так и широким кругам заинтересованных лиц (администрация и население района деятельности) даже без обращения к технико-технологическим подробностям проекта.

Во многом это достигается правильной структуризацией содержания, где каждое структурное подразделение логически связано с другими. Такая четкая логическая последовательность достигается путем некоторых общих принципов, проверенных опытом работы над ОВОСами.

Различается два аспекта структуры ОВОС. Горизонтальная структура предполагает последовательное рассмотрение всех элементов и факторов, взаимодействие которых ожидается в результате осуществления проекта. Сюда относятся как виды и источники возможного воздействия, так и факторы природной (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера), так и социальной среды.

Смысл вертикальной структуры заключается в том, чтобы проанализировать и понять природные (спонтанные) закономерности многочисленных процессов, протекающих в данном регионе, оценить существующий уровень нарушений и изменений, что будет служить исходным фоном для планирования деятельности. Затем на основе этого анализа требуется сделать прогнозные оценки, что, собственно и является главной задачей разработки ОВОС. Таким образом, вертикальная структура каждого «горизонтального» раздела ОВОС включает в себя 3 уровня:

спонтанные особенности и закономерности Þ существующее состояние Þ прогноз.

В каждом разделе рассматриваются как прямые воздействия, так и опосредованные другими факторами, из чего вытекает необходимость использования данных и выводов каждого раздела для всех остальных, чем и достигается комплексность оценок.

Возвращаясь к идее о включении послепроектной стадии в сферу экологической экспертизы и ОВОС, необходимо особое внимание заострить на анализе и оценке аварийных ситуаций на действующих объектах, а также соответствующих прогнозах. Действительно, данный вид информационно-управленческой деятельности явно выходит за пределы традиционного экологического контроля и требует всё того же аналитического подхода, свойственного экспертизе.

Основные подходы к оценке безопасности промышленного объекта представлены в следующих нормативно-правовых документах: Положение о декларации безопасности промышленного объекта, а также в документах о Порядке разработке декларации безопасности промышленного объекта РФ и о Порядке её экспертизы.